Так дело все в том, что нельзя сделать еще более лучший малый радиальный мотор, чем Scarab или Jacobs. И перимуществ перед класическими оппозитами они не имеют. Кроме антикварной красоты.
Четырехтактная классическая звезда более-менее нормально работает, когда у нее не меньше, как 7 цилиндров, а максимум может быть 9. сдругой стороны. У четырехтактного двигателя число цилиндров более 4 становится полезно делать только тогда, когда либо объем одного цилиндра достигает 1.5л, либо мощность. вырабатываемаемая в нем, достигает 50л.с.
Это значит, что самый маленький радиальный двигатель будет иметь смысл, начиная с мощности 300-350л.с., когда он еще только начнет конкурировать с оппозитом, который на этих мощностях приближаеться к конструктивному пределу на 6 цилиндрах. Самый мощный серийно производимый оппозит Лайкоминг IO-720, мощностью 400л.с. имеет 8 цилиндров и все еще компактнее и проще звезды.
Увеличение числа цилиндров должно быть опрадано возросшей мощностью без роста удельной массы, поскольку при этом растет число деталей, трудоемкость производства и обслуживания, труднее обеспечить надежность.
По современный представлениям поршневые моторы могут быть лучше газовой турбины до 600-700л.с., таких моторов сейчас в производстве нет (проект Trace, бывший Orenda, нельзя воспринимать всерьез), но нет и серьезного заказчика, который бы это финансировал.
В этом диапазоне мощностей уже можно рассматривать радиальную конфигурацию ка кодну из предпочтительных.
Даже при мощности 700-900л.с. мало смысла делать винт диаметром 2.5м, достаточно 2.0-2.2м, при этом КПД винта достигнет 0.8 даже на малоскоростном самолете, например, сельскохозяйственном. Дальнейшее увеличение диаметра приведет только к бессмысленному росту массы как самой СУ, так и планера, из-за чрезмерно больших моментов, передаваемых на конструкцию.
Моторы размерности Warner Scarab, в диапазоне мощностей от 125 л.с. в конце 1940-х годов были вытеснены оппозитами без надежды на спасение.
Вот этот мотор:
http://en.wikipedia.org/wiki/Warner_Scarab
Год рождения 1928, ровесник М-11.
Обратите внимание на вес и размеры. М-11 в глубоком отстое.
Однако обороты маскимальной мощности 2050-2100об/мин вместо 2700-2800 у Лайкоминга есть не преимущество а недостаток, как я уже отмечал выше, поскольку приводят к бесполезному перетяжелению всего самолета. Несмотря на совершенство формы классического капота НАСА для радиального двигателя, капот оппозита такой мощности оказывается намного компактнее и дает лучший обзор и зкабины. Окончательное поражение против оппозитов - повышенная трудоемкость обслуживания и сложность обеспечения неограниченного ресурса.
Ну что поделать, красив!
http://www.russellw.com/photoalbum/ottumwa_2001/Monocoupe%2090%20N1161%20rfq.jpg