Для ведения ВО нужно выучить 5 пунктов порядка ведения ВО и три правила ведения ВО. Из многолетнего опыта обучения курсантов, эти незамысловатые правила учили, даже самых чугуноголовых учлетов не паниковать и уверенно летать. Я их писал по памяти в ветке про альтернативу GPS. Почти 40 лет прошло, а выстрелили из памяти в одну секунду. Конечно, есть много ньюансов в определении ориентиров на местности. Например зимой могут быть не видны реки и дороги занесенные снегом, а летом плохо заметны опоры ЛЭП, хотя зимой их лучше видно. Конечно только опыт может помочь при опознании ориентиров на местности, никакие поездки ничего не дадут. Зимой характерная форма и цвет полей тоже пропадают. Из всевременных ориентиров на первом месте железные дороги, затем массивы леса, потом автотрассы и населенные пункты. Отличные ориентиры промышленные предприятия с дымовыми трубами.
Огромную роль играет подготовка к полету. Помимо изучения и подготовки карты, нужно нарисовать мандричку, или по научному ШПП. В НПЛ или на бумажке нарисовать маршрут с указанием курсов расстояний и времени полета на участках, с символическим изображением ориентиров и возможных пеленгов на ориентиры. Можно открыть гугл карты и посмотреть спутниковые карты местности. Приучить себя использовать солнце в ориентировании, помнить что у нас солнце в обед на юге, Ну а утром на востоке, а вечером на западе, движется по небу со скорость 15 градусов в час. В общем конечно только практика может научить постоянно держать в голове собственную GPS.