Максим Ц.

Я люблю строить самолеты!
Приветствую уважаемых участников форума!
Видимо не могу я спокойно смотреть как умирают самолеты. Вот и на этот раз увидев стоящий на соседнем аэродроме самоль не смог остаться безучастным. Знаю что это Леший. Прочитал полностью ветку о нем на этом форуме, понял какие у него недостатки. Что нужно делать и что исправлять понятно.
После восстановления своего Фермера, умею работать со стеклопластиком, после капотнувшей 182-й умею очень много клепать. А вот тканевую обшивку еще не делал никогда. По этому прошу совета.
1. Какую использовать ткань для обшивки из недорогих, синтетических и термоусаживающихся? (желательно чтобы не заказывать из за бугра)
2. Какие материалы затем использовать для пропитки? (опять же отечественного производства)
3. Чем красить? (до этого красил стеклопластик и дюраль обычными автомобильными красками) пластификаторы какие нужно добавлять в краску для ткани.
Общий замысел операции: Провести модернизацию Лешего до состояния нормально летающего самолета.
Если кратко, то планируем удлинить хвостовую балку, полная перетяжка тканью, отделка, покраска. Восстановить герметичность крыльевых топливных баков, изготовить новый капот под Вальтер-минор. Установить колеса большего диаметра. Двигатель рабочий но т.к. есть дальние планы о получении СЛГ, думаем об отправке его в капремонт с получением всех необходимых документов. По этой же причине решили не ставить на самолет двигатель субару.
Ну и фото естественно прилагаю.
dcb64f2c-e77b-4823-8c12-1d22246ff0dc.jpg
dcb64f2c-e77b-4823-8c12-1d22246ff0dc.jpg
 

Nik-Nik

Каким же надо быть олухом, чтобы не летать!!!
Откуда
г. Обнинск
Так у вас какой самолёт? СЛ-90, или СЛ-39ВМ? Это немного разные самолёты. Если второй вариант, то вполне себе летающий самолёт.
 

Максим Ц.

Я люблю строить самолеты!
Нам он известен под названием "Сокол". У Нашего короткая хвостовая балка с ребрами жесткости как стиральная доска. А у СЛ-39 длинная со скругленными углами. При этом крыло у нашего с нормальными щелевыми элеронами и закрылками. В документах написано, что самолет собран из частей самолетов СЛ-90, СЛ-39, И-1Л.
Если кто то продает отдельно длинную хвостовую балку от СЛ-39 мы готовы купить.
 
Последнее редактирование:

Daos

От модели к планеру!
Откуда
Москва

Айрат

Я люблю строить самолеты!
Откуда
г Дубна
1. Какую использовать ткань для обшивки из недорогих, синтетических и термоусаживающихся? (желательно чтобы не заказывать из за бугра)
2. Какие материалы затем использовать для пропитки? (опять же отечественного производства)
3. Чем красить? (до этого красил стеклопластик и дюраль обычными автомобильными красками) пластификаторы какие нужно добавлять в краску для ткани.
Я использовал отечественную "молочку" Костромского производства, 130 г/кв.м. шириной 150см. Ткань, в отличии от той, что сертифицирована для с-та Ан-2, более гладкая (мельче и плотней плетение, меньше красок надо чтобы получить хорошую поверхность)), термоусаживается так же. Но главное её качество - она в пять раз дешевле, а по всем остальным механическим характеристикам не отличается. Артикул ткани 1001, ООО "Текстилюкс" г. Кострома . Брал ещё в 2015м году, цена была чуть меньше ста рублей за метр. Сейчас не сильно дороже. Отпускали рулонами

Крыло и рули своего Сл-90 я обтянул вот только этим летом. Обтягивал через носок крыла, сшивал на заднем лонжероне. Клеил строительным клеем 88нп. Клеил без натяжки, но и без слабины. Но ВАЖНО весь алюминий покрывал кислотной грунтовкой Bodi 960 емнип. По всем нервюрам прошил обычной лавсановой текстильной ниткой в четыре сложения (на заднем лонжероне перехлёст ткани такой же ниткой). Продольный перехлёст ткани не прошит кроме как по нервюрам. По лобику клеил прямо по родной краске. Натягивал в основном утюгом. Феном тоже пробовал, но утюгом в три захода повышая температуру лучше получается (особенно по металлу) и не прожжёшь нечаянно. Натягивал по ощущениям и кажется немного слабовато получилось, в принципе достаточно. Синтетика она даже сильно натянутая как-то "мягче" на ощупь чем перкаль, но это кажется. На деревянном самолёте пришлось в процессе кое-где усиливать конструкцию - ткань её просто деформировала натягом, чего не было ранее с перкалью.
Поперечный шов по лонжерону не прошивал. Пришлось, кстати подгибать пластинку к которой раньше была пришита по лонжерону перкаль, она (пластина) торчала наружу профиля до 5мм местами. Этакий интерцептор вдоль всего крыла был.
Все швы оклеивал полосками с краем "зигзаг". Ткань на стекле намазывал водным лаком, потом тут же сырую отдирал от стекла и вешал на верёвочку сохнуть. Потом ножницами "зигзаг" нарезал на полоски - хорошо получилось. Клеил тем же 88нп
Ещё моментик. После приклейки ткани к конструкции, проходил поверх клеевых швов кисточкой клеем разбавленным растворителем №1

Покрытие делал строительным водным акриловым лаком (850 р за 2.5 литра). Намешал лак с порошком диоксида титана. Диоксид титана (пищевая добавка) брал полкило упаковка за какие-то смешные деньги на озоне. Смешивать не очень хорошо получалось, но мелкие катыши, что остались в смеси без проблем размазывались кистью. Почему именно водный акриловый лак? - Я уже пользовался этой схемой покрытия. Практически все нормальные автокраски содержат смесь злых растворителей, которые портят склейку. Водная акриловая краска хорошо защищает клей. Готовые водные краски содержат в качестве белого пигмента мел и/или мраморную пыль, что плохо. Белую водную акриловую краску на диоксиде титана не нашёл, по специальным глянул цены и плюнул. Состав всё равно тот же - водный акриловый лак и пигменты-наполнители. Диоксид титана к тому же самый светостойкий из всех.
Пока в связи с холодами работу приостановил. Весной-летом буду красить белой акриловой двухкомпонентной автокраской типа Viki в два слоя пульверизатором. Про пластификаторы думал, но пока не вижу необходимости; мой деревянный самолётик перетянутый по вышеописанной технологии и покрытый автоэмалью вики без пластификаторов ещё в 2016м году, не страдает от этого. Акриловая краска вполне эластичная и не трещит как эмалит на обшивке. Есть только места отслоения (кусочки эмали отодрались от водной краски, которая была строительная и видимо с мелом) и то по собственной дурости - отдирал примёрзшие чехлы.
На фюзеляже деревянного самолёта ткань не грунтовал водной краской, сразу покрывал автоэмалью. Клей размок и натянутая ткань "поплыла" по стыку-нахлёсту, пришлось с матюками прошивать руками кривой иглой (проклееную ткань протыкать иглой - то ещё занятие) На крыле больше не допускал такой ошибки.
 

Айрат

Я люблю строить самолеты!
Откуда
г Дубна
Есть у меня пара замечаний по компоновке и выбору двигателя.
С таким мотором как вальтер6 не есть хорошо. По мощности конечно нормально, но мотор тяжёлый, длинный. Чтобы победить центровку и сделать самолёт хотя бы летающим, надо удлинять балку. Всё равно центровка будет предельно передняя и соответственно будут оочень большие балансировочные потери, что приведёт к увеличению взлётно-посадочной скорости и ухудшению и так не высокого качества.
На мой взгляд, все плюсы бОльшей мощности уйдут впустую. С М332 этот самолёт летает вполне сносно.
Я не могу свои утверждения подтвердить практикой, мой самолёт ещё не летал. Это мой долгострой, который я тяну давно и в одиночестве, увы. Но я на свой самолёт повесил М332. Он на самолёте расположен примерно на 60-80мм выше чем на вашем, что не сильно ухудшило обзор вперёд ( я на Як-12м когда-то летал, там гораздо хуже обзор). Но главное - я оставил родную балку. По моим расчётам будет достаточно. Центровка должна получиться даже лучше чем у Сл-90 с М-3.
Ещё я выбросил люк багажника и сделал гаргрот сверху даже чуть полнее вверх, чем на вашем самолёте.
Да, и крыло у меня "длинное".
Кстати, какой размах на вашем самолёте?
С уважением, Айрат.
 

Максим Ц.

Я люблю строить самолеты!
Спасибо, но я не пойму, что вы этим хотели сказать? Если это стеб, то ладно, смешно. Мы осознаем что наш подход совсем не академичен. Если действительно хотели помочь, то большое спасибо. К стати я знаком с одним пилотом-инструктором который категорически считает центровку от противопожарной перегородки в сантиметрах.
 

Максим Ц.

Я люблю строить самолеты!
Я использовал отечественную "молочку" Костромского производства, 130 г/кв.м. шириной 150см. Ткань, в отличии от той, что сертифицирована для с-та Ан-2, более гладкая (мельче и плотней плетение, меньше красок надо чтобы получить хорошую поверхность)), термоусаживается так же. Но главное её качество - она в пять раз дешевле, а по всем остальным механическим характеристикам не отличается. Артикул ткани 1001, ООО "Текстилюкс" г. Кострома . Брал ещё в 2015м году, цена была чуть меньше ста рублей за метр. Сейчас не сильно дороже. Отпускали рулонами

Крыло и рули своего Сл-90 я обтянул вот только этим летом. Обтягивал через носок крыла, сшивал на заднем лонжероне. Клеил строительным клеем 88нп. Клеил без натяжки, но и без слабины. Но ВАЖНО весь алюминий покрывал кислотной грунтовкой Bodi 960 емнип. По всем нервюрам прошил обычной лавсановой текстильной ниткой в четыре сложения (на заднем лонжероне перехлёст ткани такой же ниткой). Продольный перехлёст ткани не прошит кроме как по нервюрам. По лобику клеил прямо по родной краске. Натягивал в основном утюгом. Феном тоже пробовал, но утюгом в три захода повышая температуру лучше получается (особенно по металлу) и не прожжёшь нечаянно. Натягивал по ощущениям и кажется немного слабовато получилось, в принципе достаточно. Синтетика она даже сильно натянутая как-то "мягче" на ощупь чем перкаль, но это кажется. На деревянном самолёте пришлось в процессе кое-где усиливать конструкцию - ткань её просто деформировала натягом, чего не было ранее с перкалью.
Поперечный шов по лонжерону не прошивал. Пришлось, кстати подгибать пластинку к которой раньше была пришита по лонжерону перкаль, она (пластина) торчала наружу профиля до 5мм местами. Этакий интерцептор вдоль всего крыла был.
Все швы оклеивал полосками с краем "зигзаг". Ткань на стекле намазывал водным лаком, потом тут же сырую отдирал от стекла и вешал на верёвочку сохнуть. Потом ножницами "зигзаг" нарезал на полоски - хорошо получилось. Клеил тем же 88нп
Ещё моментик. После приклейки ткани к конструкции, проходил поверх клеевых швов кисточкой клеем разбавленным растворителем №1

Покрытие делал строительным водным акриловым лаком (850 р за 2.5 литра). Намешал лак с порошком диоксида титана. Диоксид титана (пищевая добавка) брал полкило упаковка за какие-то смешные деньги на озоне. Смешивать не очень хорошо получалось, но мелкие катыши, что остались в смеси без проблем размазывались кистью. Почему именно водный акриловый лак? - Я уже пользовался этой схемой покрытия. Практически все нормальные автокраски содержат смесь злых растворителей, которые портят склейку. Водная акриловая краска хорошо защищает клей. Готовые водные краски содержат в качестве белого пигмента мел и/или мраморную пыль, что плохо. Белую водную акриловую краску на диоксиде титана не нашёл, по специальным глянул цены и плюнул. Состав всё равно тот же - водный акриловый лак и пигменты-наполнители. Диоксид титана к тому же самый светостойкий из всех.
Пока в связи с холодами работу приостановил. Весной-летом буду красить белой акриловой двухкомпонентной автокраской типа Viki в два слоя пульверизатором. Про пластификаторы думал, но пока не вижу необходимости; мой деревянный самолётик перетянутый по вышеописанной технологии и покрытый автоэмалью вики без пластификаторов ещё в 2016м году, не страдает от этого. Акриловая краска вполне эластичная и не трещит как эмалит на обшивке. Есть только места отслоения (кусочки эмали отодрались от водной краски, которая была строительная и видимо с мелом) и то по собственной дурости - отдирал примёрзшие чехлы.
На фюзеляже деревянного самолёта ткань не грунтовал водной краской, сразу покрывал автоэмалью. Клей размок и натянутая ткань "поплыла" по стыку-нахлёсту, пришлось с матюками прошивать руками кривой иглой (проклееную ткань протыкать иглой - то ещё занятие) На крыле больше не допускал такой ошибки.
Спасибо Айрат! Я читал о вашем способе в профильной ветке, он предельно импортозамещающий. Однако я хочу применить более распространенные в авиации материалы, только не зарубежный секонайт и клеи применяемые с ним в комплексе, а что нибудь отечественное если такие имеются. Пока сам не нашел.
 

air friend

Пора эксплуатировать профессиональную технику
Откуда
г.Йошкар-Ола
Спасибо, но я не пойму, что вы этим хотели сказать? Если это стеб, то ладно, смешно. Мы осознаем что наш подход совсем не академичен. Если действительно хотели помочь, то большое спасибо.
Нет, конечно же не стеб!
Как раз там и пишут о простом перемещении груза, в вашем случае аккумуляторов. :)
 

Rafis

Я люблю этот Форум!
Откуда
globe
К стати я знаком с одним пилотом-инструктором который категорически считает центровку от противопожарной перегородки в сантиметрах.
Он наверное на Цессне летает? Если да, то странно что не в дюймах.
Если производитель самолёта даёт центровочные графики и прочие сопутствующие данные в системе координат с началом отсчёта (нулем) совпадающем с противопожарной перегородкой, то в этом нет ничего страшного и это есть единственно правильный способ эксплуатации типового (сертифицированного) самолёта - в соответствии с РЛЭ.
Всё относительно.
 

Максим Ц.

Я люблю строить самолеты!
Есть у меня пара замечаний по компоновке и выбору двигателя.
С таким мотором как вальтер6 не есть хорошо. По мощности конечно нормально, но мотор тяжёлый, длинный. Чтобы победить центровку и сделать самолёт хотя бы летающим, надо удлинять балку. Всё равно центровка будет предельно передняя и соответственно будут оочень большие балансировочные потери, что приведёт к увеличению взлётно-посадочной скорости и ухудшению и так не высокого качества.
На мой взгляд, все плюсы бОльшей мощности уйдут впустую. С М332 этот самолёт летает вполне сносно.
Я не могу свои утверждения подтвердить практикой, мой самолёт ещё не летал. Это мой долгострой, который я тяну давно и в одиночестве, увы. Но я на свой самолёт повесил М332. Он на самолёте расположен примерно на 60-80мм выше чем на вашем, что не сильно ухудшило обзор вперёд ( я на Як-12м когда-то летал, там гораздо хуже обзор). Но главное - я оставил родную балку. По моим расчётам будет достаточно. Центровка должна получиться даже лучше чем у Сл-90 с М-3.
Ещё я выбросил люк багажника и сделал гаргрот сверху даже чуть полнее вверх, чем на вашем самолёте.
Да, и крыло у меня "длинное".
Кстати, какой размах на вашем самолёте?
С уважением, Айрат.
длинна консоли 4570мм. Это короткое или длинное крыло?
 

Данилов

Я люблю строить самолеты!
Как могли примерно прикинули центровку. естественно она запредельно передняя. Не спасают даже два автомобильных аккумулятора в хвостовой балке.Посмотреть вложение 541303
Максим, привет! А какая, все-таки, в такой конфигурации получилась центровка? В процентах
САХ?
 
Вверх