Кто сталкивался с деревянным винтом переставного шага? Есть вопросы.

alex-vld

Быстрее, выше, сильнее
Откуда
Владивосток
В том=то и дело, что ступица у меня уже есть.
А что, у тебя разве все лопасти разлетелись? Может проще купить недостающие?
Леша, зимой делать нечего в деревне. Хочется экспериментов.
Винт весь разлетелся.
Хотя, еще не решил, может и закажу.
Просто есть возможность сразу 12 лопастей сделать (6 на запас) с минимум вложений.
Нормальный копир в десятку не уложится!

Направляющие пусть на одну лопасть по длинне:
1.2+1.2м ~ 6 т.р.
Каретки 4 шт ~ 3 т.р.


по ширине лопасти+фрезер+крепления к кареткам
0.5 ~ 1.2 т.р.
Каретки ~ 1 т.р.

Металл каркаса ~ 3 т.р.

Ну и фрезер от 3 до 20000 и выше

Будете ужиматься, получите какашку! С низкой повторяемостью,
Лопасти будут разными геометрически, при таком количестве замаятесь выводить.

Если будете делать копир врашением, с дисковой пилой, выйдет еще дороже.
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
Думаю, если делать из клена, то усиливать углепластиком не нужно. 
Усиливать деревянные лопасти углепластиком вообще не нужно, а вот стеклом-желательно!
Но "карбон" такое волшебное слово... ;D
@ mz
Насчёт радиуса-совершенно верное наблюдение. А ещё, на рентгенконтроль отдать! ;)
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
@ mz
Суть в том, чтобы стекло работало совместно с деревом. Также критична жёсткость деревянных лопастей на кручение. Стеклоткань положенная под 45 град, такую надежду даёт, а уголь будет держать нагрузки самостоятельно, дерево становится просто наполнителем.
Также можно вспомнить про нестойкость угля к ударам и очень неприятный процесс вышкуривания.
 

Ядерный комар

Надо все успеть
Размышлял на тему изготовления таких винтов и отказался, посмотрев, как сделан комель- наподобии дельтадревесины и весло вклеено на ус.На коленке так не сделать, да и вклейка комля в стакан вызывает уважение к предкам.Короче это продукт высоких технологий.
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
Такое решение было у больших лопастей. Наши-имеют в разы(или на порядок) меньшую массу и соответственно нагрузки.
В авиамодельной размерности-вообще допустимы многие халтурные решения,неприменимые в "большой" авиации.
Те лопасти, имели крепление в стакане по резьбе,а у показанных на фото-комель обмотали стеклом (раньше не было такого), получили буртик, и всё нормально! В общем-опыт предков-не лишний, но слепо копировать-не стоит.:)
 

Айрат

Я люблю строить самолеты!
Откуда
г Дубна
Те лопасти, имели крепление в стакане по резьбе,а у показанных на фото-комель обмотали стеклом (раньше не было такого), получили буртик, и всё нормально! В общем-опыт предков-не лишний, но слепо копировать-не стоит.Улыбка
Такой винт я даже на аэроглиссер не рискнул бы поставить. Пару раз перемена влажности (усох-распух, усох-распух) и улетит лопасть оставив в ступице стеклотканевую намотку. И кирдык винту, мотораме, двигателю, аэролодке.... и дай бог, чтобы в зоне разлёта людей не оказалось.
Вот как-то так. Лопасти из березы. 
Я вот об этих лопастях.

Рекомендую почитать о заделке лопастей винтов для моторов АИ-14, М-14. Конечно там нагрузки большие, но вполне сопоставимые.

То, что в ответе 11 ещё как-то работоспособно.
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
Я  думал над конструкцией таких лопастей экспериментального винта под Финишпроповскую втулку. Правда, намеревался нафрезеровать неглубокие полукруглые канавки поперёк комля. Если при этом вся лопасть оклеена стеклотканью(а в корневой части -слоя 3), то её вылетание -под вопросом.
Ну и конечно, мы не знаем, что там под стеклотканью у показанных на фото лопастей!
 

Ledchik

Главное в летании сон и питание.
Те лопасти, имели крепление в стакане по резьбе,а у показанных на фото-комель обмотали стеклом (раньше не было такого), получили буртик, и всё нормально! В общем-опыт предков-не лишний, но слепо копировать-не стоит.Улыбка
Такой винт я даже на аэроглиссер не рискнул бы поставить. Пару раз перемена влажности (усох-распух, усох-распух) и улетит лопасть оставив в ступице стеклотканевую намотку. И кирдык винту, мотораме, двигателю, аэролодке.... и дай бог, чтобы в зоне разлёта людей не оказалось.
Вот как-то так. Лопасти из березы. 
Я вот об этих лопастях.

Рекомендую почитать о заделке лопастей винтов для моторов АИ-14, М-14. Конечно там нагрузки большие, но вполне сопоставимые.

То, что в ответе 11 ещё как-то работоспособно.
Таки не пальцем деланые. Все что надо почитать по этой теме почитали. И наши винты вполне работоспособны. Одни уже часиков под 500 отходил. Другие по меньше но не повине комлевой заделки. Поломали их при разных обстоятельствах но не оди не вылетел из втулки.
 

Ledchik

Главное в летании сон и питание.
Я  думал над конструкцией таких лопастей экспериментального винта под Финишпроповскую втулку. Правда, намеревался нафрезеровать неглубокие полукруглые канавки поперёк комля. Если при этом вся лопасть оклеена стеклотканью(а в корневой части -слоя 3), то её вылетание -под вопросом.
Ну и конечно, мы не знаем, что там под стеклотканью у показанных на фото лопастей! 
Под стеклом дерево. На станке заготовка протачиваеться до установленого размера, потом на цилиндр мотаем стекло слоев 15-20. Обжимаем резиновым жгутом. Когда смола встала опять на токарном станке протачиваем до посадочного размера втулки. Также на сткле делается проточка для упора втулки. Крепление точно такоеже как на винтах Финишпроп. один крепежный болт М8 проходит через лопасть.
 

Виктор42

От винта!
Откуда
Кемерово
Лопасти будут делаться под редукцию 3.47 на 582-й, обороты небольшие, нагрузка значительно меньше, чем на две и три лопасти с редукцией 2.58. Думаю, что вариант у Ледчика очень подходящий, тем более, перед обмоткой стеклотканью можно сделать канавки в комлевой части.
Конечно, в 11 ответе, крепление лопасти смотрится надежнее.
 

Айрат

Я люблю строить самолеты!
Откуда
г Дубна
Основная нагрузка на лопасть в комлевой части не от аэродинамики, нагрузка от центробежной силы. И отсюда факторы увеличивающие нагрузку это вес лопасти (тяжёлые толстые концы лопастей, с тяжёлой окантовкой), маленький диаметр комлевой части, большой диаметр винта, большие обороты. Как уменьшать нагрузку понятно. Эти вопросы большинству понятны, считаются и не сложно.
Причём у винта показанного  Ledchik, нагрузки вроде небольшие и если посчитать, в комлевой части по дереву на разрыв запас прочности будет около двух-трёх, что вполне нормально. На высоконагруженных моноблочных деревянных винтах бывает запас и меньше двух - и это хорошо зарекомендовавшие себя ресурсные винты.
По приклейке (намотке стекла) на цилиндрическую поверхность, её считаем на срез по площади цилиндра приклейки, запас получится наверняка ещё больше (может даже и десятикратный). Но это если бы нагрузка распределялась равномерно, а этого не будет. При показанной схеме заделки будет сильный концентратор напряжения по цилиндрической поверхности склейки в месте выхода комля из ступицы. Если кто помнит из курса "Деталей машин" расчёт резьбовых соединений, почему у нормальной гайки на болту три первых витка резьбы несут почти всю нагрузку, и увеличение высоты гайки не увеличивает запас прочности, то поймёт о чём я говорю.
Качество приклейки на гладкую цилиндрическую поверхность намоткой вполне удовлетворительное и намного превышает прочность самой древесины, поэтому нарезка всяческих канавок только ослабит конструкцию. Расчётное сечение уменьшится и нагрузка на срез будет идти тоже по меньшему диаметру внутри древесины чуть ниже склейки.
Прочность дерева на срез вдоль слоёв очень маленькая. И разрушение под склейкой будет развиваться постепенно, а не сразу. Причём визуально вы этого не заметите, а вот вода в эти трещины будет поступать, дерево будет разбухать и маскировать эти трещины. Просчитать это сложно. Основным вредным фактором будет изменение влажности древесины, то есть циклы высыхания-намокания. При этом внутри этого "стакана" будут появляться микротрещины в большом количестве, что сильно способствует концентрации напряжений. Вот примерно такая картина развития разрушений мне видится.
Ещё в 20-30х годах занимались проблемами заделки деревянных лопастей в металлический стакан и почти единственным приемлемым решением признали внутреннюю коническую резьбу с клеем. Причём одна лопасть содержит сразу два, три, а то и четыре конуса соединения. И в этом соединении практически нет концентраторов напряжения.

Берёзу для изготовления винтов я не рекомендую. Хотя по удельной прочности она превосходит даже ясень.
Очень плохо контролируется состояние древесины. При попадании воды в древесину, очень быстро загнивает и подпорченная древесина теряет прочность в разы, а внешне мало отличается от здоровой. Уследить чтобы в эксплуатации влага не попадала в древесину очень сложно.
 
S

sun

На высоконагруженных моноблочных деревянных винтах бывает запас и меньше двух - и это хорошо зарекомендовавшие себя ресурсные винты.
Как-то считал, если не делать совсем уж неприлично узкую комлевую часть лопасти, то у соснового моноблока запас на разрыв многократный даже у высокообротных винтов безредукторных СУ, и парамоторных установок. Удельная прочность (по отношению к весу) на разрыв древесины сравнима с однонаправленным стеклопластиком, сформованным в заводских условиях (а не пропиткой стеклоткани эпоксидкой в гараже)
Деревянный моноболок может разлететься только при наличии очень крупного дефекта в древесине, или удара о препятствие,  даже сучки не являются фатальными.
Так что сама по себе древесина проблем не вызывает, а вот сделать равнопрочную заделку - это задача.
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
@ Айрат
Применение дерева смолистых хвойных пород и ЛВЛ бруса может заметно снизить влияние указанных факторов риска. ;)
По факту,есть наработка 500ч у 1 из винтов, и если она подтвердится неоднократно на других экземплярах,то эта цифра вполне достаточна для назначенного ресурса лопастей.
 

Айрат

Я люблю строить самолеты!
Откуда
г Дубна
Алексей, там даже не в материале главная проблема. Всю центробежную нагрузку от лопасти передаёт на ступицу узенькая круговая полосочка, а не вся поверхность склейки, как хотелось бы.
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
Не вполне понял эту мысль. Точно такая же полоска у стеклопластиковой лопасти, да и силу трения по значительной поверхности цилиндрического комля я бы не игнорировал. ;)
 

Айрат

Я люблю строить самолеты!
Откуда
г Дубна
Алексей, силу трения я бы тоже не игнорировал, если бы она была гарантирована; после усыхания дерева что от неё останется?! Пока она есть, она конечно же уменьшает концентрацию напряжения. Не об этом речь.
И не о той полосочке ты думаешь. Я не о торцевой круговой полосочке говорю. Я имею в виду цилиндрическую поверхность между намоткой и деревом, и под ней по самому дереву, где действуют касательные напряжения от центробежных сил. Эти напряжения не распределяются по всей цилиндрической поверхности (склейки) равномерно, а концентрируются по узенькой поверхности прямо под тем торцевым колечком/шайбой внутри этого колечка. Классический концентратор напряжения.Концентрация этого напряжения возникает по той же причине, по которой в обычной резьбе (болт-гайка), где гайка упирается торцом, а болт растянут, всю нагрузку несут три крайних витка резьбы. Совершенно аналогично торец намотки практически всю нагрузку с лопасти получает через узенький объём материала непосредственно примыкающий к этому торцу.И между деревом и стеклопластиком, по самой поверхности дерева это касательные напряжения, то есть срез по самому слабому направлению у дерева - вдоль волокон.
А у полностью пластиковой лопасти такой же формы, если она конечно же правильно выклеена, в этом месте волокна на растяжение передают нагрузку по конусу. Они по конусу уложены -  утолщение за счёт грамотной выкладки стекла(угля), а не намотка по цилиндру (где вся нагрузка по касательным напряжениям в смоле).
Вообще коническая поверхность стакана и втулки была бы идеальной, но она не технологична в изготовлении. И сила трения работала бы всегда, и вся поверхность склейки\намотки (даже цилиндрическая) была бы нагружена равномерно...
 
Вверх