Моделирование фасетмобиля FMX-4

D

DesertEagle

Но,то что вы рассчитали,с FMX-4 имеет немного общего,ибо вы ввели "человеческие" профили,а не многоугольники.
Разумеется, об этом несколько раз упоминалось в тексте, о том что профили гладкие, что нижняя поверхность модели плоская и т.д.

Но профили можно нарисовать ломаные как в сечениях (правда неизвестно будет ли программа их нормально обрабатывать, не пробовал пока).

И кроме того, несмотря на "человеческие" профили, по умолчанию в программе стоит разбиение на очень малое число панелей. Поэтому расчет ведется для граненого самолета как на рисунке ниже (и из-за этого могут быть большие погрешности):




Если же на закладке Wing в закладке Panels увеличить число панелей до 20, то получается такая картинка и профили в расчете станут гладкими:



Таким образом, для правильного моделирования фасета, нужно исходные профили сделать ломаными, а количество панелей для расчета в программе увеличить до 50-100. Тогда расчет будет наиболее адекватным.


в XFLR5, в FLZ Vortex ,устойчивость продольная , поперечная ,
или время исполнения маневра( вираж , бочка ) рассчитывать
программа умеет ? 
Да, расчет продольной устойчивости - это главное назначение таких программ. Ведь какая главная проблема при создании самодельной авиамодельки? Чтобы она летела :), а это в первую очередь центровка и устойчивость по тангажу. Можно конечно на практике подбирать положение грузика (центровку) и установочные углы хвостового оперения, как раньше все и делали :). Но проги типа FLZ Vortex и XFLR5 позволяют это сделать виртуально, чтобы не изготавливать заранее нелетающую модель.

Но так как в основе алгоритма аэродинамический расчет VLM, то он одинаково успешно определяет устойчивость самолета с любым количеством крыльев. Хвостовое оперение рассматривается как отдельные крылышки, расчет для них такой же как для основного крыла. Поэтому учитывается профиль, стреловидность, удлинение и т.д. параметры. А не просто площадь оперения и рычаг.

По путевой и поперечной устойчивости я особо не разбирался, но вроде тоже могут считать. По крайней мере в FLZ Vortex есть возможность добавить возмущающее воздействие порыва ветра, отклоняющего самолет на некоторый градус с курса. И также есть возможность отклонения элеронов в разные стороны, значит и какую-то угловую скорость разворота можно вычислить. Подробнее в справке к программе. А поперечная однозначно есть в XFLR5, значит и в FLZ Vortex должна быть.


Что касается анализа результатов расчета, то вот как это делается. Для начала, я исправил хвостики профилей и устойчивость по тангажу сразу стала нормальной, летать такое летающее крыло однозначно будет :). Обновленные файлы проекта прилагаются ниже.

Идем на закладку Total-Polar Computation, а там на закладку Angle of Attack Computations. Вводит дипазон углов атаки, скажем, от -5 до 45 градусов. В поле Number of steps вводим количество разбиений, если хотим считать с шагом в один градус, то вводим 50 (45+5). И жмем кнопку Start Computation, а по окончании Display Total-Polars.

Для начала смотрим график LD/alpha (аэродинамическое качество от угла атаки):



Из него видим, что максимальное аэродинамическое качество достигается на угле атаки примерно 5 градусов (ведите мышкой по графику для точных значений в строке статуса) и равно 18 градусов! Но это для модельки фасета с гладкими контурами профилей. Если сравнить потом с граненым, то можно будет понять, стоит ли игра свеч.


Полет с таким углом атаки будет наиболее экономичным, обычно крейсерскую скорость стараются сделать на таком угле атаки. Если конечно позволяют другие конструктивные особенности самолета (мощности двигателя и т.д.).

Второй полезный график, это устойчивость от угла атаки (Stabi/alpha):



Пока график выше нуля, самолет устойчив. В точке где пересекает ось Х, имеет нейтральную устойчивость. А везде где ниже нуля, самолет неустойчив.

Из графика видим, что самолет типа фасета может лететь на углах атаки от нуля градусов до примерно 40 градусов.

Кроме того, если на графике нарисованы квадратики, то в этом месте поток близкий к ламинарному. Если треугольники острием вверх, то где-то на крыле произошел частичный срыв потока (но самолет может продолжать лететь на оставшейся рабочей части крыла). Если острием вниз, то срыв где-то и на нижней поверзности.

Как видно из графика, на углах атаки выше 20 градусов начинается частичный срыв потока где-то на верхней поверхности крыла. А после 37 градусов еще и на нижней.

Ну и еще один полезный график, это центр тяжести от угла атаки (XG/alpha):



По нему видим, что центр тяжести не особо меняется начиная где-то с угла атаки 10 градусов. И расположен примерно в 2 м от носика самолета. Если мы пилота расположим так, чтобы центр тяжести был в этой точке, то самолет сможет лететь не меняя геометрию на углах атаки в диапазоне 10-40 градусов. Ну а для других углов придется изменение балансировки компенсировать отклонением рулевых поверхностей (это тоже можно посчитать).

Надеюсь, этот небольшой туториал поможет разобраться тем кому интересны виртуальыне продувки моделей самолетов. В этих программах есть еще множетство инетерсных функций, но основные вроде описал.

С исправленными файлами профилей получается, что для гладкой версии фасета с плоским днищем и отклоненными элевонами на 10 градусов вверх, взлет и посадка примерно на угле атаки 20 градусов со скоростью около 60 км/час. Крейсерская скорость от 90 до 150 км/час на углах атаки 5-10 градусов. А максимальная на 2 градусах 180 км/час. Правда из-за несовершенства трехмерной модельки на малых углах могут быть глюки и цифры иногда уходят в нереальную даль. Но для нормальных углов 5-20 градусов расчет более менее адекватен. Максимальное аэродинамические качество 18 единиц, но в более реальных режимах полета на углах 10-12 градусов около 8-10 единиц. Что для крыла такого малого удлинения очень даже хорошо, имхо (но не забываем про гладкий профиль, в отличие от оригинала).
 

Вложения

Anatoliy

Верной дорогой идете товарищи !!!
Откуда
Севастополь
Или покажите что за осесимметричный диск, диаметр, толщина? А также вес аппарата и какие рулевые/стабилизирующие поверхности у него должны быть, посмотрим что покажет прога... 
Очень неудобно, что влезаю со своим на чужую ветку. Мою ветку "› Винтокрылы › Конвертопланы › "ЭВЕРЕСТ" закрыли.
Там на ветке "Эверест" сообщение №1167 на листе 39 внешний вид аппарата. Масштаб клетки 100 мм.
А параметры диска такие: Диаметр 2400 мм, относительная толщина 10 % относительная кривизна 1,5 %, радиус "носика" 2 %. Все остальное можно понять из приведенных видов.
Конечно это большая наглость просить Вас возиться с моими проблемами, но мой интерес в оптимальном выборе программы для подобных расчетов. Просто не успеваю освоить сразу все. Хочется окунуться в серьезную программу, что бы хватило на долго пока не появиться что то значительно превосходящее. Но и осваивать программы "уже почти отсталые" особенно не хочется.
Что мне хочется увидеть в предполагаемом ответе?
1. Возможность вложить в расчет дисковое крыло образованное как фигура вращения относительно оси перпендикулярной диску.
2. Последовательность действий.
3. Возможные характеристики и графики по этому крылу.

После этого как показала практика у меня появляется жгучий интерес к освоению программы.
И естественно все расчеты я буду проводить самостоятельно, так как и самому это жуть как интересно.
 

СВМ

Мечтать (летать) не вредно!
Приступив к работе, появились препятствия.
И первые предложения-просьбы.
Вот мне не удалось заглотить предложенные DesertEagle файлы в программу FLX_Vortex.
(Возможно - не хватило каких-то конверторов файлов.
Проще - мне кажется - сделать в общедоступной программе. Но не очень сложной типа SolidWorks и пр.)
Посему - нужны последовательные дистанционные уроки.
Первый шаг - трехмерная модель своего проекта.
У меня - фасетмобиля. У Анатолия - своего экранолета.

В какой понятной программе и в каком формате сохранять?
Прозвучало - Google SketchUp.
Вот предлагаю - спокойно и не спеша каждый заитересованный,  при удаленной поддержке уважаемого Гуру - (тут просится имя и отчество) - делает этот шаг.
Понятно - человек, который варится в этом давно - делает все "на раз" и даже имеет право и раздражаться, когда ему задают вопросы - а где он - этот SketchUp.

Чуть подумав, и набрав в поисковике - SketchUp - удалось выйти на нужную страничку - установить данную  программу.

Сейчас - рисую-создаю свою 3D модель фасетмобиля...

Вот - нарисовал что то фасетподобное.
SkeachUp сохраняет проект в  формате: имя_файла.skp, который FLZ_Vortex и не заглотил
Боремся...

И кстати - при сохранении SkeachUp - предложил сделать файл проекта доступным для других пользователей.

Может быть - это выход по доступу к Вашему варианту фасета, DesertEagle?
 
D

DesertEagle

Там на ветке "Эверест" сообщение №1167 на листе 39 внешний вид аппарата. 
Легко :).

Так как вашей трехмерной модели у меня нет, то чтобы наделать сечений, я в Google SketchUp нарисовал круг подходящего диаметра и рулеткой измерял хорды крыла каждые 20 см и расстояние от передней кромки:



И в XFLR5 нарисовал примерный профиль диска (как понял из ваших скриншотов, верхняя часть должна быть более выпуклая):



Честно говоря, я сначала хотел сделать туториал по XFLR5 на примере эвереста. Дело в том, что XFLR5 кроме более навороченного метода расчета 3d-panels, имеет функцию создания фюзеляжа. Которую для увеличения точности рассчитывает чуть иначе, чем крыло. Даже сделал модельку (фюзеляж от руки, создавать сложную модель как в оригинале было лень).







Но оказалось, что для эвереста XFLR5 не очень подходит, так как в нем нельзя создавать произвольное количество плоскостей. Только крыло, фюзеляж, киль (либо два) и руль высоты. Поэтому балку, соединяющую фюзеляж с крылом и дополнительные кили на хвостовой балке нарисовать нельзя.

Но даже не это главное, XFLR5 перед расчетом трехмерной модели самолета требует, чтобы заранее были рассчитаны поляры для всех используемых в самолете профилей. Причем для чисел рейнольдса, покрывающих все размеры (для крыльев с переменной хордой) и скорости полета. Так как расчет самолета в последующем заключается в интерполировании этих поляр для нахождения рабочих точек.

И вот тут XFLR5 взбрыкнул и отказался считать поляры для профиля диска. Не найдя причину ошибки, почему алгоритм не сходится, пришлось отказаться и вернуться к FLZ-Vortex.

Для фюзеляжа я сделал два профиля сечений (файлы прилагаются в архиве ниже). Делал фюзеляж на глаз, так как восстанавливать исходную форму фюзеляжа по картинкам долго.



В остальном все просто, создаем новые Wing и добавляем сечения, для каждого назначая соответствующие профили. Кили поворачиваем на 90 градусов, как описано в предыдущих постах (на килях будьте аккуратнее с галкой Always Mirror, иногда она мешает). Потом готовую очередную плоскость смещаем туда где она должна быть на закладке Pos. Руль высоты я немного отклонил вверх для создания поперечной V. Массу фюзеляжу (масса конструкции) я назначил 150 кг, а дополнительную массу как полезную нагрузку всему самолету еще 250 кг. Итого взлетная масса 400 кг.

В итоге получилась такая трехмерная картинка. Фюзеляж получился не очень похожим, а остальные размеры и положение вроде выдержаны правильно. Считал по квадратикам сетки на исходных скриншотах.







Но обратите внимание, что если вы отключите трехмерный показ, то будут показываться средние линии профилей (по которым, собственно, метод VLM и считает аэрjдинамику). И почему-то диск получился не симметричным, а с выпуклостью в передней части. С чем это связано не знаю, может с особенностоми обработки профиля, или с тем что файл с профилем XFLR5 создает кривоватый, который FLZ-Vortex не может нормально прочитать.





Для устранения этого эффекта, увеличиваем количество панелей на закладке Panels (вдоль и поперек разные закладки, обратите внимание). Диск становится нормальным, каким и должен быть:





Но такое количество панелей прога считает медленно, мне неохота было ждать, поэтому я немного упростил модель и далее использовал ее (второй файл проект в архиве ниже).






После расчета оказалось, что такой самолет в принципе может лететь (имеет положительную устойчивость по тангажу), но только на узком диапазоне углов атаки. А на других углах неустойчив. Думаю, что это из-за такой оригинальной компоновки самолета, где аэродинамическая доля фюзеляжа велика и сравнима с долей крыла. Теперь вам нужно подбирать углы установки основного крыла, фюзеляжа и оперения, добиваясь положительной устойчивости на всех летных углах атаки.

Тем не менее, вот графики для модели по умолчанию, которая лежит в архиве.

Аэродинамическое качество от угла атаки:



Как видите, максимальное качество около 5.4 на 12 градусах. Но потом резко падает, так что на реальное более 2.5-3 единиц я бы не рассчитывал.

Обратите внимание, что на всех углах в модели где-то присутствуют локальные срывы потока (треугольники вверх и вниз). Думаю, что это из-за неудачных углов фюзеляжа и основного крыла. Вам нужно подобрать такие углы, чтобы поток как можно меньше срывался (смотрите двухмерные графики на виде крыла сверху, подробнее в справке к программе). Тогда и качество подрастет, и устойчивость появится на большем диапазоне углов атаки.

Устойчивость по тангажу от углов атаки:



Местами положительная и достаточная (больше 3%), местами отрицательная (самолет неустойчив). Собственно, об этом выше и шла речь, нужно подбирать углы установки плоскостей и фюзеляжа. Резкие выпады графика сигнализируют о каких-то граничных математических условиях, где алгоритм уходит в глюки. Их можно игнорировать, но лучше конечно подстроить модель, чтобы на всем дипазаоне таких граничных условий не возникало.

Скорость полета:



Опять же форма графика показывает, что на разных углах либо фюзеляж и крыло в модели входят в интерференцию, либо на части происходит срыв потока. Вам нужно настроить модель, что скорость менялась более адекватно.

Коэффициент подъемной силы.



Максимальное значение 0.47 на 21 градусе. Но это пока ни о чем не говорит, так как модель явно пока не настроена оптимальным образом.

Коэффициент сопротивления.



Видно, что на малых углах атаки он большой, а потом уменьшается. Ясный признак, что на малых углах атаки фюзеляж создает большое сопротивление, то есть надо увеличить его угол атаки. А вот на 12 градусах сопротивление минимальное (и тут же максимальное качество), значит на этом угле фюзеляж создает дополнительную подъемную силу.

Учтите так же, что фюзеляж в моей модели не соответствует вашему в оригинале. Перерисуйте соблюдая все ваши пропорции, и картина может кардинально улучшиться.

Итого, самолет такой конфигурации летать способен. Но сначала нужно подобрать оптимальные строительные углы атаки фюзеляжа, диска и оперения, чтобы сохранял устойчивость на всем диапазоне летных углов атаки. Так же будет полезно увеличить количество панелей и произвести медленный, но наиболее точный расчет (тем более что у вас фюзеляж имеет плавные обтекаемые формы).
 

Вложения

D

DesertEagle

SkeachUp сохраняет проект вформате: имя_файла.skp, который FLZ_Vortex и не заглотил
Он и не заглотит. В FLZ_Vortex (так же как и в XFLR5) нужно вручную создавать встроенную трехмерную модель. Путем добавления сечений и указания профилей для каждого сечения. А также необходимых смещений, круток и т.д. Трехмерная модель в любом другом редакторе, таком как SketchUp или Solidworks в данном случае может быть полезна только тем, что из нее можно брать размеры хорд и расстояния для смещений. Ну и получать вид профилей путем рассекания модели плоскостью. Но сами профили придется создавать где-то еще. Я использую XFLR5, но можно Profili2. И даже наверно можно сохранить напрямую из Solidworks, откройте файл .dat в текстовом редакторе и посмотрите формат. Там просто две колонки цифр с координатами профиля, х и у. Но профиль должен быть отнормирован в пределы 0..1 по оси Х.


FLZ-Vortex понимает только собственный формат .flz. И формат профилей .dat. И еще может экспортировать свою модель в формат DXF, который понимают многие редакторы (тот же Solidworks). Больше ничего он не понимает. Это же маленькая утилита в несколько сотен кб, глупо ожидать от нее дружественности и возможностей больших САПР.
 

Anatoliy

Верной дорогой идете товарищи !!!
Откуда
Севастополь
Так как вашей трехмерной модели у меня нет, то чтобы наделать сечений, я в Google SketchUp нарисовал круг подходящего диаметра и рулеткой измерял хорды крыла каждые 20 см и расстояние от передней кромки:
Так как вашей трехмерной модели у меня нет, то чтобы наделать сечений, я в Google SketchUp нарисовал круг подходящего диаметра и рулеткой измерял хорды крыла каждые 20 см и расстояние от передней кромки:
Большое спасибо за такой показ.
Мне достаточно, что кроме моего диска Вы пристроили те задние "грабли" и корпус. Очень порадовало, что программа "обнаружила" несущую способность корпуса. Количество графиков достаточно, для понимания сути.
А теперь если не сложно, подскажите мне последовательность действий по принципу:
1. Берем "такую то" программу для 3D моделирования из "такого то места".
2. Скачиваем её описание  из "такого то"  места на РУССКОМ  языке и изучаем.
3. Строим трехмерную модель (я пока все делаю в "3DXMAX")
4. Берем "такую то" программу для продувки модели.
5. Скачиваем её описание из "такого то" места на РУССКОМ языке и изучаем её.
5. Вводим туда созданную модель и начинаем приближать желаемое к действительности.

Конечно моя просьба нагловатая, но Ваши ответы помогут многим на форуме сэкономить массу сил, средств и убережет от разочарований.

Неплохо бы было организовать новую ветку для всех интересующихся подобными расчетами, Так как эти вопросы постоянно всплывают в разных местах по форуму. И что самое обидное так это то, что маститые конструктора, съевшие не одну собаку, пардон, построившие немало хорошо летающих объектов в разных классах не проявляют интереса к такому роду проектирования. И часто от них слышишь о якобы бесперспективности применения компьютерных программ.

И в заключение приведу поляру того профиля диска. Точнее не диска, а бесконечно длинного профиля с профилем той фигуры вращения, которая образует дисковое крыло.
Пришлось много помучиться с формой профиля. Но мои усилия привели к очень хорошему результату, естественно с точки зрения компьютерной программы.
Можно посмотреть на начальные параметры не мной разработанного профиля (под №1) и после нескольких изменений уже моего профиля (под №10). Разница существенная.
Вот поэтому я намерен все решать внвчале через компьютерные программы, а уж потом летающую модель прежде чем браться за напильник и "стругать" первый летающий образец.
 

Вложения

СВМ

Мечтать (летать) не вредно!
Соглашусь с Анатолием по части и создания отдельной ветки по программному моделированию и освоению методики и получению практических навыков такового.
Для меня, конечно, подойдут и пакеты с английским описанием, которые готов для общества адаптировать и толковать-объяснять.
Потому как Гуру DesertEagle вот как то все сделал, но мне повторить - не удается.
Получается, что 3-D пакет Google SketchUP - почти ничего и не дает из-за несовместимости форматов.
Скорее - нужные форматы .dat - которые выдает тяжеловатый SolidWorks.
Но - в конце концов - хрен с ним - можно и разобраться.
Только не хочется превращать весь процесс в бесконечное освоение новых пакетов.
Нужна та самая проверенная схема, которую описал Анатолий.

Пока - тот путь, по которому я прошел - программа плоских профилей (у меня - JavaFoil), набор характерных профилей от фасетмобиля - помог мне что-то понять.
И, от перехода к этим новым программам - еще толку не получил.

Однако готов на своем примере - вместе с Гуру программного моделирования, пройти этот путь.
И готов подъехать к Гуру за личными консультациями.

Нуу и замечание по самому методу программного моделирования.
Рассматриваю как вполне нормальный путь и шаг приближения к истине.
На все вопросы - не ответит - но понять как оно "работает" - поможет!
 
D

DesertEagle

не проявляют интереса к такому роду проектирования.
А есть ли смысл? Эти программы действительно считают так себе, плюс минус лапоть. Для грубой предварительной оценки сойдет, но полагаться в проектировании исключительно на них нельзя. Я конечно верю в торжество численного моделирования, но до такого качества расчета, какой хотелось бы, еще далеко... :). Изучайте Catia :).

А теперь если не сложно, подскажите мне последовательность действий по принципу:
Нет, боюсь это будет сложно, слишком много буковок получится. На книжку средней толщины. Я думаю названия программы и какого-нибудь примера последовательности расчета достаточно, остальное есть в файлах помощи, которые прилагаются к этим программам. Там на самом деле ничего сложного, просто надо нажимать много кнопок, поэтому описание растянулось бы многие страницы текста. Имхо, лучше понять основу-идею, а с интерфейсом программ можно разобраться по справке. Я этот FLZ-Vortex тоже первый раз вижу, просто заметил в описании метод VLM, а остальное стало дело техники.
 
D

DesertEagle

Пока - тот путь, по которому я прошел - программа плоских профилей (у меня - JavaFoil), набор характерных профилей от фасетмобиля - помог мне что-то понять. 
JavaFoil в каком формате сохраняет плоские профили, с расширением .dat? Вот их и используйте в FLZ-Vortex. Google SketchUp я использовал только для получения размеров частей крылышек.

То есть в FLZ-Vortex нажимаю например кнопку wing--new для создания нового крыла, далее нужно ввести длину центральной хорды в метрах. Я переключаюсь в SketchUp, инструментом Рулетка измеряю длину этой хорды и вручную ввожу в программе FLZ-Vortex. И так же для остальных размеров. Все, больше никакой связи между этими программи нет. Они никак не пересекаются :), просто мне оказалось так удобнее и быстрее вводить размеры.

А если хотите освоить один универсальный пакет, который может и трехмерную модель построить, и посчитать ее на прочность, и виртуально продуть, то выбирайте на выбор: Solidworks либо Catia. Лучше вторую, но если с ней совсем не получится и все силы будут уходить на то чтобы материться на интерфейс, то первая тоже хороша. Вот только у них обеих своих заморочек хватает, будьте готовы что половину расчетов все равно придется делать вручную по методикам, описанным в бумажных книгах. Эти программы вовсе не делают то, что от них интуитивно ожидаешь в плане расчетов. Они скорее похожи на логарифмическую линейку, которой нужно не только уметь пользоваться, но еще и понимать как ее применить для решения нужной вам задачи. А для многих задач применить вообще невозможно из-за каких-нибудь встроенных ограничений или бага. Печально, но факт.
 

Anatoliy

Верной дорогой идете товарищи !!!
Откуда
Севастополь
Изучайте Catia  :)Улыбка.

Anatoliy писал(а) Сегодня :: 16:14:22:
А теперь если не сложно, подскажите мне последовательность действий по принципу:


Нет, боюсь это будет сложно, слишком много буковок получится. На книжку средней толщины.
Я имел ввиду о последовательности только какие программы применять и где их скачать.
Вот например методом прочитывания многих высказываний на разных форумах о той или иной программе я уже ранее  остановил свой выбор на "CATIA". Нашел её описание на русском языке.
Ну думаю напечатаю себе маленькую книжечку и поеду летом в гости, а там "погрызу" эту программу. Но страничек там оказалось за 1000. Так что я распечатал только назначение некоторых команд на  первый случай.
Интересно, кто нибудь осилил эту программу?
Я вполне отдаю себе отчет, что 100% точности я не получаю, но разобраться что ХОРОШО или ПЛОХО эти программы помогают. Пусть даже ошибка составит 30% в худшую сторону. Потом можно по подобию подкорректировать и уточнить на летающей модели. Кстати я решил построить модель в масштабе 1 : 3. Думаю результаты будут ближе к оригиналу. И все же надо посчитать хотя бы на той "логарифмической линейке" с описанием на многих страницах.
 

СВМ

Мечтать (летать) не вредно!
Нуу, мое ощущение, как ведущего темы - некоторый тупичек-с!
Даже 2.
Первый относиться к анализу возможностей летать фасетмобиля.
Даа, DesertEagle, провел расчеты для фасетпохожего монокорпуса с идельными зализанными профилями.
КАА из Казани - указал на это.
Второе - относится к самому методу программного моделирования - доступному и "народному" однако.
То есть приблизительному расчету и анализу на несложных пакетах, помогающему, однако, что-то понять и осмыслить.

Пока - для меня этот путь пройден частично.
На простом пакете анализа плоских профилей JavaFoil. (Который, кстати,  выдает описание профилей в обычном текстовом формате Блокнота, то есть - .txt, а не .dat, как хотелось бы.)

Обсудили вроде следующий шаг - метод сечений, по которому работают предложенные пакеты (или один из них)
XFLR5 - http://xflr5.sourceforge.net/xflr5.htm
FLZ-Vortex -  http://www.flz-vortex.de/flz_vortex.html

Пока непонятно, как из объемной модели (кроме как вручную) - задать совокупность сечений для того, чтобы ее проглотили эти пакеты.
Или как в предложенных пакетах нарисовать трехмерную модель, которую они бы сами рассекли на нужное число сечений.

Последнее - вопрос-запрос на консультацию к Гуру DesertEagle
 

JohnDoe

Усы-то сбрею, а умище-то куда дену? )))
Который, кстати,выдает описание профилей в обычном текстовом формате Блокнота, то есть - .txt, а не .dat, как хотелось бы
А содержание этих файлов одинаковое? Если да, тогда просто меняйте расширение у файла на ".dat" в Проводнике(или где Вам удобнее) и скармливайте его кому надо. :)
 

СВМ

Мечтать (летать) не вредно!
А кстати - мысль, Вячеслав!
Хотя - насколько я знаю - в каждом файле есть шапка, которую я, просто так, то есть в Редакторе - изменить и не смогу.
(надо - лезть уже в коды описания файла и их менять, кажется)
И нужные программы - и не заглотят.
Хотя - надо и попробовать, JohnDoe...

Хотя основная проблема - иметь 3-х мерное описание нужного понимаемого формата, из которого сечения предложенные программы - нарезают сами.
(Сейчас - читаю хорошее Руководство на русском языке: http://rc42.ru/_fr/0/XFLR5.doc)

Блинн, что ж за мода такая на этом Форуме - какие-то сплошные молодежные игры в Ники...

Вот со мною - все просто - Владимир Михайлович Сазанов, ктн, пенсионер, частный исследователь
(Хотя, за рубежом ко мне бы обращались, кажется, если официально, то - Доктор Сазанов \ ктн по ихнему - PhD -  Doctor of Philosophy
Или - просто, в русских традициях - Владимир Михайлович
Что мне - безусловно приятней...)
 

JohnDoe

Усы-то сбрею, а умище-то куда дену? )))
Хотя - насколько я знаю - в каждом файле есть шапка, которую я, просто так, то есть в Редакторе - изменить и не смогу.
У простых текстовых файлов такой шапки(она называется заголовок) нет. Просто выше говорилось, что тот dat-файл просто содержит в себе координаты, я так понял без всякого заголока, раз его можно просмотеть:
откройте файл .dat в текстовом редакторе и посмотрите формат. Там просто две колонки цифр с координатами профиля, х и у. Но профиль должен быть отнормирован в пределы 0..1 по оси Х.
Проверить можно открыв файл в каком-нить HEX-редакторе, hedit(hakerEdit) например. Если есть заголовок Вы его увидите(его 16-ричные коды), но навряд-ли. Скорее тот .dat - текстовый формат с разделителями. Попробуйте скормить его Екселю, кстати там же можно переколбасить Ваш текстовый файл, если он по Х даёт значения не от 0 до 1, как требуется. Пишется простенький макрос, который тупо делит все значения в файле на крайнее значение Х. Хотя... Может и не прокатить, фиг его знает как там кто считает эти координаты. Смотреть надо.
какие-то сплошные молодежные игры в Ники...
Сеть-сЪ :)
 
D

DesertEagle

фасетпохожего монокорпуса с идельными зализанными профилями.
Не проверял в силу большей трудоемкости, но имхо если скормить этим программам ломаные профили и максимально увеличить количество панелей, то трехмерная расчетная модель фасета будет наиболее приближена к настоящему самолету. И должна считаться нормально, с учетом гранености. У меня в примере гладкие профили, потому что так было проще нарисовать сплайнами. Но ничто не мешает в сплайн добавить побольше точек и сделать профиль ломаным. Что и нужно вам сделать для моделирования настоящего фасета.

Второе - относится к самому методу программного моделирования - доступному и "народному" однако.
Итак, по порядку возрастания сложности освоения: FLZ-Vortex, XFLR5, Solidworks, Catia. Первые две используют частично аналитические методы (распределение циркуляции и т.д., просто компьютер позволяет разбить модель на огромное количество панелей и поэтому то что заняло бы считать вручную по классическим формулам аэродинамики годы, рассчитать за секунды).

Крайние две и все тяжеловесные CAD используют чистый численный метод на основе конечных элементов. Поэтому требуют очень точного выбора используемой модели турбулентности, граничных условий и т.д. И поэтому могут давать в случае подходящих настроек как самый точный результат из возможных на сегодняшний день, так и полную ересь. В отличие от первых двух программ, которые в сущности считают по формулам классической аэродинамики и поэтому изначально имеют хорошее приближение к реальности.

Пока непонятно, как из объемной модели (кроме как вручную) - задать совокупность сечений для того, чтобы ее проглотили эти пакеты.
Или как в предложенных пакетах нарисовать трехмерную модель, которую они бы сами рассекли на нужное число сечений.
В первых двух программах - никак. Только вводить вручную. Рассекать трехмерную модель на сечения они тоже не умеют, потому что само построение трехмерной модели в них основано на последовательном добавлении сечений и задания для каждого своего профиля. Но они умеют введенный "кусок" крыла разделить на множество плоских панелей на поверхности, поэтому можно вводить крыло большими кусками. Например для обычного крыла самолета достаточно двух сечений: в центроплане и на конце крыла. Но с фасетом сложнее конечно :).

В принципе, можно написать собственную программу, которая будет разрезать трехмерную модель, созданную в любом внешнем редакторе, и подготавливать файл-проекта для FLZ-Vortex. Тогда ей можно было бы скармливать готовую трехмерную модель, а все остальное она делала бы сама (нарезала сечения, выделяла из них профили и переводила в сплайны). Это возможно благодаря тому, что файлы-проекты для FLZ-Vortex это обычные текстовые файлы. А вот у XFLR5 бинарные и там такой фокус не пройдет. В любом случае, для написания такой утилиты придется искать программиста, знакомого хотя бы с форматом DXF. Я мог бы это сделать, но лень и не думаю что это будет кому-то нужно (за исключением пары частных случаев). К тому же если поменяется версия FLZ, то такая утилита перестанет работать.

На простом пакете анализа плоских профилей JavaFoil. (Который, кстати,  выдает описание профилей в обычном текстовом формате Блокнота, то есть - .txt, а не .dat, как хотелось бы.)
Попробуйте переименовать .txt в .dat, либо откройте .dat файлы в архивах, которые я выкладывал выше, в блокноте виндовс и сравните с тем, что выдает JavaFoil.

Общее отличие этих двух программ от тяжеловесных САПР описано выше, теперь пару слов об алгоритмах расчета. Во-первых, не думаю что JavaFoil хороший вариант для расчета фасетмобиля. В описании к этой программе четко сказано, что режим срыва потока с профиля в ней реализован какими-то искусственными добавками. То есть она может нормально считать только обычные профили на малых углах атаки. А фасет способен летать на больших углах атаки и вопросы срыва потока (частичного на граненых гранях и общего на больших углах атаки) для него стоят не на последнем месте.

Я не знаю, какая разновидность VLM метода реализована в программе FLZ-Vortex, так как в документации об этом почти ничего нет. Но например в XFLR5 методы расчета описаны достаточно подробно.

Для трехмерной модели самолета их там три штуки: нелинейная LLT, линейная VLM и линейная 3D-Panel.

Первый метод, нелинейный LLT дает наилучшую точность расчета и наиболее полно исследован в литературе по аэродинамике. А главное, он хорошо считает для углов атаки в районе срыва потока! Что было бы крайне полезно для фасета.

Но имеет строгие математические ограничения. Во-первых, крыло должно быть большого удлинения (фасет отпадает) и не должно иметь стреловидности либо поперечного V (для фасета опять не подходит из-за стреловидности).

Второй метод, линейный VLM, хуже считает срывные режимы. Но зато замечательно справляется с крыльями малого удлинения, имеющих стреловидность и поперечную V. И в том числе с крыльями, имеющими винглеты. То есть вполне подходит для фасета. И этот же метод использует программа FLZ-Vortex.

Недостаток этого метода в том, что расчет ведется только для средней линии профиля. Поэтому лучше считает тонкие профили, а фасет имеет в центроплане толстый. Впрочем, с толстыми тоже справляется, просто немного хуже, чем с тонкими. В общем, VLM - это универсальный метод расчета.

Третий метод расчета, имеющийся исключительно в XFLR5, это метод 3D-Panels. Он создан чтобы объединить достоинства LLT и VLM. Его суть в том, что отдельно считается распределение циркуляции по нижней и верхней поверхности крыла, а потом они приводятся в соответствии друг другу по определенным критериям.

В итоге этот метод хорошо считает толстые крылья и может показывать распределение по верхней и нижней поверхности крыла (в отличие от LLT и VLM). В случае фасета это то что нужно! А также этот метод замечательно учитывает влияние фюзеляжа на летные характеристики самолета.

Таким образом, рекомендуется использовать метод LLT для крыльев большого удлинения и не имеющих стреловидность и поперечного V. Для крыльев, у которых нужно получить распределение по верхней и нижней поверхности профиля (не средней линии профиля, а именно как объема), а также где важно рассчитать лобовое сопротивление фюзеляжа, лучше всего подходит 3D-Panels. Для всех остальных случаев рекомендуется VLM.

Я не гуру, а всего лишь любитель, как и многие увлеченные мечтатели :).


Интересно, кто нибудь осилил эту программу?
Да, конечно. Многие ее освоили самостоятельно, у меня есть несколько таких знакомых. Там все не настолько сложно, как кажется на первый взгляд. Тем более, с русским интерфейсом. И Катя хороша развитыми функциями работы с переменными, что полезно для моделирования и оптимизации конструкции. Скажем, можно задать несколько параметров типа удлинения и толщины, а крыло будет автоматически перерисовываться по формулам. Впрочем, другие пакеты тоже умеют делать такие вещи.
 
D

DesertEagle

Продолжим.... :) С FLZ-Vortex и XFLR5, надеюсь, уже все ясно. Теперь приведу пример работы с "тяжеловесным" CFD моделированием на примере Solidworks Flow Simulation.

Сначала в Solidworks нужно создать твердотельную модель самолета. Чтобы не делать ее с нуля, я в Google SkutchUp Pro (ищите на трекерах) экспортировал модельку фасета в формат DXF. И потом импортировал в солиде. И заменил поверхности на твердотельные детали функцией утолщения, чтобы получилась твердотельная делать. А также повернул всю модельку на 15 градусов, чтобы эмулировать угол атаки.

Далее, активируем Flow Simulation и запускам помощник, кнопка Wizard на панели Flow Simulation. Все оставляем по умолчанию, кроме следующих неочевидных моментов:
Во-первых, на одном из экранов выбираем метод расчета External, означающий что модель будет обдуваться извне (Internal надо выбирать для моделирования течений жидкости внутри объекта) и ставим галку Exclude internal space, чтобы не учитывать внутренние полости.
Во-вторых, на соответствующем экране будет список сред, нужно выбрать в меню Gases элемент Air и нажать кнопку Add.
В третьих, когда заголовок окна будет Initial and Ambien Conditions, нужно указать скорость потока воздуха, я поставил Velosity in X direction 40 m/s.

В итоге программа вокруг модели сделает объем, в котором будут производиться вычисления, а также в панели со списком объектов появится новая закладка для Flow Simulation.




Нажимаем Run и ждем окончания расчета. Что интересно, результаты можно сохранить и потом загружать не делая заново весь расчет. Теперь нужно отобразить на экран результаты. Это можно сделать множеством путей. В панели слева для flow simulation выбираем пункт Results и смотрим какие есть варианты. Surface Plots - это раскрасить модельку разными цветами в соответствии с давлением на поверхностях. Cut Plots - это сделать разрез и показать например стрелочками движение потока, как это обычно принято в аэродинамике и как например показывается в программе JavaFoil (см. скриншот выше).

Во всех случаях нужно щелкнуть правой кнопкой, Insert и указать параметры. К примеру, если выбрать Flow Trajectories и в настройках указать Lines (рисовать линии), то картинка получается примерно такая:



Здесь цвет показывает давление, числовое значение можно узнать из цветной шкалы слева вверху. На этом скриншоте видна шкала:



В таких пакетах существует огромное количество разных отображений, построений графиков, экспорта в Excel и т.д.

Но что с ними делать дальше? Никаких аэродинамических коэффициентов типа Cx, Cy или скоростей полета lzk нашей модельки самолета эти программы не предоставляют. Даже нет моментных характеристик для профиля/самолета. Или я не нашел ;), но скорее всего просто нет. Нужно результаты расчета каким-то образом экспортировать например в Excel и там писать макрос для интегрирования и ручного расчета летных характеристик самолета. Теперь вы понимаете, что я имел ввиду под сравнением CFD пакетов с логарифмической линейкой? :)

Тем не менее, даже визуальная картинка может показать обтекание объекта, сходы вихрей на разных углах атаки и т.д. И тем самым помочь устранить ненужные углы, найти оптимальную форму наплыва при переходе из фюзеляжа к крыльям и т.д. Но чтобы получить цифры, которые выдают простенькие FLZ-Vortex и XFLR5, тут нужно еще изрядно поломать голову.

И да, модельку фасета, размер сетки и все остальные настройки я использовал в этом примере по умолчанию. Поэтому адекватность картинки под большим вопросом. Например, модель нормальная граненая, но обтекание получилось ламинарным, почему? Вероятно, нужно уменьшать размер сетки, подбирать коэффициенты турбулентности или еще что-нибудь в этом роде. В общем, думаю теперь вы сможете без труда разобраться с Flow Simulation и поэкспериментировать сами, последовательность действий при расчета и подводные камни я обозначил выше, все остальное дело техники :).
 
D

DesertEagle

Что интересно, результаты расчета в FLZ Vortex и Flow Simulation для подъемной силы фасета довольно точно совпали. Для угла атаки 15 градусов и скорости полета 16 м/с Flow Simulation выдает подъемную силу 172 кг. А для взлетной массы 172 кг и угла атаки 15 градусов FLZ Vortex выдает скорость полета 16.25 м/с.

А если исходить из взлетной массы 281 кг как у оригинального фасета, то FLZ Vortex показывает скорость 20.6 м/с, а Flow Simulation для этой скорости выдал подъемную силу 285 кг (в обоих случаях на угле атаки 15 градусов). Опять весьма точное совпадение. А вот с сопротивлением неясная ситуация, FLZ Vortex показывает 39 кг, а Солид 79 кг.

Впрочем, эти цифры для всех настроек по умолчанию, поэтому еще ни о чем не говорят.

Кстати, забыл объяснить в предыдущем посте как посмотреть подъемную силу крыла. В результатах расчета есть пункт Surface Parameters, а там можно выбрать Normal Force. Это сила, перпендикулярная каждому полигону в модели (точнее, каждой ячейке расчетной сетки). Если же мы выделим весь самолет, то есть все его полигоны, то получим суммирующую силу. И солид выдает три ее компонента по осям, понятно что по Z, направленной вверх, будет подъемная сила в ньютонах.

Там есть еще момент Torque of Normal Force относительно глобальной системы координат. Из которой можно вручную рассчитать момент, действующий на самолет на данном угле атаки. И соответственно, рассчитать необходимую компенсирующую этот момент силу, направленную вниз от центра тяжести. Это будет центровка самолета на данном угле атаки.

Таким образом, если провести серию расчетов на разных углах атаки и каждый раз результаты (подъемную силу и момент) экспортировать в эксель, то в экселе можно построить график. И там где подъемная сила будет равна взлетному весу, на этом угле атаки самолет будет лететь горизонтально.

Ситуация осложняется тем, что придется так же сделать ряд расчетов для разных скоростей потока. Допустим, если с шагом 5 м/с в диапазоне 10-60 м/с и каждый градус в диапазоне 0..45 градусов, то это (50/5)*45=450 циклов полного расчета. Причем на каждом шаге нужно либо поворачивать модель, либо менять направление потока (но тогда и вектор подъемной силы придется вручную пересчитывать под угол наклона потока, либо искать как получить силу относительно не глобальной, а локальной системы координат). Ну а Cx и Cy для всего самолета можно найти по классическим формулам аэродинамики, раз нам известны подъемная сила и сила сопротивления.

В любом случае, с помощью такого алгоритма можно в итоге получить скорость полета самолета на разных углах атаки и продольную балансировку (а на ее основе посчитать запас устойчивости по тангажу), хоть и потребуются дополнительные усилия по обработке полученных данных во внешних программах, например экселе. Так же можно получить силу сопротивления и значит потребную тягу двигателя для полета.

Останется все это повторить для отклоненных рулей и элеронов в разные стороны. Потом для отклоненного самолета по курсу, чтобы определить восстанавливающий момент и определить устойчивость по курсу. И аналогично для самолета в крене для определения запаса поперечной устойчивости. Потом внести изменения по результатам расчета и все повторить. А вот и старость подкралась незаметно, хе-хе :).

Впрочем, расчет в CFD пакетах все же имеет смысл, так как позволяет смотреть где что и на каких углах срывается и подправлять модель. И тем более что этот алгоритм не имеет ограничений как у аналитических формул, поэтому может считать абсолютно любую геометрию.

Радужную картину портит только тот факт, что говорят у Солида погрешность в аэродинамических расчетах 20-30% норма, а бывает и по 100-200%, если не очень удачно выбраны начальные условия (сетка, границы и т.д.). Впрочем, как и у других аналогичных пакетов.

В общем, ничего сложного, разобраться можно. Но теперь наверно понятно, почему мало кто занимается моделированием самоделок в больших CFD пакетах типа Flow Simulation. Элементарно нет готовой для наших целей оболочки. А делать все штатными средствами занимает много времени, да и требует некоторых навыков по обработке колонок цифр, чтобы получить хоть что-то, представляющее интерес с точки зрения аэродинамики. При этом результат совсем негарантирован.

Но штука интересная, и для необычных аэродинамических схем позволяет хоть как-то посчитать аппарат.
 

СВМ

Мечтать (летать) не вредно!
ООо, сколько интересного за ночь! Спасибо!
Разбираюсь.

И начав разбираться - понял, что Solid Works - не избежать.

Вопрос к Гуру - какую версию, где и еще какие руководства на русском можете порекомендовать
 

MadMax

Я люблю летать!
@ СВМ , а как вам такой аппаратик в виде "дачно-туристического" самолета, кстати объем багажника 500 литров.  ;) О достоинствах читаем здесь. http://www.verheesengineering.com/gb/delta.html
И для полноты немного видео. читаем титры:
[media]http://www.youtube.com/watch?v=Nd7IZDout78[/media]

Извиняюсь за небольшой флуд.
 

Вложения

Вверх