Указатель скольжения и скорости на самолётах (вопрос)

fan444

Авиация это моя жизнь
Откуда
коломна
Да, набаловали  нас  навигаторами, жуть.  Сейчас доставал  эти  раритеты  и  поймал  себя  на мысли  , что  стал  всё забывать........

У  меня  первый  Комэск  был    помню задрочил  нас  счету  в  уме, всех  там  путевых  и  расчетов  выхода  на цель, считали, делали  разные  мандрички, НПЛы  расчерчивали, но  на  цель  почти  всегда  по  нулям  выходили.Потом  в  Афгане  сильно  пригодилось  когда  правак  даже  с  ДИССом  умудрялся  блудить.В  Африке  наоборот  там  правак  был  Асом  в  своем  деле  всё  спал  у  меня.  Смотришь  слюну  пустил, спрашиваю  где  летим  и  ему  пару  взглядов  было  достаточно  для  ориентировки  по  карте, занимался  в  детстве  охотой  на  лис/радиоигра/. ;D
 

Alex_520

Сменил аватарку - ушёл в малую авиацию
Вот она НАСТОЯЩАЯ ШКОЛА, которая уже ушла в небытие. Увы!

У меня приходят первокурсники в колледж после 9-ти классов. Ни думать сами не хотят, ни считать не умеют, к сожалению.
На "контрольный" вопрос на самом первом занятии "Сколько будет дважды два четыре?" наблюдаю каждый раз одну и ту же реакцию - не задумываясь над вопросом, достают телефон и пытаются считать на его калькуляторе ответ. Как минимум половина так делает. Недаром же покойный Задорнов называл их "кнопочным" поколением. Все ответы ищут в Википедии, думая что это Энциклопедия.

А ведь потом кто-то из них может оказаться за штурвалом, вот что и страшно...
 

avis

Я люблю самолеты!
Собери всё это "в кучку" и отказ одного прибора не приведёт к катастрофе.


А КТО  из нынешних летающих это умеет.......
 

Alex_520

Сменил аватарку - ушёл в малую авиацию
Если этого пилота учили профессионалы и профессионально.
Пилотаж для этого уметь крутить совсем не обязательно. Детали в мелочах...

Нас в училище на ЯК-18Т учили летать ночами чуть ли не по кострам (керосиновые лампы вдоль ГВПП в поле), пробивать облачность и строить схему захода на посадку по одному ПРМ, выходить на посадочную прямую с ЛЮБОГО курса на заданное удаление от ПРМ и пр. и пр. и пр. Готовили извозчиков для ГА.

А основной массе пацанов в это время было по 19-20 лет....

А сейчас на ЯК-18Т его владелец сможет сделать это без особого напряга (без GPS и прочих гаджетов)? Времена поменялись, а люди остались те же. Только вот слегка разленились.

Мой однокашник по училищу (летавший в родной ему А-Ате КВС-ом на ТУ-154) в годы развала СССР и последующей "казахизации" тогдашнего Казахстана оказался волею судьбы в Перте (Н.Зеландия). Работал там кем придётся, а за собственные деньги в местном аэроклубе на Сенеке подлётывал, чтобы не забывать про штурвал и навыки пилота.
Писал мне тогда, что подготовка пилотов в их аэроклубе Перта (заштатного городишки) напоминала ему наше родное училище: минимум приборов на борту ВС, отработка умения думать, считать и принимать решения, вносить поправки и пр. И ничуть не удивлялся, что местные парни лет через пять-семь уже летали на В-757 линейными пилотами (в Сингапуре, Индии, Австралии т.к. на родине у них со свободными вакансиями линейных пилотов туговато).

Сейчас он летает в Астане на В-727 частной авиакомпании. Вернулся домой уже с паспортом гражданина британского Содружества...

Попробуйте теперь выпускника любого нашего аэроклуба запустить в маршрутный полёт по стране без GPS-ки (а то и без двух сразу!).

Дело не в людях, а в уровне их подготовки. Как мне кажется...
 

Cobra

Я люблю строить самолеты!
Собери всё это "в кучку" и отказ одного прибора не приведёт к катастрофе.


А КТО  из нынешних летающих это умеет.......
Может уметь любой если не болтаться в воздухе без дела и озадачивать себя в полете не только красотой и тыканием в жжепс, а еще и элиментарными навыками пилотирования, навигации и работе с приборами в кабине да же если их всего два дудильника :IMHO.
Если бы народ нормально учили и дрючили своевреммено то и идиотских вопросов не было бы про ниточки и веревочки. :IMHO
 
V

vbufhm

Глубоко сомневаюсь .  В соседней ветке заслуженный модератор удивляется что в зависимости от плотности воздуха УС показывает разные значения.  Видимо что такое воздушная и приборная скорости не знает и что для чего служит.
А касаемо полетов в слепую,  самое простое это поддержание скорости,  но и тут достаточно проворонить темп ее измененения (не смотрел на УС 10 сек например) и можно так раскачать вверх вниз самолет,  что писец.
 

Alex_520

Сменил аватарку - ушёл в малую авиацию
Гоняться за скоростью по УС и выдерживать высоту полёта по вариометру - прямая дорога в могилу. Правда длина этого пути у каждого будет разная.
:IMHO

Держать надо тангаж, крен (его отсутствие или постоянство), шарик на ЭУП-е, угол атаки, курс, режим работы двигателя.
И пока до этого не дойдешь  и не устаканишь в своё голове - полёты по приборам можешь не начинать.

Просто почитай на досуге про крайние авиакатастрофы и подумай САМ об их причинах....
 
V

vbufhm

Скорость таки по УС выдерживают.  А вот то что ты отвлекся на 10 сек и вместо 250км/ч стало 240, нужен опыт вернуть обратно на 250.
 

Alex_520

Сменил аватарку - ушёл в малую авиацию
Мужики!
Хватит воспоминаниями делиться, не в тему ветки это. Вспомните, что писал её зачинатель...

Приветствую летунов и причастных!  ::)

У меня тут возник чисто теоретический дилетантский вопрос.
11 февраля в Подмосковье разбился Ан-148. Как показал анализ бортовых самописцев, произошло обмерзание датчиков воздушной скорости. Обсуждать действия экипажа мы сейчас не будем, а вопрос вот какой:

Почему на воздушные суда не ставят какой-нибудь аналог указателя скольжения, как это делают практически на всех планерах? Та самая ниточка на фонаре кабины, отлично видимая изнутри пилотом, и на которую можно просто взглянуть при отказе аппаратуры.

Можно ведь сделать не просто банальную нитку (да её и сдует на крейсерской скорости), а высокотехнологичный композитный стержень, который бы отклонялся на определённый угол, чем и показывал бы скорость и направление потока относительно самолёта.
И даже при отказе всяких хитрых датчиков такое решение позволило бы за пару секунд простым взглядом понять, что происходит снаружи.

Очень упрощённо изложил, конечно, но суть понятна, я думаю: сделать визуальный ориентир, не завязанный на электронику. Во всяком случае, он не заменит приборы, а дополнит их и поможет не потерять контроль над управлением в экстремальных случаях  :~~)
Автору ветки следовало бы для начала определиться с параметром, который он хотел бы замерять: таки воздушную скорость или же скольжение самолёта?

Воздушную скорость можно измерять как разницу полного и статического давления. Что и делается обычно на 99,9% самолётов.
На достаточно малых скоростях её можно измерять самодельным прибором по типу флюгера с горизонтальной осью вращения, установленного в свободном потоке (например - на подкосе крыла, в зоне видимости пилота). Именно такой стоит на оригинале Legal Eagle. Примитивно, но РАБОТАЕТ!

А скольжение замеряют обычно шариком на указателе поворота. Или на авиагоризонте (снизу). И тады никаких ниток и прутиков на лобовом стекле фонаря не нужно...
 

Malish

Я люблю строить самолеты, но больше люблю летать!
Откуда
Волгоград
Alex_520 сказал(а):
А скольжение замеряют обычно шариком на указателе поворота. Или на авиагоризонте (снизу). И тады никаких ниток и прутиков на лобовом стекле фонаря не нужно...
"нитками" обычно пользуются планеристы ;)
 

Старый Шкраб

Лучше быть, чем казаться.
На достаточно малых скоростях её можно измерять самодельным прибором по типу флюгера с горизонтальной осью вращения, установленного в свободном потоке (например - на подкосе крыла, в зоне видимости пилота). Именно такой стоит на оригинале Legal Eagle. Примитивно, но РАБОТАЕТ!
Боюсь, что при интенсивном обледенении без без обогрева будет малоэффективен.
 

Alex_520

Сменил аватарку - ушёл в малую авиацию
Обогрев "стрелы" на горизонтальном шарнире организовать в разы проще, чем трубки Пито и приёмников статического давления.
Для этого вполне достаточно на головную часть этой "стрелы" намотать спираль из нихрома и подключить её к бортовой сети самолёта.
В полёте обледеневает лишь та часть, которая тормозится при соприкосновении с набегающим воздушным потоком (то есть "наконечник" стрелы)...

Кстати, на большинстве самолётов малой авиации полёт в условиях обледенения ЗАПРЕЩЁН. Как впрочем и полёты по ППП.
А самый простой самодельный указатель воздушной скорости можно сделать и по этому принципу

из сталистой проволоки. Только оттарировать надо хорошо, чтобы погрешность была минимальной...
 

soldier

Самодельная авиация.
Мужики!
Хватит воспоминаниями делиться, не в тему ветки это. Вспомните, что писал её зачинатель...
Не,а чего воспоминания жуть как интересно,особенно от военных пенсионеров вертолетного дела. :) Одному причудилось, что авиакатастрофу обсуждают, другой мог бы поведать,если бы еще воспоминания продолжались,как он бомбил по носку сапога,приставив его к остеклению и используя как прицел. И главное все по теме. :)Похоже вертолетные вибрации определенно сказываются на адекватности в преклонном возрасте. ::)
Что касается вопросов ТС,а именно,как пилотировать при отказе УС и про дублеры указателя скольжения,то наверное от условий завмсит: ПВП или ППП. При ПВП главный прибор капот-горизонт и поведение самолета при приближении к кр. углам атаки.Интересная ССКУА  на самолетах текнам. На центроплане буртик,при приближении к КУА оперение попадает в турбулентный поток от этого буртика ручку начинает трясти. В указателе скольжения вроде нечему ломаться,тем более в многих самолетах этих указателей два. Нитка на стекле самый простой указатель скольжения,но пока не заморосит дождик. МЛМ. СВС вообще не нужен УС, нужен навигатор,чтобы на маршруте подобрать поток с хорошим попутным напрвлением,а машину,по скоростям,нужно чувствовать,как говорится,пятой точкой. Про отказы ППП , Alex_520,наверное еще что нибудь расскажет ,было бы интересно.
   
 

maverick07

Дважды два-четыре
СВС вообще не нужен УС
Может у пенсов и наблюдаются результаты вибраций..., но для некоторых недозрелых товарищей, летающих на воздушных змеях и мнящих себя лёДчиками, понятия адекватность, в принципе не  существует :IMHO
 

soldier

Самодельная авиация.
мнящих себя лёДчиками,
лёДчики это в ВВС. В ГА и АОН пилоты.Пора бы знать.
Вертолетчик наливает пилоту самолета полный стакан,себе половину.Тот спрашивает а чего себе не полный,да я пока до рта донесу половину расплещу. ;D
 

maverick07

Дважды два-четыре
Не расстраивайтесь, вам обязательно тоже когда-нибудь нальют...но при условии, если не будете летать без УС.
 

fan444

Авиация это моя жизнь
Откуда
коломна
soldier  так  что  то  нашло, правильно  кидаете, не  хрен  жить  прошлым..........молодец. [smiley=thumbsup.gif]
 
Вверх