на КАА:
Кирдык, как я писал выше, исключается конструкцией. Для этого носовая часть фюзеляжа - это в примитиве острый угол (менее 30 град.) треугольника, одна сторона (нижняя) которого расположена по траектории горизонтального полета, а другая сторона (верхняя) - под этим углом - принимает на себя (в случае неточного наведения) провисающий трос, поднимает его и направляет под крюк для последующего зацепления. (Такую конструкцию имеют некоторые химики для перекидыванию оборвавшихся проводов.) Эта же верхняя сторона треугольника имеет продолжение вниз для прикрытия шасси, а поэтому ЛА либо зацепляется, либо пролетает ниже или выше троса, не задевая последнего (есть частности, но их пока не обсуждаю).
По поводу чистого участка. В нашем случае этот чистый участок расположен на высоте 9 м или даже выше. Значит есть возможность пролетать над домами и столбами дачных территорий. Деревья конечно мешают, если они большей высоты.
А для взлета не нужна ВПП, как я уже писал, так как взлет идет с качелей из преобразованного тросового варианта посадки (просто трос для посадки используется как единственный или один из двух тросов для качельного запуска). Но запуск идет в нижней точки раскачивания, на высоте ниже на 6-8 метров (в дачном варианте) от высоты посадки и тут вы правы нужен чистый участок. Однако этот чистый участок нужен только в одном направлении от тросового аэродрома и расположен на высоте 1,5-2 м или выше (если трос при посадке натягивать выше высоты 9 м). Т.е. все зависит от местных условий. Например, для начала надо определить направление взлета (так как траектория взлета начинается ниже, чем кончается траектория посадки) и высоту взлета. К этой высоте добавляем 6-8 м и определяем тем самым высоту двух опор и высоту натяжения троса. Но если ваша дачная или придачная территория позволяет сделать обычную ВПП с "чистым участком" , то тросовый аэродром не нужен.