Еще немного о шасси, на этот раз основном.
По аналогии с ХАИ-48 и всеми лилиенталевскими дельталетами использовалась пластиковая рессора - разработка фирмы Лилиенталь. Вопрос ее крепления уже освещался. Но была и альтернатива - Александр Демченко разработал конструкцию, состоящую из двух консолей, соединенных центральным кронштейном, который можно было присоединять к нашей банке на те же отверстия. Консоли были набраны из прутков, что шли на хвостовики дельтакрыльев,были очень прочными и гибкими, одновремено обеспечивая хороший гистерезис. На концах прямолинейных консолей крепились полуоси с тормозными фланцами. Несмотря на относительно высокую цену, эта рессора пользуется доверием благодаря исключительной выносливости и сохранила популярность у эксплуатантов.
В документах мы ее обозначили как тип Д, простую арочную - как тип М (по фамилии Мельника Владимира Андреевича, руководителя бригады выклейщиков СКБ-10 ХАИ).
Одновременно рессору лилиенталевской геометрии запустили в производство у Вадима Диомидовича Перевознюка в Луганске. Поэтому на сертификационные испытания вышли все три. И все три - сломались. Всем производителям пришлось сообщить о неутешительных результатах и предложить в течение кратчайшего времени выдать на испытания усиленные варианты. И вот тут бригада Мельника "сошла с дистанции", отказавшись от борьбы. А Перевознюк и Демченко сделали усиленные варианты, успешно прошедшие статические и копровые испытания.
Так до сих пор и идут все Бекасы с разными рессорами: типа М и типа Д, хотя В. Мельник ими уже не занимается, и под этим индексом теперь подразумевается луганская рессора. У нее бывали иногда технологические проблемы. Но если все выполнено нормально, то работает она очень хорошо, и ресурс продлевается по состоянию на основании наружного осмотра. Но если уж появились трещины - все, срочно заказывайте новую! Раньше расслоения продольного не боялись и даже можно было при продольном расслоении стянуть ее болтами или заклепками и летать дальше. Но это было на лилиенталевской рессоре. Сейчас такие фокусы не проходят и рисковать с трещинами ни в коем случае нельзя: случаи резкого, быстро развивающегося излома уже были. Трещина - однозначно замена.
Не так давно появился еще один производитель рессоры типа М - Александр Лозовой в Рязани. Его рессора в значительной степени усилена. Правда, и стоит подороже. Обходится она по нынешним временам недешево, и сохранить рентабельность не такого уж и серийного производства - непросто.