Посмотрел документ Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа гражданских воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов/диспетчерам при выдаче свидетельств и квалификационных отметок, присвоении и подтверждении класса квалификации", есть комментарии.
Всё ещё присутствует очень неудобный момент:
17. Сроки действия свидетельств устанавливаются по срокам действия медицинского заключения.
На практике это обозначает следущее. После того, как ВЛЭК пройден, необходимо бегом бежать на КПК. Иначе срок действия свидетельства будет не равен длительности действия медсправки, а окончится по сроку окончания действия медсправки. И это при том, что к полёту человека допустят только при действующем пилотском и действующей медсправке. По сути, сделана не нужная на самом деле перестраховка.
Хуже того, если у человека не одно свидетельство, а целая пачка (пилота-любителя, коммерческого пилота, линейного пилота, не говоря о действующем РОСТОшном и не действующем ФЛАшном), то ситуация со сроками действия свидетельств доводится до абсурда. То есть либо человеку придётся проходить два ВЛЭКа (на вторую и третью графы), либо любительское свидетельство получать на укороченный срок.
38. Специалист авиационного персонала ГА, имеющий взыскание за профессиональные нарушения, связанные с обеспечением безопасности полетов, к повышению в классе не допускается.
Летный состав, допустивший по личной вине авиационное происшествие, допускается к повышению в классе после налета не менее 500 часов.
Я так и не понял, что такое "специалист авиационного персонала ГА". В указанных четырёх ФАПах это понятие не раскрывается. Также из строки выше вроде бы следует, что лётный состав не относится к "специалистам авиационного персонала ГА".
А тот, кто нарушил, не допускается пожизненно? Но работать на своём текущем месте может? В связи с недомолвками возможны очень серьёзные перегибы.
52. Свидетельство пилота-любителя выдается лицам, имеющим действующее медицинское заключение второго класса.
Мелочь, но для конкретности полезно было бы сказать "второго класса ИКАО". Вдруг ещё чего придумают.
54. Обладателям свидетельств пилота-любителя предоставляется право выполнять функции командира ВС на международных воздушных линиях, если они имеют соответствующую подготовку и их налет в качестве командира воздушного судна составляет не менее 250 часов.
Чтобы избежать абсурда, стоило бы добавить "либо пилот имеет действующее свидетельство пилота (или эквивалентное свидетельство) в странах, через которые проходит перелёт".
Иначе легко может получаться глупость - есть русский PPL с налётом 100/150/200 часов, есть (например) конвертированный PPL соседней страны, но пересечь границу - нельзя.
Часто требуется "прохождение обучения в образовательном учреждении ГА", что логичнее было бы заменить просто сдачей соответствующих экзаменов в уполномоченном центре. В частности, я говорю о пункте 55.2.
64. Первый класс пилота коммерческой авиации присваивается лицам, имеющим:
...
5) положительную аттестацию.
Если первые четыре пункта описывают что-то конкретное, что пятый пункт должен звучать как "истинный ариец"?
ХI. Требования для допуска обладателя свидетельства пилота коммерческой авиации к полетам по ППП
...
68. Кандидаты на получение квалификационной отметки о праве на полеты по ППП - обладатели свидетельства пилота-любителя, проходят дополнительное медицинское обследование с целью получения <Медицинского заключения пилота коммерческой авиации>.
Здесь я не понял ничего, могу только догадываться. Догадка первая - в заголовке пропущены слова "и пилота-любителя".
Догадка вторая - зачем-то ужесточены требования по медицине, по-моему, совершенно неоправдано. Догадка третья - срок действия данного свидетельства двояк - то ли его относить к медсвидетельству пилота-любителя, то ли к свидетельству коммерческого пилота с соответствующим урезанием в сроках.
Моё личное мнение - пункт откровенно для PPL вредный.
83. Квалификационная отметка <командир ВС> выдается лицам:
...
2) прошедшим подготовку ... и сдавшим экзамены в ТКК (ВКК) по ... технике пилотирования и навигации ...
Некорректно, поскольку технику пилотирования, в большинстве своём, будут принимать не члены ТКК, а инструктора, имеющие квалификационную отметку "командир-инструктор" (раздел XVI того же документа). Кстати, с лётной проверкой ВКК ещё менее понятно.
пп 90, 93.
Совершенно непонятно, почему свидетельство пилота-планериста выдаётся с 16 лет (причём слова "любитель" нет, хотя по тексту это именно "любители"), а свидетельство пилота-любителя безмоторного СЛА - с 15 лет
157. Лицу, имеющему российское гражданство и являющемуся обла-дателем свидетельства, выданного другим Договаривающимся государством, выдается свидетельство соответствующего специалиста ГА Российской Феде-рации при условии, что это лицо соответствует требованиям настоящих Правил.
Опять возможны красоты. Получив за бугром CPL и вернувшись назад, необходимо "для соответствия правил" проходить обучение в заведении ГА? Да, будет звучать хорошо, но только после соответствия данных правил FAA/FAR.
160. Лицо, утратившее свидетельство, не допускается к исполнению обязанностей в соответствии с утраченным свидетельством до получения дубликата.
По материалам расследования комиссия составляет заключение о целесообразности выдачи дубликата свидетельства.
Непонятна такая жёсткость. Писали бы прямо - до установления факта действительности свидетельства. Далее замена - как с паспортом, без всякой "целесообразности".