Площадка Чумай, Кемеровская область.

krik

люблю летать
В 8 км от площадки строится горнолыжный спуск http://mustag.ru/forum/search.php?keywords=%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%85-%D1%87%D0%B5%D0%B1%D1%83%D0%BB%D0%B0&terms=all&author=&fid%5B%5D=54&sc=1&sf=all&sk=t&sd=d&sr=posts&st=0&ch=300&t=0&submit=%D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA
 

krik

люблю летать
Зимой площадка специально не готовилась. Место открытое, продуваемое. Снежный покров до20-40 см, плотный. Раньше АН-2 летал всю зиму на лыжах. Мы еще не пробовали. Будут запросы, отреагируем.
 
Александр Сергеевич, замечательный рассказ!
Напрасно Вы его спрятали в прикрепленном файле.
Он достоин быть на главной странице этой ветки о Вашей площадке!
Удачи и процветания Чумаю, при случае обязуюсь заглянуть в гости  :)
 

krik

люблю летать
Активный сезон закончился.  Немного воспоминаний.
                                                                                                 Аэродром.

Строго говоря, Чумайский аэродром аэродромом никогда не был. По свидетельствам местных старожилов на большой ровный луг на северо-западной окраине села «кукурузники» садились еще в предвоенные годы. «Кукурузниками» жители села называют любой биплан и, конечно, никто не может вспомнить, когда летали ПО-2, а когда появились АН-2. В 1937 году в Новосибирске был создан отряд авиалесоохраны, в зону ответственности которого входила территория нынешней Кемеровской области. Летали преимущественно на ПО-2, для обеспечения патрулирования были организованы посадочные площадки. В соседних с Чумаем населенных пунктах их было несколько.  В-Чебула, Мариинск, Тисуль. Интересно, что, например, в г.Мариинске во время войны силами горожан ВПП на аэродроме была уложена кирпичом «на ребро». Мариинский аэродром был аэродромом «подскока» для перегоняемых на фронт из Красноярска в Новосибирск военных самолетов. Часть самолетов по АЛСИБУ сразу направлялись в Новосибирск из Красноярска. В Тисуле аэродром интенсивно использовался самолетами, вывозившими золото с золотодобывающих рудников Кузнецкого Алатау. Роль Чумайского аэродрома, вероятнее всего, была вспомогательной. Определение посадочной площадки аэродромом в местном словообороте закрепилось  в начале 50-х годов, когда начались регулярные рейсы ЯК-12 и  АН-2 из Кемерово. С этого времени представления о Чумае всегда были неразрывно связаны с аэродромом, как и с рекой Кия, протекающей рядом. Аэродром настолько тесно был связан с жизнью села, что иногда казалось, будто он существует столько, сколько существует село. Жизненные события большинства селян не только в Чумае, но и в округе так или иначе касались аэродрома. «Поехал поступать учиться»,  «Заболел», «Уехал в отпуск», «Родился сын», «Умер родственник»  -  все это проходило через аэродром. До Кемерово летали 45 минут, до Тисуля 15 минут. Взрослый билет до Кемерово стоил 4 рубля, детский 2. Вечным казался начальник аэродрома Николай Семенович Копылов. Где-то с 60-х годов до конца 80-х, вплоть до закрытия аэродрома бессменно он был на посту. Утро в Чумае, особенно летом, кроме обычных деревенских атрибутов: выгон коров и овец в стадо, громкий запуск двигателей тракторов, лай собак имело еще один: выезд Коли Копылова (так его звали за глаза) на мотоцикле ИЖ-ЮПИТЕР на аэродром.. В форменной одежде, всегда подчеркнуто аккуратный, с признаками даже какого-то превосходства на лице он медленно, грохоча коляской, проезжал по улице в конец деревни, к аэродрому, Делал он это всегда, каждый день. Деревенские настолько к этому привыкли, что когда Николай Семенович не проезжал, возникали сильное беспокойство и тревога. Казалось, что такая жизнь будет вечной. В 80-е годы все начало меняться, К этому времени появились хорошие дороги, началась «перестройка» и аэродром закрыли.
     У меня, как и у большинства земляков с аэродромом в Чумае связаны многочисленные воспоминания. И первое знакомство с аэродромом в далеком детстве, и мечты о самолетах, и просто личные события. Пожалуй, крайний раз в то советское время я был на аэродроме в 1983 году. Не стало отца, остро заболела мама и я, уже будучи врачом Кемеровской областной клинической больницы, прилетел  на АН-2 с коллегами по санавиации, чтобы забрать маму. Такая скорая помощь сыграла решающую роль в той критической ситуации и мама прожила еще потом много лет  Да только ли мою маму спас наш аэродром…
     Когда закрыли аэродром, место, где он был, так и осталось «аэродромом». Где корова? – На аэродроме пасется. Где пашут? – За аэродромом. Как на Кию ездил? – Мимо аэродрома. В моей жизни он затерялся  где-то  в детстве и юности.
     В 2008 году, когда я начал учиться летать на самолете, вспомнился наш Чумайский аэродром. И, хотя в Чумае, на  малой родине  я часто бывал, что стало с площадкой, не знал. Позвонил своему школьному другу, директору Чумайского совхоза ( точнее, сельхозпредприятии, по-нынешнему) Александру Васильевичу Краморенко. – Саша, говорят, ты на аэродроме телятник построил? – Ты что? Аэродром цел, приезжай, посмотри. Площадку я не пахал, правда, и не косил,  там коровы деревенские пасутся.
Я поехал в Чумай и увидел, что площадка абсолютно цела. По краям немного тракторных колей, а так, в целом, вполне площадка, даже муравьиных кочек нет. Родилось горячее желание восстановить наш аэродром.
     Время другое и пришлось начать с оформления земли. Землю оформили на аэроклуб «Кузбасс», пройдя все ступеньки юридических правил от «земли сельхозназначения» до «земли промышленности и транспорта». Прокуратура была против, чтобы на площадку с определением «земля сельхозназначения» садились малые самолеты. А когда эта земля была заросшая бурьяном, она не была против.
     С помощью своих старых деревенских друзей я выкосил площадку, грейдер местного ДРСУ подровнял и окуветил ее. Вот и все , аэродром готов. Началась подготовка к  приему первого борта. Кто полетит в Чумай?
     В 2009 году в Кемерово было всего 3 самолета  легкой авиации (Птенец-2, Скайренджер, Корвет), ЯК-52 и АН-2 аэроклуба ДОСОААФ, два МИ-8 областного ГУВД и все. Особо в Чумай никто не рвался. С инструктором на Корвете  С.И.Мурзиным  мы договорились.
     В августе 2009 года я тщательно приготовил площадку. Все выкосил. ВПП разметил флажками. Даже выложил посадочное «Т», как мы привыкли на аэродроме ДОСОААФ. На высокой металлической трубе установил ветроуказатель Согласовали день прилета. Сижу, жду. Погода, вообщем, ничего. Звонит Сергей Иванович, вылетает из Кемерово. Лететь в пределах часа. И тут впервые я, уже немного умеющий летать, подумал о той дороге от  Кемерово до Чумая, по которой в детстве пассажиром летал ни один раз. Подумал, как летчик. Сплошная тайга, высоты до 1000 м , площадок нет. Когда послышался шум двигателей приближающегося самолета, почувствовал себя счастливым. Во-первых, потому что по моей авантюрной затее самолет благополучно добрался до аэродрома, а, во-вторых, потому что наш деревенский аэродром родился вновь. Мелькнуло перед глазами детство. Кто мог знать, что именно я когда-то восстановлю наш аэродром, и на него вновь станут летать самолеты?
    Первые полеты в окрестностях Чумая  были очень познавательны и полезны. Родились идеи о летнем лагере аэроклуба «Кузбасс», об организации ежегодной встречи «малых» летающих Кемеровской области и окрестностей. Природа рядом с аэродромом располагает к отдыху, особенно летом. Кия притягивает к себе массу отдыхающих и всем находится место. Ну, а уж тем, кто тут родился место есть всегда. В 2010 году прилетал на Аэропракте  из Мочище О.А.Баронов. Строго выверил все параметры площадки, дал ценные указания, отработал для меня круги и заходы. Аэродром начал жить.
    Чумайский аэродром никогда не был аэродромом, не аэродром он и сейчас. Даже в самые его лучшие 60-70-ые годы на площадке кроме ветроуказателя  на деревянном шесте, антенн радиостанции,  мачты метеостанции возле домика начальника других атрибутов аэродрома никогда не было. ВПП добросовестно выкашивалась, но никогда не обозначалась. В современном представлении, наш аэродром – посадочная площадка. В соответствии с требованиями ФАПа установлены посадочные щиты, на высоком столбе – ветроуказатель. Я решил, что, несмотря на редкие полеты, эти непременные атрибуты авиационной площадки будут на ней круглый год, всегда. Кроме того,  с большими усилиями на базе шасси старой тракторной телеги удалось сделать СКП. На краю поля установил старый вагончик от лесного мотовоза и туалет. Вагончик покрасил, нарисовал самолет, Ну все, АОНовская  посадочная площадка. Все здорово.
    Не мог я подумать, что кому-то это не понравится. Я совсем забыл, что за 30 с лишним лет деревня стала другой. Точнее, как знал я ее в детстве, вообще не стало. Время , когда деревенские дома закрывались не на замок, а на обломок хворостины, безвозвратно ушло.  В следующий мой приезд посадочное «Т», изготовленное из 2-х баннеров медицинской конференции, я не нашел. Стали исчезать флажки. Если еще клеенчатые баннеры могли пригодится в крестьянском хозяйстве, то флажки вряд ли. Проезжая как-то по улице деревни, в огороде одного «хозяина» я увидел свои флажки, белые и красные. Они стояли у забора в бурьяне, демонстрируя собой пример глупости и жадности сегодняшней жизни. В другой приезд обнаружил выбитые стекла  в СКП и вагончике. Замки были сорваны.
Кстати сказать, вагончик и туалет я поставил на случай, если кто-то  решит приземлиться по вынужденным обстоятельствам на маршруте Красноярск-Новосибирск. На участке перед Кемерово сплошная тайга, в случае непогоды можно воспользоваться площадкой, как запасной. Площадка не охраняется, из-за редких посещений держать на ней постоянного сторожа нет смысла. Идея простая. Кто хочет воспользоваться площадкой, садится на нее по правилам полетов с подбором площадок, звонит мне (мобильная связь отличная), я звоню своему деревенскому другу, он приезжает, открывает вагончик, помогает с решением проблем. При этом живи, сколько надо. Денег тут не берут.
Кому-то из местных жителей моя идея не понравилась. Каждый мой приезд на аэродром я начинаю с того, что убираю битые стекла, налаживаю стол и лавки, убираю мусор. Ветроуказатель меняю 1 раз в год, но в этом году кто-то тренировался по нему из дробового ружья.
     Понемногу нарисовалось соревнование: кто кого? Привлечение к  решению проблемы местного главы администрации, участкового эффекта не дало. Моя жена, глядя на все это , говорит: «Брось, тебе что,  делать больше нечего?». Для себя я уже давно все решил и поэтому не очень боюсь в очередной раз увидеть битые стекла в вагончике на нашем аэродроме.  Я  все уберу.
     Нынче на аэродроме произошло небольшое событие, последствия которого, я боюсь верить, будут очень хорошими для его судьбы.  27-28 июля на аэродроме Мочище в Новосибирске был проведен большой авиационный праздник, посвященный  100-летию нашего сибирского земляка А.И.По
 

krik

люблю летать
крышкина. Событие было яркое, впечатляющее, достаточно сказать об участии в празднике группы «Русские соколы» на СУ-27 из Липецка. Имея отношение к организации мероприятия, я после праздника оставил себе два праздничных плаката-баннера с портретом  А.И.Покрышкина и  решил отвезти эти портреты на аэродром в Чумай. На следующий, после окончания праздника, день я вылетел на Аэропракте А-22LS в Чумай. Как всегда, обнаружил беспорядок. С помощью своих деревенских помощников убрался в вагончике и на территории. Портреты А.И.Покрышкина я повесил внутри вагончика и снаружи. Рассуждал я примерно так: Покрышкин – воин, герой, свою жизнь посвятил защите наших жизней. У кого поднимется рука сорвать, растоптать его портрет? Мои сельчане смеялись:  « Ты думаешь эти подростки-хулиганы знают, кто такой  Покрышкин? Разбираются они, в основном,  в алкоголе и наркотиках».
      Не знаю, в чем лучше разбираются мои вредители, но в следующий  приезд на аэродром через 2 недели я не обнаружил следов «нашествия». Портреты были на месте.
Сейчас зима, на площадке по-прежнему порядок. Хочется верить в хорошее…
                                                                                    
                                                                                                            Александр Криковцов
 

mabezmen

Я люблю строить самолеты!
Очень интересно и познавательно. И будем все-таки верить в светлое будущее наших детей!
 
Вверх