10 лет назад я работал на мдп с поплавков на Азовском море. Дело было новое, и я начал с изучения доступной литературы. Там опытные пилоты однозначно настаивали - никаких ремней и шлемов. Именно так я и делал.
Особенность полётов с воды такова, что безопасно можно летать только, когда ветер дует с моря. Береговой ветер приносит болтанку, которая превращает каждый вылет в крутой экстрим. Здесь не до покатушек. Таким образом, если ваш аппарат адекватен и исправен, то полёт безопасен. А если нет, то падение, как на воду, так и на землю гарантирует летальный исход.
Взлёт имеет характерную особенность - выход поплавков на редан. Он происходит примерно на 40 км/ч. С этого момента причиной аварии может стать неустойчивость поплавков. Они могут быть неправильно отбалансированы, либо они имеют недостаточное водоизмещение. Могут начаться прогрессирующие прыжки с волны с опусканием носа. Если пилот не остановиться, аппарат перевернётся. Опять же имеем неадекватность аппарата. В результате аппарат переходит в водоизмещающий режим - поплавки сверху, остальное снизу. Именно здесь и начинаются сомнения, должны ли пилот и пассажир быть пристёгнуты? Не помешает ли им шлем на голове? Переворот произойдёт на скорости порядка 50 км/ч или меньше. Есть не малый шанс, что травмы от соприкосновения с трапецией и тросами не приведут к потере сознания и позволят обоим выплыть.
Мои экзерсисы в полётах на поплавках закончились, когда я приехал проверить, как летает мой ученик, подменить его на время. К тому времени на аппарат поставили другие поплавки с недостаточным водоизмещением. Во-первых, аппарат на воде стал весьма неустойчивым. Во-вторых, мотор 582-й подизносился и заметно потерял тягу. В-третьих, поплавки оказались бракованными. Один из них имел мягкое днище, которое прогибалось под пальцами. Во время проверочных полётов в днище образовалась небольшая дырка, наверное, от удара о какой-то плавающий предмет. Пока мы стояли на воде и думали, почему аппарат не взлетает, правый поплавок начал погружаться в воду, и мы перевернулись.
Вопрос. Если бы вместо меня находилась упитанная тётя, хорошо привязанная ремнём к сидению, она успела бы выжить, пока пилот искал бы её под водой и судорожно расстёгивал замок?