Где же наши stealth-ы?

wirt

Я люблю строить самолеты!
Прошу у сведущих людей объяснения того факта, что наши военные с упоением, достойным тетерева на токовище, смакуют преимущества российских истребителей в маневренных характеристиках, абсолютно игнорируя очевидное стремление потенциальных противников уйти от соперничества по этому параметру путем уменьшения заметности собственных машин и использования предельно дальних рубежей применения собственного оружия.  
Проще говоря, никто с нами в заведомо самоубийственный маневренный бой вступать и не собирается – пульнул «из-за горизонта», будучи сам невидимым, и отвалил с богом.
А у нас – полное благодушие:  что тебе МиГ-35, что «Сухие» увешаны добром на пилонах, как в старые добрые времена вьетнамской войны, и светятся на экранах не хуже В-52 того же срока давности.
 В девяностые в открытой печати прошла информация о существовании отечественной разработки для уменьшения заметности любого самолета –  на самолете устанавливается девайс, окружающий его в полете облаком ионизированного воздуха – и вот тебе наш ответ Чемберлену, - самолет традиционной конструкции становится невидимым для радаров.  Но судя по всему, дальше разговоров дело не пошло.  
 На форуме (ветка «Рапторский») обсуждался ТВ сюжет о разработке российского самолета 5 поколения, где был показана готовая к продувке модель – вылитый F-22.  Неужели проблема будет решаться столь примитивно, путем передирания готового?  Надеюсь все же, что это продували «Раптор» для снятия приближенных аэродинамических характеристик планера.  Может, кто знает больше?  Естественно, сканов совсекретных документов не жду.
 

arkair

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Новосибирск
Смотри сюды:
http://www.paralay.com/
Собранная здесь информация неофициальная, но автор честно пытается собрать всё, что доступно.
 

Pkk

[1963-2016]
Технология стелс является неким разводиловом для российского ВПК, абсолютно ненужной игрушкой (также как и вся программа истребителя пятого поколения), цель которой - втянуть вероятного противника в гонку вооружений, заострить его разработки и технологии на передирание и переосмысливание бесполезного и ненужного (в реальных условиях настоящего и ближайшего будущего), истощить финансовые и интеллектуальные ресурсы. А пока он теряет время, - заниматься чем-то действительно необходимым, типа тех же серьёзных боевых БПЛА-роботов.
А на международные рынки вооружений тем временем выйдет Китай с действительно востребованной и нужной машиной (пусть и без супернаворотов) типа того-же J-10.
 

дрозд

Я люблю самолеты!
stealth-ы крайне бесполезная штука, что и было доказано в Ираке при сбити F-117, ЗРК С-200 ;) Смысла нету панимаеш-ли вкладывать немерянное бабло в это, тем более, что способы обнаружения стелсов давно известны и широко применяются. Вся невидимость пропадает при облучении с двух или более радаров и принятии отраженного сигнала не антеной излучателем, а соседкой ;) Про спутниковое слежение и наведение на цель даже не стоит и говорить. И еще вся технология стелс не работает в   метровом диапазоне ;) Да и потом сколько составляет реальная боевая живучесть самолета в РЕАЛЬНОМ бою :cool: (мало) ну и смысл его делать дорогим??? Так, что только сверх маневренность,возможность совершать неординарные противоракетные маневры, позволят современному боевому самолету, продлить жизнь пилота :IMHO
 

wirt

Я люблю строить самолеты!
stealth-ы крайне бесполезная штука, что и было доказано в Ираке при сбити F-117, ЗРК С-200 ;) Смысла нету панимаеш-ли вкладывать немерянное бабло в это, тем более, что способы обнаружения стелсов давно известны и широко применяются. Вся невидимость пропадает при облучении с двух или более радаров и принятии отраженного сигнала не антеной излучателем, а соседкой ;) Про спутниковое слежение и наведение на цель даже не стоит и говорить. И еще вся технология стелс не работает в   метровом диапазоне ;) Да и потом сколько составляет реальная боевая живучесть самолета в РЕАЛЬНОМ бою :cool: (мало) ну и смысл его делать дорогим??? Так, что только сверх маневренность,возможность совершать неординарные противоракетные маневры, позволят современному боевому самолету, продлить жизнь пилота :IMHO
Все  верно, но чем это поможет одиночному воздушному бойцу – ведь ни разнесенные антенны, ни радар метрового диапазона на самолет не поставишь?

2 arkair – спасибо за полезный ресурс, это именно то, о чем я просил.  Дай бог здоровья тому, кто собрал информацию.

2 Pkk.   Несомненно, элемент «разводилова», стремления передавить деньгами присутствует почти всегда, и не только в авиации.  Та же  СОИ,  уникально неуязвимые М1Абрамс и F-117,  реальные потери которых почему-то скрываются…
Только вот вопрос:  разработка 55-тонного (ничего себе дрон!) беспилотного истребителя от «Сухого» (информация взята с сайта, указанного arkair),  вроде бы означает, что мы не «повелись» и пошли наиболее прогрессивным путем.  Но сколько же может стоить такой БПЛА и его эксплуатация, намного ли меньше F-22?
 
stealth-ы крайне бесполезная штука, что и было доказано в Ираке при сбити F-117, ЗРК С-200 ;) Смысла нету панимаеш-ли вкладывать немерянное бабло в это, тем более, что способы обнаружения стелсов давно известны и широко применяются. Вся невидимость пропадает при облучении с двух или более радаров и принятии отраженного сигнала не антеной излучателем, а соседкой ;) Про спутниковое слежение и наведение на цель даже не стоит и говорить. И еще вся технология стелс не работает в   метровом диапазоне ;) Да и потом сколько составляет реальная боевая живучесть самолета в РЕАЛЬНОМ бою :cool: (мало) ну и смысл его делать дорогим??? Так, что только сверх маневренность,возможность совершать неординарные противоракетные маневры, позволят современному боевому самолету, продлить жизнь пилота :IMHO
Все  верно, но чем это поможет одиночному воздушному бойцу – ведь ни разнесенные антенны, ни радар метрового диапазона на самолет не поставишь?

2 arkair – спасибо за полезный ресурс, это именно то, о чем я просил.  Дай бог здоровья тому, кто собрал информацию.

2 Pkk.   Несомненно, элемент «разводилова», стремления передавить деньгами присутствует почти всегда, и не только в авиации.  Та же  СОИ,  уникально неуязвимые М1Абрамс и F-117,  реальные потери которых почему-то скрываются…
Только вот вопрос:  разработка 55-тонного (ничего себе дрон!) беспилотного истребителя от «Сухого» (информация взята с сайта, указанного arkair),  вроде бы означает, что мы не «повелись» и пошли наиболее прогрессивным путем.  Но сколько же может стоить такой БПЛА и его эксплуатация, намного ли меньше F-22?
про разнесенные антены..самолеты по одному не летают вот и разнесли... второе: на самолет то что поставить нельзя и не надо..сигнал можно передавать извне.... америкосовские стелсы (лишь бы мишу не накликать) такая же высокотехнологичная помойка которая летает при очень хорошем "сервисе"  :IMHO
так что всё нормально. но при этом летает она плохо, поэтому пусть лучше будут видеть. но нормально лететь.. чем возможность шмкнуться в любой момент, при отказе электроники ( а 117-й..   без неё руками в воздухе не держится) поэтому чем грозит утсановка о-о-о-очень сильной помехи  - наш не увидит ка шмякнулся стелс, потерявший управление  :IMHO
 

_Alex_

Я люблю этот Форум!
Откуда
Кишинев
stealth-ы крайне бесполезная штука, что и было доказано в Ираке при сбити F-117, ЗРК С-200 ;) Смысла нету панимаеш-ли вкладывать немерянное бабло в это, тем более, что способы обнаружения стелсов давно известны и широко применяются. Вся невидимость пропадает при облучении с двух или более радаров и принятии отраженного сигнала не антеной излучателем, а соседкой ;) Про спутниковое слежение и наведение на цель даже не стоит и говорить. И еще вся технология стелс не работает в   метровом диапазоне ;) Да и потом сколько составляет реальная боевая живучесть самолета в РЕАЛЬНОМ бою :cool: (мало) ну и смысл его делать дорогим??? Так, что только сверх маневренность,возможность совершать неординарные противоракетные маневры, позволят современному боевому самолету, продлить жизнь пилота :IMHO
"Скорость "Рэптора" дополняется его скрытностью: ведь цель состоит не в том, чтобы стать абсолютно "невидимым" для ПВО, а чтобы уменьшить дальность обнаружения до такой, когда противник уже не сможет выполнить перехват быстролетящей цели. Уменьшенная эффективная поверхность рассеивания F-22, особенно в передней полусфере, гарантирует его летчику возможность первым увидеть противника и первым нанести удар."

Звиздеть не мешки таскать  :IMHO
Это так знакомо, у нас асиметричный в миллон раз более дешевый ответ  ;D
 

Leonid

Специалист
Учитывая стоимость жизни русского летчика стелсы- пустая трата денег.Он и в Америке не нужен,но политическое лобби пробило деньги которые авиопроизводители с удовольствием схамали.
Сейчас военная авиация находится на распутьи.Во что вбахиваются МИЛЛИАРДЫ долларов? Ведь если проанализировать все последние(мерзкие) войны, то все эти стелсы запросто могли бы быть заменены ИЛ10. На бреющем, с той же боевой нагрузкой.
 
Учитывая стоимость жизни русского летчика стелсы- пустая трата денег.Он и в Америке не нужен,но политическое лобби пробило деньги которые авиопроизводители с удовольствием схамали.
Сейчас военная авиация находится на распутьи.Во что вбахиваются МИЛЛИАРДЫ долларов? Ведь если проанализировать все последние(мерзкие) войны, то все эти стелсы запросто могли бы быть заменены ИЛ10. На бреющем, с той же боевой нагрузкой.
поменьше цинизма. :IMHO жизнь летчика ценится всегда.. опыта японии мало? а обучение затратно и продолжительно.  :IMHO
 
"Скорость "Рэптора" дополняется его скрытностью: ведь цель состоит не в том, чтобы стать абсолютно "невидимым" для ПВО, а чтобы уменьшить дальность обнаружения до такой, когда противник уже не сможет выполнить перехват быстролетящей цели. Уменьшенная эффективная поверхность рассеивания F-22, особенно в передней полусфере, гарантирует его летчику возможность первым увидеть противника и первым нанести удар."

Звиздеть не мешки таскать  :IMHO
Это так знакомо, у нас асиметричный в миллон раз более дешевый ответ  ;D
а что Рэпторам уже снова разрешили летать?.. сперва пусть тектилом обработают.. ;D ;D ;D  а то гниют.. вроде про ф-117 речь шла. кстати, а Б-2 летают? или их сняли?
 

m.arat

Я люблю строить самолеты!
Так, что только сверх маневренность,возможность совершать неординарные противоракетные маневры, позволят современному боевому самолету, продлить жизнь пилота :IMHO
Самолёты с перегрузками больше 10G делать нет смысла (пилот невыдержит), а ракеты воздух-воздух летают с перегрузками 20G. Так что сверхманевренность ОВТ и других  в реальном бою жизнь пилоту непродлит :IMHO
И ещё про глобальное "разводилово": над СОИ к примеру до сих пор смеются, но почему то невспоминают о том что именно после неё появились GPS и разведывательные спутники работающие в реальном маштабе времени. Тут есть над чем задуматься...
 

Sosedko

Композитор - Квиковод
Откуда
Москва
Когда нам в маи читали курс "оборудование, снаряжение" речь шла о ракетах выполняющих маневры с перегрузкой 80G. Так что простой маневренностью пилотируемому самолету от ракеты не деться. Прорыв обороны противника большим числом относительно "дешевых" малозаметных целей наиболее эффективен. Так как стоимость одного пуска с300 несколько сотен зеленых тон, а это далеко не самая дорогая ракета в этом классе.
 

Chygevara

Я люблю строить самолеты!
Целевое оборудование.

В состав интегрированного комплекса БРЭО, разрабатываемого под общим руководством фирмы «RUSSAN БРЭО», входят центральная комплексная система связи, навигации и опознавания и боевой электронный комплекс, включающий:

[ch61485]      систему РЭБ;

[ch61485]      БРЛС «РП-ХХХ»  с высокой разрешающей способностью.

Имеются две ИНС с лазерными гироскопами.
Классификация целей производится по семи параметрам данных, в том числе по радиолокационной сигнатуре, а также посредством подсчета количества лопаток первой ступени компрессора с помощью БРЛС.
БРЛС «РП-ХХ» имеет трехмодульную фазированную активную антенную решетку овальной формы шириной около 1,3 м, каждый модуль состоит приблизительно из 700 твердотельных приемопередающих модулей, в которых используется техника монолитных интегральных схем СВЧ-диапазона. В целях снижения заметности предусмотрены пассивные режимы работы РЛС,  включающих в себя механический увод модулей панели РЛС вниз. Обеспечена малая вероятность перехвата сигналов при активных режимах работы БРЛС.
Максимальная дальность обнаружения крупных воздушных целей – 200-250 км, целей класса «крылатая ракета» - 170 км; наземные подвижные цели могут быть обнаружены на удалении до 90 км. Сектор обзора по азимуту и угла места - +/-60 градусов, в воздушном ближнем бою он увеличивается по азимуту до +180/ и уменьшается по углу места до -30 градусов за счет механического увода крайних панелей в бок, при этом летчик может изменять угол обзора по вертикали в пределах 10-60 градусов. Имеется режим картографирования и сопоставления (наложения) изображения с электронной картой и 3D картографирование с вводом  3D изображения зон действия ПВО противника и естественных возвышенностей.
Три модуля антенны в ближнем бою и на средних дальностях  (до цели типа истребитель) могут работать  независимо друг от друга как три раздельных РЛС в «интеллектуальном» режиме. Общее управление в данном режиме осуществляется по принципу кворумирования – если цель всего одна или ракурс подхода множества целей расположен во фронтальных углах она (они) считается наиболее опасной целю - то  три элемента РЛС работают как одна РЛС. Если целей более одной и ракурсы  подхода к целям расположены  справа сбоку, слева сбоку и во фронт, то в этом случае  каждый модуль работает независимо друг от друга. Это позволит вести одновременный обстрел сразу трех целей  в диапазоне  азимутальных углов до 270 градусов. При этом электронное управление диаграммой  направленности исключает мертвые зоны и снижение дальности обнаружения и захвата  данном диапазоне углов. В случае попадания цели в зону обзора на дальности менее 30 км станция осуществляет ее автоматический захват и сопровождение. Количество одновременно сопровождаемых целей более 10.
В состав прицельного комплекса входит квантово оптическая локационная  станция (КОЛС-ХХ) предназначенная для параллельного с БРЛС решения задач ближнего боя и определения дальности до наземных (надводных) целей, работающая совместно с нашлемным визирным устройством (НВУ) на которое (вне боя) может также выводиться любая доступная информация от экрана или дисплеев, в том числе и  видеокамер, при этом экран НВУ теряет  прозрачность.
Кабина летчика  и оператора оборудована широкоугольным многоцветным  ИЛС с углом обзора 20х30 градусов, на который выводится полетная, навигационная и прицельная информация, а также информация от объединенной системы опознавания, связи и РЭП. В центре приборной доски расположен основной многофункциональный жидкокристаллический цветной дисплей (МФИ) с размером экрана 250 х300 мм, на который выводится различная синтезированная информация. В боевом режиме (при выдаче целеуказаний) информационное поле экрана и поле ИЛС разделяется вертикальными линиями на три части.  По бокам его, а также снизу расположены три многофункциональных цветных многофункциональных индикатора на жидких кристаллах с размерами экранов 180х180 мм (в типовой конфигурации на левый дисплей выводится детализированная информация о самолетах противника и его средствах ПВО, на правом – решается тактическая задача атаки, на нижний выдаются сведения о состоянии бортового вооружения). В верхней части приборной доски находятся два жидкокристаллических индикатора (100х100 мм), на которые выводятся навигационная и связная информация. Обычные электромеханические приборы в кабине отсутствуют (кроме спиртометра и мартына спиртоеда).
На РУД-ах и боковых ручках  управления самолетом находятся до 20 кнопок и кнюпелей управления, имеющих до 40 функции, что обеспечивает управление системами без отрыва рук от рычагов управления самолетом.
Для удобства полетного и послеполетного визуального контроля состояния пилотов и бортовых систем самолета  в различных отсеках расположены 30 малогабаритных цифровых видеокамер. Две управляемые видеокамеры контроля  задней с выводом на МФИ оператора и пилота (с эффектом 20Х  зуммирования).  Одна видеокамера выполняет функцию ФКП. Восемь видеокамер в  разных точках кабины. Остальные в отсеках вооружения, КСА,  двигателей и др. отсеках самолета.
Вся видеоинформация записывается в режиме реального времени с момента взлета и до посадки на твердотельный защищенный от перегрузок и прочих внешних воздействий  носитель входящий в состав бортового регистратора из системы  КАРАТ-ХХ.
«-ХХ» будет оснащен терминалом системы автоматизированного распределения информации с закрытой линией связи. Он может быть оборудован помехозащищенной системой обмена данными обеспечивающей связь с воздушными, космическими и наземными (надводными) КП  на большом расстоянии, в том числе для обеспечения беспилотного управления самолетом (для решения специальных задач).

...Кабина оборудована модифицированными катапультными креслами КИГ - ХХ (кресло изменяемой геометрии) позволяющим экипажу лучше переносить перегрузки, и системой БАПС - ХХ – позволяющей контролировать состояние экипажа и в случае кратковременной потери сознания пилота выполнить выход из опасных режимов полета,  а при полной потере контроля обоими  членами экипажа - обеспечить  возврат самолета  на базу с  выполнением автоматического захода на посадку...

Вооружение.

Встроенная пушка GSHA -XXX (длинноствольный вариант пушки GSHA-31 калибра 30 мм) с боекомплектом 150 -200 снарядов установлена в правой корневой части крыла. В нерабочем положении орудийный порт закрывается специальными створками.
В грузоотсеке могут размещаться до восьми ракет РВВ-АЕ (Р-77 класса «воздух – воздух» средней дальности с активным радиолокационным самонаведением или  четыре РВВ-АЕ (Р-77) и одна КА Б 500.  Альтернативный вариант вооружения для ведения воздушного боя – четыре тепловые УР  Р-73  и четыре РВВ-АЕ (Р-77) .
На четырех подкрыльевых узлах подвески с укороченными пилонами могут размещаться два ПТБ (на корневых узлах) и две Х-31 или две КА Б 500 . При выполнении перегоночных полетов на подкрыльевых узлах предполагается подвешивать до четырех ПТБ. Нагрузка на внешних узлах подвески может достигать 3000 кг.
Первоначально ударное вооружение самолета будет, вероятно, ограничено. Суммарный боекомплект на внутренних узлах подвески составит две  перспективных КАБ,  две УР РВВ-АЕ (Р-77)  и две Р-73  .
В дальнейшем  многофункциональный самолет «-ХХ» предполагается оснастить рядом перспективных систем ударного вооружения, находящихся в стадии разработки или исследования.
 

Tango

Я люблю гидросамолеты!<br<br />/>
Stealth сама по себе технология которую еще очень рано списывать. Выше совершенно справедливо были описаны причины, по которым повышение маневренности ЛА совсем не тождественно повышению его живучести.
Пятое поколение войн (слава Богу человечество осознало последствия возможного применения ядерного оружия) - маневренные войны с примением высокоточного оружия. Стелс, по сути своей, просто малозаметная цель, отлично вписывается в эту стратегию. Вывел из строя командные пункты и систему ПВО - уступил дорогу обычным с-там, которые безнаказанно расправляются с противником. Каковы потери стелсов в последних, "грязных" войнах на самолето - вылет? Если удар дополнить еще и активной РЭБ (что собственно и было сделано), то результат гарантирован.
Еще 20 лет назад я готовил доклад на эту тему в ВНО ДВВАИУ. Причем сравнительные данные по ЭПР брал в библиотеке ДСП в журнале INTERAVIA. За бугром его можно было купить в любом киоске, а у нас он был только ДСП  ;D Создавалось впечатление, что иностранную прессу от нас секретили только для того чтобы скрыть отставание перед собственным народом.
Потуги создать радиопоглощающее покрытие предпринимались и у нас - я видел издалека МиГ25 покрытый темно-коричневым составом. Но никого к нему тогда не подпускали.
Вообще, обоснование нецелесобразности Stealth выглядит как-то бледно. Такое чувство, что за этим скрывают собственную несостоятельность.
 

wirt

Я люблю строить самолеты!
Вообще, обоснование нецелесобразности Stealth выглядит как-то бледно. Такое чувство, что за этим скрывают собственную несостоятельность.
Не у одного у вас такое чувство.  Вопрос к Chуgevara:  уважаемый команданте,  проект, вами описанный, он чьей разработки?  Бортовое оборудование конечно заложено сказочное.  Только способна ли наша промышленность в нынешнем ее состоянии сделать эту сказку былью?
 
Вверх