Труба каркаса. Выпрямить или менять?

Dagerotip

Чем дальше в лес, тем толще партизаны!&l
Замена, на несколько больший номинал, боковых и консольных частей улучшает лётные качества крыла. 
...но ухудшает управляемость и комфортность при болтанке.
Проверено временем и опытом.
 

sun

Я люблю строить самолеты!
Для Вашего случая самый лучший способ рихтовки это два стула с мягкими сиденьями и собственная попа. Только рихтовать нужно консоль в сборе.
В данном случае не покатит, слишком короткий участок деформации - см фото в начале ветки.

Пробовали крутить СПИКи несимметрично на левой и правой консолях? Как это влияло на симметрию в полёте? Практически НИ КАК!
Сам ВМ говорит о возможности устранять криволёты регулировкой СПИК (хотя многие против таких регулировок) значит таки влияют.
 

Юрий Ер

Грамотный, не есть, умный.
Откуда
Ижевск
Дюраль не любит рихтовки. Лучший способ замена. Можно пройти дорном но у вас нет такого оборудования. И даже после этого желательно забужевать.
 
Друзья, спасибо за ответы!

На фото это средняя труба номер 2 51.5х1.5  в месте стыка с консолью - трубой номер 3 48х1.5. Дополнительно обнаружил, что и родной чулок(55х1.5) под эту гнутую на фото 51.5х1.5 стал коромыслом(чулок).

Заметил, что имеющиеся в наличии пара новых труб 52*1.5 с металлосклада,  удовлетворительно, но пролазят в 55*1.5 родной трубы номер 1. Но почти не пролазят в 55х1.5 с металлобазы.

***

Итоговое решение:

А. Родные трубы номер 1 55х1.5 пустить на чулки труб номер 2. Затем для воссоздания труб номер 1 использовать складские недифицитные 55х1.5.

B. Вместо эксклюзивных родных 51.5х1.5 использовать новые складские 52х1.5, которые проденутся в чулки из первых труб выше.

C. Место стыка труб номер 1 и 2 будет очень тугим, да, так как контактируют обе складские трубы. Но и участок соединения продевания небольшой. С маслом если и погреть феном чулок 55х1.5, должно получиться. Хорошо ещё что это место стыка не участвует в сборке разборке 6м <-> 4м пакета.

***

Результат:

А. Отремонтированный каркас, выпрямленные трубы консолей, которые работают на изгиб - содержать не будет.

В. Везде слева и справа трубы из одинаковой партии.
 

Iuz

Откуда
Беларусь
Ни в коем разе горячая посадка! Она создаст Вам кучу проблем впоследствии. Если трубы неанодированы, нужные участки обдирайте наждачкой на вращении дрелью или перфоратором как внутри, так и снаружи. Если анодированы, ради сохранения слоя анодирования выточите "пули" - наружную для уменьшения диаметра или внутреннюю для его увеличения. Ободки, корректирующие диаметр, точите с шагом 0.15 мм.
Чем меньше шаг, тем большую разницу в диаметре можно получить. Напр, 48х1,5 легко превращается в 48,75х1.5 и верно служит в качестве 3-й, не болтаясь при этом во 2-й.

Но лучше всего сразу заменить 48 на 52, соответственно внеся изменения во 2-ю, немного ослабить натяг поперечки и....почувствовать РАЗНИЦУ!
 

Iuz

Откуда
Беларусь
Впрочем, восстановить анодирование при наличии 20% р-ра серной кислоты и сварочного аппарата MIG - быстрее и проще, чем стоять на коленях перед токарем ввиду отсутствия собственного токарного станка.

Основополагающий принцип авиации гласит - всё, что не приклеено пластилином, должно быть примотано скотчем.  Неанодированную трубу шлифаните наждачкой, пульните самым дешевым лаком из аэрозольного баллончика, по высыханию обмотайте скочем в два слоя с 50%-ным перекрытием витков. Сопрягаемые с ответными деталями участки смажьте чем водостойким. По окончании установки углов апу и прочего гемора - стыки тем же скочем. Внутренняя поверхность лобика будет всегда беленькой.

Внимательно перечитайте пост 18 Иванова. Там изложены все неприятности, которые могут Вас подкарауливать.

Сегодня, по большей части, одни теоретизирования...
  - святая истина!, касающаяся чулков-бужей-криволёта-и массы ещё чего в этой теме вышеупомянутого. Впечатление такое, будто у каждого в соседнем дворе производятся крылья, а производители дарят трубы каждому прохожему, невзирая на чины и ранги.

Будьте внимательны с замерами. Мерить следует в нескольких направлениях. Во всяком случае в моей дерёвне типоразмер .5 под руку не подворачивался, всегда почему-то .0, или .75, ну и .25 на худой конец.
 

Dagerotip

Чем дальше в лес, тем толще партизаны!&l
Но лучше всего сразу заменить 48 на 52, соответственно внеся изменения во 2-ю, немного ослабить натяг поперечки и....почувствовать РАЗНИЦУ! 
Разница будет. Крыло станет дубовее. (МЛМ)
 

-сергей

Я люблю летать.
Теоретически Вы правы. но практика полна неожиданностей. и не только неприятных. ;)
Все мои теоретические выкладки основаны на, более чем, 30-летней практике.
При установке более жёстких консолей изгиб их уменьшится а парус будет натягиваться сильнее , то есть уменьшится купольность и возрастёт подъёмная сила. В связи с этим крыло наоборот станет более лёгким в управлении. Снизятся только демпфирующие возможности.
Разве не так?
 

Iuz

Откуда
Беларусь
Тогда Вы правы безусловно во всех случаях, кроме автоконверсий. Для них 48, как впрочем и набор труб н2, мягковат.

Простите, не в строку - этот пост был ответом на предыдущий пост Dagerotip''а.
 

-сергей

Я люблю летать.
Пробовали крутить СПИКи несимметрично на левой и правой консолях? Как это влияло на симметрию в полёте? Практически НИ КАК!
Сам ВМ говорит о возможности устранять криволёты регулировкой СПИК (хотя многие против таких регулировок) значит таки влияют.
Что то с тем Атлетом было не так. Или оно было слишком растянутым или с малым натягом поперечины то есть с затяжелённым управлением.
Регулируется и очень эффективно.
У меня например один оборот штока (1,5 мм)  уже даёт заметный эффект в поведении крыла.
Только СПИК позволяет не особо заботится о равной жёсткости консолей и легко выравнивает изгиб если жёсткость по каким либо причинам не равна. А причин этих масса.
 

Iuz

Откуда
Беларусь
Стренджеролетчики, осмотрите внутр поверхность лобика в районе сочленения н2 и н3. Возможно, снимется много вопросов.

Или, напротив, возникнет.
 

Dagerotip

Чем дальше в лес, тем толще партизаны!&l
Теоретически Вы правы. но практика полна неожиданностей. и не только неприятных. ;)
Все мои теоретические выкладки основаны на, более чем, 30-летней практике.
При установке более жёстких консолей изгиб их уменьшится а парус будет натягиваться сильнее , то есть уменьшится купольность и возрастёт подъёмная сила. В связи с этим крыло наоборот станет более лёгким в управлении. Снизятся только демпфирующие возможности.
Разве не так?
Как бы, да, и, как бы, нет.

     Боковая балка - это пружина. И в перераспределении нагрузок работает не только парус, но и боковая балка. Причём здесь значение имеют демпфирующие свойства не только консольной части, но и участок от носового узла до места сопряжения балки с поперечиной. Всё-таки не надо забывать, что у дельтаплана нет элеронов, как у жёсткого самолётного крыла. Но, благодаря гибкости у правильно отрегулированного крыла есть возможность перераспределять нагрузки таким образом, что бы сохранять устойчивое равновесие ближе к нейтральному.
     Если консоль сделать жёсткой, а парус натянуть как барабан, то, да, действительно, аэродинамические свойства крыла улучшатся, но... По управляемости это будет лист фанеры, который в виражах стремится уйти в более глубокий крен, при болтанке то и дело норовит куда-нибудь завалиться, а если сделать большую V-образность, то ручку будешь ворочать как вёсла на лодке. Ну, ещё, и руки в термичку "пообрывает.
      А вообще, подбор диаметров трубы - это всегда поиск компромисов.  :)
 

Вложения

Dagerotip

Чем дальше в лес, тем толще партизаны!&l
Ну, и ещё, есть любопытный документик.
    В 90-е наши конструкторы с авиазавода взялись сделать расчёты по дельталёту "Экспресс".
Вот страничка из документации. Интересны оговорки с середины текста.
 

Вложения

sun

Я люблю строить самолеты!
При установке более жёстких консолей парус будет натягиваться сильнее , то есть уменьшится купольность и возрастёт подъёмная сила. В связи с этим крыло наоборот станет более лёгким в управлении. Снизятся только демпфирующие возможности.
Разве не так?
Если бы было так, у жесткокрылов вообще не было бы проблем с управляемостью, однако же на самом деле эффективно управлять ими по крену балансирным способом вообще невозможно, на них уже ставят спойлеры - аэродинамическое управление, хотя это очень грубый способ, убивающий аэродинамику при маневрах.
Упругость каркаса и обшивки - зло и благо одновременно, влияющее на всю картину устойчивости и управляемости, по крену, курсу, тангажу в очень сложных зависимостях.
 

-сергей

Я люблю летать.
Упругость каркаса и обшивки - зло и благо одновременно, влияющее на всю картину устойчивости и управляемости, по крену, курсу, тангажу в очень сложных зависимостях.
В том то и дело.
Ведь слишком мягкая труба и как следствие слишком большая купольность ещё хуже отражается на управляемости. С этим то спорить не будешь?
А вот при увеличении упругости я лично что то ухудшения не заметил , крыло стало управляться , по моему, даже легче.
У меня обе консоли забужованы ближе к носовому узлу и увеличина их длинна для лучшей  натяжки паруса.
Так что теория теорией, а практика вот  такая.
 

sun

Я люблю строить самолеты!
Ведь слишком мягкая труба и как следствие слишком большая купольность ещё хуже отражается на управляемости. С этим то спорить не будешь? 
Для летных качеств чем жестче трубы тем лучше, тут всё ясно, а для управляемости - хрен его знает. Упругость консолей влияет на управляемость - позволяет "перетекать" парусу при управляющих воздействиях, поэтому нельзя говорить однозначно  что лучше - слишком мягкие трубы или слишком жесткие. Наверное для каждого крыла существует золотая середина жесткости труб, отступление от которой как в бОльшую, так и в меньшую сторону ухудшит поведение аппарата.
Дельтаплан вообще весь состоит из золотых середин :о)
 

-сергей

Я люблю летать.
[
Для летных качеств чем жестче трубы тем лучше, тут всё ясно, а для управляемости - хрен его знает.
Из моего опыта (да и не только из моего) по управляемости более натянутый парус лучше чем парус раздувающийся как семейные трусы это однозначно.
 
Вверх