При этом наибольшую часть времени он провоевал в условиях господства советской авиации в воздухе, что объективно повышает значимость и профессиональную ценность одержанных им побед.
Очередной хартмонодрочер. Немного о ценности одержанных побед...
По воспоминаниям самого хартмана ...
хартманн никогда не ввязывался в «собачью свалку», считая бой с истребителями потерей времени. Сам он описывал свою тактику следующими словами: «увидел — решил — атаковал — оторвался».
Тактика бей и беги.
Самый результативный немецкий ас откровенно говорил, что в «собачьей свалке», то есть ближнем бою большого количества самолетов, участвовать не желает. Противостояние с истребителями противника хартманн полагал пустой тратой времени. Он избегал даже атак на бомбардировщики, следующие на задание под плотным прикрытием.
Таким образом, хартманн атаковал лишь откровенно слабо подготовленных пилотов, либо самолеты, которые заведомо не могли оказать ему достойного сопротивления. Это не воин, а самый настоящий стервятник.
Еще из воспоминаний хартмана...
«Если вы видите вражеский самолёт, вы совсем не обязаны тут же бросаться на него и атаковать. Подождите и используйте все свои выгоды. Оцените, какой строй и какую тактику использует враг. Оцените, имеется ли у противника отбившийся или неопытный пилот. Такого пилота всегда видно в воздухе. Сбейте именно его. Гораздо полезнее поджечь только одного, чем ввязываться в 20-минутную карусель, ничего не добившись».
"Свободная охота" была не единственным коньком Хартмана , учавствовал он ,ессно , и в групповых заварушках. Что бы понять результативность немецких асов , ниже приведу их тактику боя ... " Тактика воздушного боя, которой придерживаются немцы на «ФВ-190», не отличается новизной, но некоторые приемы ее заслуживают внимания. В частности, надо отметить тенденцию немцев к ведению воздушного боя группой. Если раньше их тактика сводилась главным образом к действиям слетанных между собой пар, то нынче заметны попытки вести бой всей группой с применением тех или иных заранее разученных комбинаций. Это выражается, например, в том, что группа, состоящая из «ФВ-190», строго эшелонируется в вертикальной либо в горизонтальной плоскости. Довольно часто группа из восьми или десяти «Фокке-Вульф-190» патрулирует на одной высоте, держа дистанцию в 3—4 километра между парами. То же самое наблюдается подчас и при сопровождении бомбардировщиков.
Чем вызвана эта растянутая дистанция в полете? Замысел здесь следующий. Наши истребители, увидев первую или даже две пары «ФВ-190», завязывают с ними бой, соответственно рассчитывая маневр и атаку. Между тем, идущие сзади (в 3—4 километрах) две или три пары «ФВ-190» оказываются в выгодной позиции по отношению к нашим самолетам, которые ведут бой с головными машинами немцев. К тому же головные немецкие истребители стараются ввязаться в бой на встречных курсах, идя в лобовую атаку. Отвернув в нужный момент в сторону и завлекая за собой наши истребители, они этим создают выгодные условия для атаки своим летчикам, идущим в хвосте боевого порядка.
Эшелонируясь в несколько ярусов по высоте, группа «ФВ-190» точно так же стремится к действиям, согласованным между парами. В этом случае всей группой командует офицер, находящийся обычно сверху боевого порядка. Одна из излюбленных комбинаций во время эшелонирования по высоте — это замена пар. В одном бою между шестеркой ЯК'ов и восемью «ФВ-190» четыре немецких самолета всё время держались на 800—1.000 метров выше очага боя. Как только нашим летчикам удалось расколоть одну пару немецких истребителей, те поодиночке ушли вверх, а их место заняла круто спикировавшая вниз свежая пара «ФВ-190». В дальнейшем ходе боя такая замена происходила дважды.
Надо отметить, что новый свой истребитель (как и «Ме-109ф» или «Ме-109г») немцы стремятся возможно чаще применять на крутом вертикальном маневре, создавая, как правило, в самом верхнем ярусе обязательный резерв из двух или четырех машин. В задачу резерва входит прежде всего удар по нашим самолетам, случайно отколовшимся или по каким-либо причинам вышедшим из боя. Кроме того, резерв используется командиром группы для вмешательства в критическую минуту боя. В тех случаях, когда в воздушном бою участвует смешанная группа истребителей из «Мессершмиттов» и «Фокке-Вульф-190», последние обязательно входят в резервную группу, находясь на 1.000—1.200 метров выше очага боя и выискивая себе цель для внезапного удара на крутом пикировании.
Наряду с вертикальным маневром в его чистом виде немцы в последнее время стали прибегать к комбинированному бою. Идея его заключается в том, что часть «Мессершмиттов», якобы обороняясь, старается вовлечь наши самолеты в «карусель», т.е. в бой на виражах. В это время другая часть истребителей, разбившись на пары, непрерывно атакует наши самолеты. В эту ударную группу, обычно входят две пары из самых опытных, бывалых летчиков. Одна пара держится сверху, нанося удары с пикирования и тотчас же после атаки занимая старую позицию, а другая находится на одной высоте с центром очага боя и атакует в горизонтальной плоскости. Надо сказать, что эта комбинированная тактика противника может иметь успех лишь тогда, когда наши истребители не соблюдают боевого порядка и дерутся несогласованно. В тех же случаях, когда осмотрительность и правильно примененный боевой маневр исключают безрассудную погоню на виражах за отвлекающими внимание немецкими истребителями, — противник успеха не имеет и быстро отказывается от своей тактики, полностью переходя на вертикальный маневр."