Дело всей жизни Клайд Вернон нашел на
одном из первых американских авиашоу в
1910 году. Странного вида шаткий механизм,
гибрид этажерки и летучего змея, пробежал по
земле и, покачивая полотняными крыльями,
взмыл в воздух. Когда самолетик сделал круг
и приземлился, Цессна уже знал — вот оно. То,
чему он посвятит свою жизнь и таланты.
Цессне исполнился 31 год, у него была жена
Европа, маленький сынишка и успешный
автобизнес. И недавно обретенное призвание.
Клайд Вернон Цессна начал жизнь с чистого
листа: бизнес был продан, жена и ребенок
остались дома, а сам будущий авиатор
отправился в Нью-Йорк, учиться
самолетостроению в мастерских Queen
Aeroplane Company.
Через пару месяцев Клайд потратил все свои
сбережения, включая приданое супруги, на
приобретение своего первого самолета,
сделанного по образцу аэроплана Блерио,
перелетевшего через Ла-Манш. За этим
последовали несколько месяцев
самостоятельного обучения летному делу. Если
сказать точнее — несколько месяцев Цессна
пытался взлетать, затем учился приземляться
без аварий. Бедный аэропланчик начал
разваливаться еще при первой попытке взлета
над просторами Грейт Солт Лейк. Итог
попытки: 200 долларов на ремонт аппарата и
100 долларов штрафа за испуганных овец
соседей.
При пятой попытке самолет, наконец,
оторвался от земли. Но полет его был
недолгим, а приземление — фатальным для
хрупкой конструкции. Развалившийся самолет
починить уже было невозможно. Цессна
строит взамен разбитого новый аэроплан,
подобный разбитому, и нарекает его
«Серебряным Крылом» — Silverwing. Гордое
имя не облегчило участи аппарата:
последовали семь безуспешных попыток
взлететь, после каждой из которых
приходилось тратиться на очередной ремонт и
выплату штрафов соседям за беспокойство.
Клайд был в долгах по самые уши и пребывал
на грани отчаяния.
Все-таки
крестьянская смекалка не могла заменить летную подготовку и начинающий
авиатор даже попал в больницу с травмами. Но в конце концов, на тринадцатой
(!) попытке самолет таки пролетел около сотни
метров. В завершение своего «исторического
полета» Клайд, разворачивая машину, не
рассчитал маневра и «сел» на дерево.
Поддерживавшая его во всех начинаниях жена
помогла и в тот раз. Она привела к месту
аварии трактор, с помощью которого
поврежденный самолет отбуксировали к дому.
Раздосадованный очередной неудачей Цессна
воскликнул: «Я все- таки полечу на этой
штуке, а потом сожгу ее, и никогда не буду
заниматься аэропланами!» Наконец, через
месяц ему удалось совершить нормальный
полет. Благополучно приземлившийся пилот
был восторженно принят толпой зрителей. На
смену былым насмешкам пришли почет и
слава. Горожане теперь называли своего героя
«птицеловом из Энида».
Между тем положение в отцовском хозяйстве
становилось хуже некуда – дело шло к
банкротству. В конце декабря Клайд со своей
семьей собрал пожитки и перебрался на ферму
в Канзас. Зима 1911-12 гг. прошла тяжело. Ко
всему, Цессна захворал, но дни напролет
продолжал ремонтировать свой самолет в
холодном сарае.
С приходом весны 1912 г. ситуация стала
улучшаться. Клайд совершил ряд успешных
полетов на ярмарках и спортивных праздниках
по всему штату и каждый раз получал доход в
пару сотен долларов. Прибыль позволила
переобородовать
песопилку рядом с отцовской фермой в самолётный
ангар и мастерские, где каждую зиму до 1915
Клайд строил и испытывал новую машину,
а затем возил её в трейлере по всей стране,
выступая на ярмарках и авиашоу. Среди
восьми сконструированных тогда машин
сложно найти две похожих. Он
постоянно что-то менял и совершенствовал,
думая больше не о прибыли, а о
воплощении своих технических идей.
Далеко не все озарения оказывались
блестящими: как и многие его собратья по
авиаделу, Клайд строил эмпирически, без
чёткой научной базы для расчётов. Не
обходилось без аварий во время одного
неудачного приземления пилот раздробил
ногу, что позже заставило его доверить
испытания созданных им моделей сыну
Элдону и ученикам...