Делаем деревянный винт.

AlexPv

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Барнаул
куда направлен вектор этой силы?
Как я понимаю для винта с горизонтальным шарниром (в вертолетной терминологии)  можно использовать вертолетные учебники, там это выглядит так


Из картинки можно увидеть что равнодействующие сил тяги (Ул) и центробежной силы (Fцбл) все таки образуют изгибающий момент на лопасти, вот только как я понимаю он неравномерно размазан по большей части лопасти?
 

Танков

Я люблю строить
Откуда
Барнаул
Котактное(позитивное )  формование -это прочностные характеристики стеклопластика "половинные "от указываемых в справочниках ........... Формование под ваакумом + 25  % = 75 %  
есть чем подтвердить? 
Информация о расчетах ( в рамках форума ) как она приведена : "сделал расчеты" ( и ВСЕ ) И я привел ЭТИ цифры .Сомневаюсь, что  цифры в справочнике,взятые коллегой , указаны , именно контактного формования ,соотношения -соответствуют указанным в ЭТОМ справочнике , смолы и стеклоткань -неизвестны .............Поэтому и мой ответ хотя и в цифрах ,но не для расчетов, а для понимания сути  :)
 

vert

Я строю вертолеты!
Откуда
Южный Урал
есть чем подтвердить? 
В свое время занимаясь выклейкой винтов  провел эксперимент с разными образцами из ткани Т-25ВМП.
1. Давление 4-8атм.  содержание связующего 28%, прочность на разрыв 90-100кг/мм кв.
2. Вакуумная формовка, связующее 50%, - 40-50 кг/мм кв.
3. Ручная формовка без давления - до 100% -20-30 кг/мм кв.
Т.е. чем больше давление и меньше связующего, тем соответственно больше нитей стеклоткани в 1 кв.мм.
 

AlexPv

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Барнаул
Т.е. чем больше давление и меньше связующего, тем соответственно больше нитей стеклоткани в 1 кв.мм.
Можно ли посчитать прочность получившегося стеклопластика, если известна толщина исходной стеклоткани, скажем заявленная толщина ткани т10-14 0,23мм, соответственно 3 слоя дают теоретическую толщину 0,69мм, а перебор со связующим дает только рост реальной толщины и массы, без увеличения прочности? 
Мой небольшой опыт работы со стеклопластиком говорит, что запихнуть более 50% связующего сложно, я всегда взвешиваю ткань и развожу аналогичное количество эпоксида, так он всегда остается.
 

vert

Я строю вертолеты!
Откуда
Южный Урал
Можно ли посчитать прочность получившегося стеклопластика, если известна толщина исходной стеклоткани, скажем заявленная толщина ткани т10-14 0,23мм, 
Не знаю, я сторонник практических экспериментальных методов.(склеил, порвал, замерил!)
По ткани Т-10 (сатинового переплетения)- предел 50 кг/мм кв. у лонжеронов лопастей Ка-26 было, при давлении 8 атм. и связующем 28-32%. У Т-25ВМП - кордное, более плотная укладка нитей получается.
 

Бодя Кицман

Авиатор
Откуда
Чернигов
50 кг/мм кв. у лонжеронов лопастей Ка-26 было, при давлении 8 атм. и связующем 28-32%
Можно узнать о каком методе формования идет речь, когда говорите о давлении? Мне всегда казалось, что вакуумирование - это единственная возможность вытянуть весь воздух из смолы и лишнее связующее из ткани. В этом случае давление меньше чем 0 атм. не получишь. А каким образом формуют изделие при повышенном давлении?
 

mz

Я люблю строить самолеты!
Не знаю, я сторонник практических экспериментальных методов.(склеил, порвал, замерил!)
По ткани Т-10 (сатинового переплетения)- предел 50 кг/мм кв. у лонжеронов лопастей Ка-26 было, при давлении 8 атм. и связующем 28-32%. У Т-25ВМП - кордное, более плотная укладка нитей получается.
  Винты скленные  эпоксидными смолами - эт прочности с запасом .( если только умышленную диверсию не залить )
На парамоторах  летают на винтах залитых полиэфиркой и лопасти центробежную силу  выдерживают - только при контакте с травой законцовки разлетаются в пыль .
Есть отважные новаторы - экспериментаторы  и ОНИ всегда рядом и ИХ МНОГО  .
 

vert

Я строю вертолеты!
Откуда
Южный Урал
Можно узнать о каком методе формования идет речь, когда говорите о давлении?
Пропитанные пакеты с уже заданным количеством связующего укладываются в разъемную матрицу и дается давление мешком изнутри лопасти. Либо обжимают вакуумом, а затем изделие помещается  в автоклав и дается еще давление снаружи вакуумного мешка .
 

Танков

Я люблю строить
Откуда
Барнаул
Модератор форума ( раздела ) или спит или сам зачитался ........  ;D или терпит .........чтобы НАС не "выгнать " с ЭТОЙ темы ,и не послать   ;Dв раздел http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1467878735/210#210 . Может не будем испытывать ЕГО терпение и САМИ с ЭТИМ обсуждением перекочуем в соответствующую тему  ::)
 

AlexPv

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Барнаул
Все таки обсуждаемая технология ближе к обклейке деревянных винтов, чем к традиционной матричной, к примеру можно заменить сосну бальзой с обклейкой стеклом, и получить винт массой раза в 3 меньшей соснового. Но бальза это не совсем бюджетно, поэтому вырезал кусок лопасти из пеноплекса, убедился в его неспособности держать стабильную геометрическую форму, после этого пропитал его слегка эпоксидом, и разница огромна, можно свободно обклеивать стеклом.
 

Бодя Кицман

Авиатор
Откуда
Чернигов
Можно узнать о каком методе формования идет речь, когда говорите о давлении?
Пропитанные пакеты с уже заданным количеством связующего укладываются в разъемную матрицу и дается давление мешком изнутри лопасти. Либо обжимают вакуумом, а затем изделие помещается  в автоклав и дается еще давление снаружи вакуумного мешка .
Понял, спасибо.
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Все таки обсуждаемая технология ближе к обклейке деревянных винтов
  Оклеить деревянный пропеллер необходимо. Поскольку это предохраняет в первую очередь от влаги. Но использовать древесину как просто наполнитель не следует. Если она отобрана низкого качества и не просушена должным образом, то она весьма нестабильна. Даже неплохо выполненный пропеллер с оклейкой, грунтовкой и окраской эмалью при изменении температуры и влажности окружающего воздуха набирает дисбаланс по весу и по геометрии. При полевой эксплуатации, за лето такой пропеллер требовал балансировки грузиками и клиновидными прокладками, чуть ли не раз в две недели. Иначе, появлялись дополнительные вибрации.
  Основное преимущество деревянного пропеллера - это его дешевизна и ремонтопригодность в полевых условиях. Когда-то в молодости мы ремонтировали пропеллер после каждого лётного дня. То пассатижи или отвёртку забывали на мотораме, то в невысокие кусты зарулит ученик с круглыми глазами :eek: Вечером обрезали замятые участки, заклеили подогнанным бруском на эпоксидке со стеклотканью, с обмоткой резиновым жгутом, а утром подпилили, зашкурили, покрыли лаком и к обеду - в воздух.
  Как только появились сравнительно массово и недорогие пластиковые винты. Перешли на них и избавились, наконец, от деревянных, меняющих крутку и массу в зависимости от времени года и погоды... К тому времени и мы научились не оставлять инструмент на моторе, контрить все болты, да и моторы стали несравненно надёжнее...

В дополнение, небольшое "лирическое отступление":

  Ясеневый пропеллер

Во времена моей студенческой юности, произошёл такой "забавный" случай....  Было это в прошлом веке,  :) ( во второй половине  80-х годов ).

   *******
   Молодые студенты МАИ собирали у себя на родине, в Калужской области, самодельный самолёт. Когда дело дошло до установки винтомотора, им понадобилось изготовить пропеллер. За консультацией, один из них пришёл в клуб СЛА МАИ ( Дельтапланерный клуб ), который находился на территории института.
   В клубе пропеллеры изготавливали из берёзы. Технология была отработана и ей с радостью поделились с единомышленниками. К тому же, прекрасная ( в те времена ) техническая библиотека института МАИ была им в помощь. Вот, правда, подходящие по качеству  доски для склейки заготовки пропеллера найти было весьма не просто...
   Ребята прочитали, что лучшая древесина для пропеллеров - ясень, но где её взять? Можно было самим найти такое дерево в лесу, заготовить его, распустить на доски, высушить и отстрогать, но они не знали как выглядит  ясень...
   Выручила смекалка.  Поразмыслив с товарищем о возможных вариантах разузнать, как выглядит желанный  представитель флоры, сообразили, что увидеть ясень в живую можно в Московском Ботаническом Саду.  Они надеялись, что кто-нибудь из работников Сада укажет им на это дерево. Прогуливаясь по Саду, на одной из аллей с посадками они обнаружили, что под каждым деревом и кустарником размещена табличка с названием и описанием этого  представителя растительного мира. Радостное волнение нахлынуло на молодых авиаторов... Вот и заветная надпись под стройным красавцем средних размеров - "Ясень"! Покружив вокруг дерева, с видом первооткрывателей экзотических растений в джунглях Амазонки,  они довольные удалились в общагу...
   Последующая часть дня и вечер прошли в бурном обсуждении планов, где и как им добыть древесину. Какую часть выбрать, чтобы она была более прямослойной, чем распускать бревно на доски, как вывозить из леса, где и как сушить...
   Поехали в Калугу. Ходили по окрестным лесам, но так и не смогли определиться с выбором. Встретится дерево -  вроде бы ясень... а листья не такие. Вот,  точно ясень, но тащить его из этого места не удобно - до электрички далеко. И вообще, почему-то ясени предпочитают жить не в лесу а в городских скверах!?
  Пришла осень. Скоро листья опадут и вообще не различить что за дерево растёт. Но всё как-то не складывалось с добыванием заготовки для будущего пропеллера. Примерялись и так и эдак... Уже и мотор установили - запускать пора!
  Наконец  решились. Договорились с местом в тёплом сухом подвале, где можно распилить бревно и высушить за зиму доски и стали ждать погоду... Собирались не спеша. Напильником наточили поострее двуручную пилу. Бережно замотали её тряпкой и поместили в брезентовый  рюкзак. Туда же положили, приготовленные заранее, пару мотков прочной верёвки и топорик...
   Осенью дни коротки. Электричка подъехала к нужной станции уже в темноте. Прохладно, в воздухе висит водяная морось. От платформы до лазейки в заборе путь не далёкий. По тропинке шли без фонарика - лес хорошо подсвечивался отражённым от низких облаков городским светом ...
  От напряжённого предвкушения дорога казалась очень долгой. Время стало густым и текло медленно, как влажный ночной воздух. Наконец подкрались к "жертве". Вокруг ни души... Пилой работали скоро, слаженно. Управились минут за пятнадцать. Туман погасил звуки падения на землю ствола и треск сучьев... И вот, долгожданный трофей, водружённый на крепкие молодые плечи, мелкой рысью "поплыл" к дыре в заборе...

   *******
  За зиму, распиленный на доски ствол высох. Но их сильно повело. Попались и сучки и свилеватости. В итоге, до склейки заготовки пропеллера дело так и не дошло. На мотор был установлен пропеллер, изготовленный другим энтузиастом. Когда сошёл снег и подсохло поле, самолёт залетал, и не плохо, на радость всем причастным...
   А рядом со свежеспиленным пеньком, до весны, так сиротливо и стояла табличка с надписью "Ясень"...
 
Уважаемые форумчане, чтой- то я в недоумении. Раньше считал, что укладка пластей при сборке заготовки из переклея  на лопасти одного типа- дело гостовское. В плане размеров, углов, ну и всей остальной технологии. Но распилив две В530-е лопасти (вроде как от Як-18), увидел очень интересную картину. Переклей совершенно разный. Вот лопасти такие:

На сечении видим следующее:


На одной лопасти циферки ошкрябал, на другой- совсем не видно.

Обшивку я с них попозжа тоже сниму, гляну, как там внутри это все расположено.
Это почему так, может, кто знает?
 

samodelkin_33rus

Я люблю этот Форум!
На одной заготовки попались из широких досок , а на второй эти широкие доски сначала склеивались из брусков , а потом уже собирались в пакет .  экономили материал , я и сейчас так делаю когда нет широких цельных досок .
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Могу предположить, что спил на верхней картинке относится к более старой по году выпуска лопасти. Более аккуратная установка заготовки в копир и древесина заметно лучшего качества.

Различие по количеству слоев склейки и количеству дрок в слое, попавших в срез, скорее всего связано с различным положением оси установки заготовки.
ОСТ определяет качество авиационной древесины ( цикл подготовки которой занимает несколько лет!) и её общие характеристики. Варианты укладки в пакет и допуски на установку заготовки в станок более конкретно определяются технологической документацией. Нужно искать технологические карты на изготовление лопастей....
 

mz

Я люблю строить самолеты!
распилив две В530-е лопасти (вроде как от Як-18), увидел очень интересную картину. Переклей совершенно разный.
Та в каком году  и на каком заводе эту лопасть делали ?
Возможно  при СССР  эт был цех ширпотреба - продукция для ДОСААФ ?

Комель  над  вдоль распилить по центру - эт самая интересная часть .
 
Вверх