О влиянии перепуга первого самостоятельного полёта. Немножко подходит в тему с предидущей историей, хотя происшествия никакого не было, но может обьяснить поведение учлёта. Я как сейчас помню свой первый самостоятельный полёт на дельталёте. Но сначала небольшая преамбула.
В то время я уже около года как не летал на планерах - бросил аэроклуб из-за паршивой организации полётов, да и приличная косая сажина у меня вымахала ни стого ни с сего только к 30 годам - перестал помещаться в кокпит интересных планеров. Думал пузо мешать будет, так нет - при пользовании рычагами тормозных щитков и выпуска шасси не проходил локтём мимо своих рёбер и был зажат плечами в кокпите. В совокупе с другой анатомической особенностью (мясистые ляшки - набивал при посадках себе синяки ручкой упоравления) из всего спектра интерестных планеров оставались только пару моделей приемлимыми, и их по близости не было, да и возможности их приобрести не виделось.
Так вот мой первый самостоятельный. Дельталёт Спайдер, двигатель синеголовый Р582. Всё время обучения у этого инструктора на этом дельталёте я никак не мог прощюпать ногой педаль газа так, чтобы с осознанной дозировкой всегда давать столько газу, сколько надо. До сих пор не понимаю в чём дело было. На других таких проблем не было. Разве что с Тором от Полини: у него "ямка" как раз на тех оборотах, где можно держать высоту...подтвердили и инструкторы.
Значит погонял я тогда с инструктором по небу. Погонял, поподпрыгивал по полю сам. И тогда он сказал, что думает, что я готов. Я себе тоже так думал, обрадовался. Пошёл на стартовую. Все проверки, фразы по рации, даю полный газ и тут пошло!
Первое что я после отрыва заметил - мои ноги в небе. Я трапецию в пузо - не помогает - лижу на спене, чувствую себя Гагариным! Такого ускорения я не испытывал ни на одном автомобиле, ни поднимаясь на планере 300-сильной лебёдкой. Время действительно растянулось - вишу стабильно, но вишу ногами вверх и нет тому конца. Tогда проскользнула у меня мысль в головое:" Eщё чуть- чуть и перетянешь дельталёт в срыв, а там и кувырок недалеко" - глянул в сторону и краем глаза увидел, что земля уже далеко под спиной.. "Ну точно как Гагарин" - подумалось и чуть не захохотал - видимо это и вывело из ступора, начал с трапецией в пузе осторожно уберать газ, эта педаль снова дала правал и я из подьёма почти сделал горку - всё ещё с трапецией в пузе увидел горизонт перед ногами, но тут сообразил и стал отдавать трапецию от себя - выравнял дельталёт примерно на высоте конвеера. Снова подал газу "поймал" таки подходящий газ, прошёл по конверу и сел.
После посадки, катясь к ангару (а стоит он на том поле рядом со стартом) подумал: "Как говорят -упал с лошади - залезай сразу снова. Но я не упал, а перепугался, давай всё заново и с головой". Инструктор не возражал и я прошёлся ещё два раза по конвееру, давая на 1000 оборотов меньше на взлёте, но всё равно борясь с поиском подходящего положения газа. Сам догодался, дурень! А ведь итак ясно как день, что на лёгкой телеге без инструктора давить на газ меньше надо.
Но и тут ядумаю, что и инструктор не совсем не при делах. Я заметил, что такую ошибку делают многие учлёты! Потому и считаю, что нужно как умных так и глупых из нас просвещать в этом плане перед первым полётом.
Сделал я тогда много выводов для себя! И по инструктору, и по дельталёту, и по себе.
1. С инструктором уже всегда были проблемы с общением - не понимали друг друга. Ни вопроса нормально ни задать, ни ответа без подначки не получить - нипоймёшь, где он пытается шутить, а где правду говорит. Я начал часто думать, что он просто не хочет либо вообще, либо со мной. Тогда у нас в округе в 300км прекратили преподавать по разным причинам три отличных инструктора. Этот был последним, чем он изрядно пользовался. Поэтому несмотря на выше сказанное, я начал у него. Но после этого случая, я поговорил со всеми его учениками на поле и все говорили, что у них такие же проблемы - после полётов с ним, каждый чувствовал себя дебилом.
Плюнул я на этого, особенно когда узнал, что он за моей спиной обо мне и других поговаривет, и поехал за тирдевять земель договариваться с другим инструктором - сразу сказал ему: "ломать тебе меня прийдётся, ибо у дурака учился". Сработало - за две недели натаскал он меня и довёл до экзамена! То, к чему я и близко не был в течении года у первого инструктора.
Хорошиый инструктор даже далеко, всегда лучше, чем плохой рядом!
2. Управление газом - критическая вещь особенно на сильных и лёгких дельталётах - никогда не должны быть сомнения или какие либо проблемы с регулировкой газа. Политал я на другом спайдере с таким же мотором, но на другом крыле, и убедился что не в моторе дело, а скорее всего в настройкох первого дельталёта.
3. Уравновешенное, ментальное состояние - залог успешного полёта! Избыточные эмоции всегда отвлекут от решения полётных задач! И тут уже слишком лично идёт - каждый должен для себя знать в каком состоянии он быстрее соображает!