Следующий этап "борьбы" - изменение процедур сертификации и оформления сертификатов летной годности.
Необходимо вносить изменения в АП-21.
За рубежом (FAR - в США, CAR - в Канаде, нормы EASA - в Евросоюзе) действует прозрачная доступная система сертификации. В России из-за ведомственных препонов и монополий сертфикация авиатехники обставлена бюрократическими баръерами, отсутствием доступа к необходимой информации, наличием взяткоемких норм, правил и процедур. Здесь основной "виновник" - МАК.
Не умаляя компетентность и значимость этого Органа межгосударственного регулирования в области авиации и не ставя цели нарушить деятельность уважаемой организации, в то же время хочется обратить внимание госпожи Анодиной Т.Г. на безусловную необходимость реформирования организации и введения корректных изменений в процедуры сертификации АТ.
Для этого:
1. Максимально гармонизировать содержание АП-21 с зарубежными аналогами. Определить, установить, ввести полную класификацию ВС по категориям сертификатов летной годности, включая категорию ВС любительской постройки, ОЛВС, СЛА, БПЛА.
2. Предусмотреть систему добровольной сертификации ВС категории EXPERIMENTAL (при оформлении специальных и ограниченных сертификатов летной годности). Издать соответствующие циркуляры по процедурам сертификации и декларированию соответствия, по восстановлению летной годности ВС категории ретро, по демилитаризации ВС военного назначения, по поддержанию летной годности ВС с комплектующими, снятыми с производства, по испытаниям самоделок и т.д.
3. Предусмотреть процедуры декларирования соответствия требованиям норм летной годности для категорий ВС, в т.ч. любительской постройки.
4. Предусмотреть статус общественных экспертов (DAR - представителей аккредитованных авиационных общероссийских общественных организаций), полномочных оформлять и подписывать комплексные заключения и акты индивидуальной оценки летной годности определенных категорий ВС (ЛА), на основании которых уполномоченные органы ГА обязаны выдавать свидетельства (сертификаты) летной годности.
5. Ввести норму, в соответствии с которой для целей АОН владельцы любых ВС имеют право подать декларацию о соответствии своих ВС в категории EXPERIMENTAL, взяв на себя ответственность за безопасную эксплуатацию и летное состояние ВС, при соблюдении требований обеспечения поддержания летной годности в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.
6. Снять массовые ограничения, ограничения по серийности и ограничения по наличию или отсутствию сертификата типа с ВС, отнесенных к категории EXPERIMENTAL.
7. Исключить какие-либо процедуры сертификации авиационной техники из административных регламентов МТ РФ, Росавиации и Ространснадзора. Органы ГА [highlight]обязаны оформлять сертификаты летной годности на основании комплексных заключений[/highlight], подкрепленных актами индиивидуальной оценки ВС на соответствие требованиям безопасности и природоохранным требованиям.