Передаю привет от Дубинина КТТМ МАИ:
Как мне сообщил педагог доп. образования Колледжа космического машиностроения и технологии (г. Королев) с.н.с. МАИ В.С. Дубинин в Наукограде Королеве в советские времена было 5 учреждений детского технического творчества, теперь только 1. Поддерживаю мнение Delta Stealth, что в советские времена, когда были эти учреждения, мы не отставали от США, а теперь идиоты работающие в космической отрасли не могут нормально запускать ракеты, разработанные 50 лет тому назад.
Считаю что Вы Lori не правы: только кружки технического творчества и спортивного моделизма обеспечивают высокий уровень выпускников технических ВУЗов работающих в оборонке. В доказательство привожу информацию любезно предоставленную Председателем комиссии МАИ по техническому творчеству молодежи:
Председатель КТТМ в студенческие годы и после окончания МАИ с отличием был зам. начальника студенческого конструкторского бюро (СКВ) по агитработе на общественных началах с 1-го курса своего обучения на факультете №2 МАИ. Обязанностью зам. агита была «вербовка» в СКБ-2 студентов, которых интересует конструкторская работа, то есть это был кадровик на общественных началах. Прозанимавшись этой общественной работой с 1967 до 1975 г. зам. агит увидел следующее: с каждым годом все меньше студентов интересуются. конструкторской работой. Характерно, что значительная часть интересующихся ей занималась еще до института техническим творчеством. Снижение их количества объяснялось развалом министерством просвещения учреждений технического творчества в г. Москве, которому большинство из них подчинялось. Например, позднее созданной в 1979 г. комиссией МАИ по техническому творчеству молодежи (КТТМ) была собрана (по учетным карточкам) численность членов Московского авиамодельного клуба (МАК) ДОСААФ в возрасте 17 лет (абитуриентский возраст) по годам, начиная с 1945 г., оказалось, что к 1980 г. таких не было уже ни одного. Видя это, в 1975 г. среди членов СКБ-2 образовалась группа единомышленников, которая с комсомольским задором решила переломить ситуацию. Для этого надо было, как они думали тогда, увеличить число зачисленных в МАИ моделистов. Началась работа по авиа-, судо-, авто-, ракетомодельным кружкам Московской области по привлечению их воспитанников в МАИ. Выяснилось, что эта работа малоэффективна, так как поступают 5 - 10 % от подавших документы моделистов, в 1977 г. началась работа с Приемной комиссией МАИ в лице ее ответственного секретаря С. А. Клейменова. В 1978 г. мы оформились как «Комиссия комитета ВЛКСМ МАИ по комплексному сотрудничеству с учреждениями детского технического творчества», а в 1979 г. в связи с назревавшим конфликтом с райкомом ВЛКСМ Ленинградского района г. Москвы, образовалась Комиссия МАИ по техническому творчеству молодежи (КТТМ). КТТМ поставила перед собой задачу изменить правила приема в вузы СССР, и была поддержана С. А. Клейменовым. Члены КТТМ (студенты недавние выпускники МАИ) в 1978 - 1979 гг. осознали, что прием в вузы технически одаренной молодежи это задача Государственной важности.
Предполагалось изменить Правила приема в МАИ и другие ВУЗы таким образом, что абитуриенты, интересующиеся техникой (моделисты, конструкторы летательных аппаратов, читатели научно-технической литературы) в большинстве своем могли поступить в ВУЗ независимо от того, где живут и как материально обеспечены их родители. Тогда члены КТТМ были молоды и не знали, что Менделеев, Циолковский, Жуковский, Королёв ... - выходцы из малообеспеченных семей. Им было только известно, что Ломоносов тоже из неполной семьи («воспитывался» мачехой). Вряд ли у членов КТТМ хватило смелости замахнуться на решение такой проблемы, если бы они знали, что об этом писал профессор Д.И. Менделеев (все знают его как автора периодической системы химических элементов, а он гораздо шире: например, он был председателем Российского аэронавтического общества и летал на воздушном шаре), зам. Министра просвещения Н.К. Крупская, но ничего не смогли сделать, а КТТМ, опираясь на поддержку тогдашнего проректора МАИ Рыжова Ю. А. это сделал!
В 1979 г. в МАИ была проведена первая научно-техническая олимпиада (НТО), дававшая право преимущественного зачисления при прочих равных условиях. В 1980 г. по сравнению с 1979 г. число зачисленных моделистов на факультете № 2 МАИ возросло примерно в 10 раз по сравнению с 1978 г. за счет привлечения их со всей территории СССР, что дало возможность собирать сравнительную статистику успеваемости. В 1980 - 1982 гг. стало понятно, что моделисты бывают разные, и отделить тех, кто в будущем хорошо учится в МАИ от неуспевающих может только НТО, а влияние уровня школьных знаний не распространяется дальше первой сессии, кроме того, начиная с 3-го «взрослого» разряда нет корреляции между успехами в спортивном моделизме и учебой. Кроме того, хорошо учатся и не моделисты, если наберут свыше 210 очков НТО (победители - это те, кто набрал свыше 170 очков). Конечно, главной задачей работы КТТМ всегда было увеличение среди студентов процента тех, кто потом действительно будет творчески работать в КБ и НИИ с 5 - 10 % среди коллектива НИИ, КБ. Это означает с учетом, что закрепятся там 13 %, 5x0,13 -10x0,13, или 0,65 - 1,3 %. Учитывая, что практически все зарегистрированные КТТМ закреплялись по местам распределения, действовавшего в СССР, только за счет абитуриентов, поступивших с 1978 по 1979 г. КТТМ увеличила процент выпускников факультета № 2 1985 года творчески работавших на предприятиях вплоть до перестройки в 10/0,13 » 80 раз. Это означает, что несмотря на демографическую яму, недостаточную материальную привлекательность работы в авиапромышленности вопрос комплектования авиапромышленности России высококвалифицированными инженерными и, как будет показано ниже, рабочими кадрами является решаемым.
С 1991 г. ЦСЮТ РСФСР и МАИ начала проводиться Всероссийская заочная научно-техническая олимпиада (ВЗНТО). Заочность ВЗНТО (контакты участников с Оргкомитетом только по почте даже для москвичей, проверка всех работ в Москве) обеспечивала преимущества, которые позже были широко разрекламированы для ЕГЭ. Принципиальное отличие - выявление на ВЗНТО самостоятельного мышления в области техники с использованием знаний, полученных из технической литературы, а не в школе, где практически все зависит от учителя. Другое важное отличие - возможность обдумывать вопросы ВЗНТО у себя дома или в библиотеке без ограничения времени, что решает проблему тугодумов, которая не может быть решена в рамках ЕГЭ
В 1991 г. были еще только моторные секции, но финансирование"' со стороны факультета «Двигатели ЛА» (тогдашний декан Рыбаков В. В.) позволило иметь 1500 участников ВЗНТО в возрасте от 12 до 30 лет. Указанные секции раз в пять менее популярны, чем «Самолеты и вертолеты», так что уже в 1991 г., когда за ВЗНТО не было практически никаких льгот при поступлении в МАИ, можно было иметь примерно 9000 участников ВЗНТО. После ухода Рыбакова В. В. больше даже такого числа участников не было никогда, так как не было заметного финансирования. Проводить платную для абитуриентов ВЗНТО нельзя, так как за бортом останутся наиболее талантливые, что показано выше. Соотношение числа участников НТО, а затем ВЗНТО, писавших ее по секции «Самолеты и вертолеты» или «Самолеты, вертолеты и другие летательные аппараты» к числу участников, писавших «моторные» секции всегда было больше 5. Это по данным с 1979 г. (первая ВЗНТО) по 2006 г. За это время было проведено более 30 НТО и ВЗНТО, так как в некоторые годы НТО проводилась 2 раза. Например, в 2006 г. 21 участник ВЗНТО писал секцию «Самолеты и вертолеты» и только 3 писали секцию «Поршневые двигатели». Секцию «Радиотехника, автоматика, телемеханика», существовавшую в НТО до конца 80-х гг. прошлого века писало примерно столько же участников НТО, сколько секцию «Самолеты, вертолеты и другие летательные аппараты». Таким образом, если будут все перечисленные секции, то при'' достаточном финансировании число участников можно вычислить: 1500x5x2 = 15000. В 1991 г. примерно половина участников проживала в странах СНГ, вне России. Поэтому, если говорить только о гражданах России, то без преимуществ при поступлении будет 7500 участников.
Наш 29-летний опыт работы показывает, что преимущества при поступлении в вуз увеличивают число участников в 2 - 3 раза. Поэтому при самых осторожных оценках можно иметь 15000 участников ВЗНТО с российским гражданством при порядке приема в вузы победителей ВЗНТО, аналогичном тому, который существовал в МАИ с 1994 по 1999 г. (см. ниже). Из 15000 участников ВЗНТО будет примерно 1500 победителей, из которых примерно 750 будут являться абитуриентами года проведения ВЗНТО (остальные участники в год проведения ВЗНТО еще не имеют законченного полного среднего образования).
С 1984 года по 1986 год по результатам очной НТО добавлялись дополнительные баллы к набранным по физике и математике. До 3-х баллов - просто победителям ВЗНТО и до 5-и баллов - тем из них, кто имел успехи областного масштаба и выше в моделизме и других видах технического творчества В 1986 году добавлять баллы по собеседованию было разрешено всем ВУЗам. Они все это опошлили (ряд ответственных секретарей Приемных комиссий ВУЗов были осуждены на разные сроки заключения). В результате, в 1987 году было запрещено добавлять баллы всем ВУЗам, в том числе и МАИ (хотя там еще в 1994 году была создана система, полностью исключающая злоупотребления). С 1988 года мы придумали «Экзамен по специальности», который практически был той же НТО по секции «Самолеты, вертолеты», и им можно было заменить либо физику, либо математику. То есть для выпускников «наших» ПТУ, где они, как правило, получали диплом с отличием за 9 месяцев обучения рабочей профессии (права золотого медалиста, часто при троечном аттестате); получение «5» на таком «экзамене» означало зачисление на дневное отделение МАИ без экзаменов по общеобразовательным предметам. С 1991 года мы начали проводить Всероссийскую заочную научно-техническую олимпиаду (ВЗНТО). С 1994 года по 1998 г