Установка двигателя "Субару-EG15" на CH-701

123dmitry

Я люблю строить самолеты!
Откуда
СПб
Двигатель субару EJ на СН 701
                   
Не корысти ради, а токмо волею пославшей мя жены...

И не только субару. Коротко и по сути. Несмотря на достаточно частое использование двигателей субару ej, вопросы остаются. И не случайно. Каждый начиная строить СН 701 исходит из того, что до меня строили. Летает? Значит все путем.
Летает. Но нюансы есть.  Учесть их желательно на этапе строительства кабины. Рассмотрим их в трех осях.
1. Субару шире ротакса. Поэтому при строительстве самолета следует увеличить ширину противопожарной перегородки примерно на 200мм ((до800мм). И пол передней части кабины, разумеется.  Это не сложно. Иначе будет не красиво. И проблемно прятать под капот выступающие по бокам цилиндры.
2. У субару высокие  приемный коллектор и дроссель. Если при строительстве исходить из высоты капота по чертежам, пропеллер опускается совсем близко к планете. Потребное минимальное расстояние от земли до конца лопасти 250 мм при не обжатой передней стойке. Как вариант люди переделывают верх мотора. Есть другие варианты. Можно использовать ременный зубчатый редуктор. На нем можно выставить  достаточное межосевое расстояние.  Либо поднимать мотор вместе с капотом. Поднимать придется  примерно на 150 мм. В любом случае Вы сильно упростите себе жизнь, предварительно посчитав где должен стоять мотор, чтобы не оказаться перед фактом: капот получился выше нижнего обреза лобового стекла или пропеллер в трех сантиметрах от земли и теперь придется наращивать носовую стойку...
Для расчета необходимо к радиусу винта (примерно 900 мм) прибавить 250 мм безопасного расстояния до земли. Получаем 1150мм  Из этой величины отнимаем высоту межосевого расстояния редуктора. При шестеренчатом редукторе около 120 мм Так высота оси коленвала должна быть чуть больше метра от земли. А высота капота и нижнего основания лобового стекла выше  на величину, измеренную линейкой на Вашем моторе. То есть от оси коленвала до верха мотора.
3. И самое геморойное. Двигатель субару ощутимо тяжелее. 100 — сильный ротакс с редуктором весит 64 кг +/-. Субару с редуктором чуть больше. Раза в два.   Попробую объяснить на пальцах. Фокус самолета жестко привязан к центру масс. В чертежах СН 701 задан диапазон центровок. От передней кромки крыла с помощью отвеса наносится метка на фюзеляж.  Далее к хвосту от этой метки с помощью линейки наносится вторая метка. 
Это диапазон центровок. То есть центр тяжести должен находиться между этими метками. По- хорошему- в середине. При установке ротакса вопросов не возникает. Методика расчета весовой компоновки не сложна. Берется центр тяжести самолета. Далее вес  мотора умножаем на расстояние от центра тяжести мотора до центра тяжести самолета. Получаем момент силы. Чем больше вес и расстояние от центра тяжести тем больше момент. Все, что имеет вес должно быть учтено. Суммы моментов слева и справа от центра тяжести ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАВНЫ...
Это как обычные рычажные весы. Товар слева уравновешивается гирьками справа.
В случае использования субару остается не компенсированный момент примерно 60кг на плече 1м. Для легкого самолета это очень много. Как же он компенсируется на практике? Ну во-первых радиатор следует переместить  за кабину. Хотя это и мелочи. Аккумулятор -в хвост самолета. Если это ПРИЛИЧНЫЙ аккумулятор кое- как загоняем центр тяжести в переднюю точку диапазона. Получаем предельно переднюю центровку. Таков классический подход.  Ух, вроде разобрались.
Черта с два. В первых же полетах выясняется, что самолет очень неохотно поднимает нос на разбеге, а в полете «висит на ручке». Какой уж тут СТОЛ. Возникает вопрос об увеличении стабилизатора и руля высоты и изменении установочного угла стабилизатора. Другими словами  некомпенсированный весовой момент компенсируется аэродинамическими силами. 
  На качелях- доске через бревнышко качаются двое детишек. Один ушел. Оставшийся просит папу покачаться с ним. Папа садится... Равновесие нарушено. Чтобы ребенок качался ,а не висел в верхнем положении папа сгибает и разгибает ноги, прикладывая мускульные усилия не только для отталкивания от земли, но и для как бы поддержания равновесия. Эти усилия -тоже самое наращивание стабилизатора и руля высоты. 
Можно примерно оценить потребные усилия для поднятия носового колеса, надавив сверху на конец хвостовой балки. Нормальные усилия 10-15кг. (цифры не просчитывались)
   Понятно, что дополнительное отклонение руля высоты-это дополнительное сопротивление... И т.д.. Другими словами увеличение веса мотора, значительно выше расчетного, сильно ухудшает летные характеристики. Если не решить проблему.
Частично можно уменьшить некомпенсированный момент процентов на 10 даже на уже готовом самолете. Для этого надо укоротить переднюю часть кабины. Разумеется сняв предварительно мотор. Сантиметров на 6-10. Это не ухудшит позу пилота. Хотя переделка конечно не слабая. Больше не очень реально. Для идеального решения проблемы смещать надо на пол метра...
Либо на этапе строительства смещать вперед крыло, вместе с фокусом... На вскидку сантиметров на 10. И основные стойки. И тяги управления...
Хотя можно и оставить как есть. Летают же и ничего...
Если очень коротко, то все.
Положив руку на живот скажу честно: мне неоднократно приходилось сожалеть, что никто не рассказал мне об этих подводных камнях до начала моих работ. Для того и пишу, чтобы таких сожалений было меньше.
Ибо Бог есть любовь.
  Выше сказанное не больше, чем информация к размышлению. Решение принимать только Вам.
        Удачи.
 

car-avia

У пилота есть работа он летает самолёт!
123dmitry. Довольно исчерпывающая информация,спасибо. Ну так все таки какой двиг. Вы установили. Склоняюсь к EJ-20. Что посоветуете?
 

123dmitry

Я люблю строить самолеты!
Откуда
СПб
Добрый день. Японские двигатели практически все хороши. Опозитное расположение цилиндров хорошо для самолета малым расстоянием от колена до верха мотора. а также малой длиной. Хотя и проигрывает по ширине. Полагаю, больше внимания следует уделить исправности и  остатку ресурса. Хороший двигатель с 30 000-40 000км пробегом стоит  60 000 руб. Убитый 30 000 или чуть меньше. Жизнь дороже. Новый ротакс стоит больше 20 000. Долларов. Очень не рекомендую ставить на самолет мотор после переборки. Если только уж ооооочень опытным мотористом. При этом переборка и запчасти обойдутся куда дороже. Субаровские моторы вполне зарекрмендовали себя на самолетах России. ОБЯЗАТЕЛЬНО  требуйте к мотору родные мозги и косу проводов. Нет мозгов и проводов- нет мотора. Мозги изготовители иногда меняют несколько раз в год. В том числе разъемы. Поэтому даже для приличного электронщика замена мозгов- проблема не из простых и дешевых.
  Коротко о подключении.  От косы отсекаются лишние провода и разъемы. Если через мозги не был задействован имобилайзер, можно сделать это так.
   На закрепленном двигателе присоединяются + и -  к стартеру и через кнопку на на реле включения стартера. Проверить. Крутит. Подключить косу к мозгам и к мотору.(методом подбора разъемов. Основные разъемы не повторяются- защита от дурака.). Положить косу для исключения КЗ. Проверить,что на самом моторе все разъемы соединены. ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНО РАЗОБРАТЬСЯ С + и - на косе. Найти разъем подклюения к замку зажигания. Заземлить мозги. Подключить. Подать топливо. Завести. Газануть. Выключить. Отсечь один из неподключенных разъемов. Завести. Газануть. Выключить. Так проверяем не отрезали ли лишнее. Отсечь следующий... На моей косе в одном из разъемов была используемая перемычка... Болтающиеся обрезки укоротить до 3-5 см и заизолировать. Отрезав лишние провода и разъемы (несколько килограммов,  ведро) косу следует укоротить до нужного размера.
Провода укорачивать СТРОГО ПО- ОДНОМУ. Рекомендую скрутку, затем пайку и термоусадку.
Еще пара моментов.
Если бы я начинал строить 701 сейчас- однозначно бы выбрал сварную кабину из труб.
По поводу крыла. Скорость с предкрылками 90. Со снятыми- 135. На тех же оборотах. Поэтому если у Вас нет рядом с домом 120-150 м площадки ,пригодной для взлета и посадки ,или площадка больше 200м . Или Вы собираетесь работать с аэродрома, предкрылки не нужны . Возникает вопрос о другом профиле крыла. Люди  также наращивают длину и увеличивают число нервюр. На мой взгляд обосновано. (соответственно увеличивается стабилизатор.) Не уверен ,что расположение в крыльях топливных баков оправдано. Сложно изготавливать. Трудно заливать бензин.
Многие отноятся к 701 как к полуфабрикату. Он прост, но не совершенен. Существует масса наработаных улучшений по большинству элементов. Большую часть можно найти на форуме. Стремление к идеалу бсконечно.
  В воздухе  крылья держат самолет главным образом  за передний подкос. Так, на всякий случай...
Возникнут вопросы-обращайтесь в личку. Доберусь до компа-отвечу.
Удачи.
 

Авиа Саша

Я люблю строить самолеты!
Хорошо написано !У меня те-же проблемы с установкой субару -тежеловат -это верно -но и плюсов много-не переостынет  на спуске как воздушник -тряска меньше чем у рядников да и компоновка -получается не плохая -да и не докажет мне ни кто что карб лучше впрыска -ну прижмите его почти к шпангоуту моторамы-радиатор переехал почти к приборной доске стартер на место поддона а маслокартер самодельный
генератор многие на морду вешают -не понятно из каких соображений-я ещё это всё в процесе творю  и ещё согласен с постами выше родной колектор не вяжется -придётся свой творить-ну и думаю последний вариант -это акамулятор в хвост -хоть я надеюсь до этого не дойдёт-может я не так всё понимаю -но при грубой посадке можно этим акамулятором  себя-же и прибить -да пусть этого ни когда не случится!Да я тоже на 2литровом остановился 4 вала -ну это так просто мнение!Удивила цена на двигатель может выросла за год я брал за 750 баксов под заказ везли из Японии-вид -нового двигла сколько прошёл не знаю -а вы получается в двое дороже озвучиваете!-мне тогда объясняли что они практически не выходят из строя -по этому в сборе трудно продать!
 
да, я бы тоже в сторону двушки смотрел четырехвальной... если брать с машины, которая с автоматом ездила - ресурс остаточный достаточно большой. правда есть минус у свежего мотора - электронный привод дроссельной заслонки. ради экологии сделали, но тросик как то надежнее...
Ребята,не в ту сторону Вы смотрите!Вам НЕ надо четырёхвальную двушку(Ej204 и Ej205),тяжёлые они!Зайдите в раздел "авиационные силовые установки",там есть такая ветка "Применение двигателей Subaru в авиации"!Почитав откроете для себя много нового!Удачи!
 

FaritGataullin

Я люблю снимать самолеты!
да, я бы тоже в сторону двушки смотрел четырехвальной... если брать с машины, которая с автоматом ездила - ресурс остаточный достаточно большой. правда есть минус у свежего мотора - электронный привод дроссельной заслонки. ради экологии сделали, но тросик как то надежнее...
Ребята,не в ту сторону Вы смотрите!Вам НЕ надо четырёхвальную двушку(Ej204 и Ej205),тяжёлые они!Зайдите в раздел "авиационные силовые установки",там есть такая ветка "Применение двигателей Subaru в авиации"!Почитав откроете для себя много нового!Удачи!
за прошедшее время я пересмотрел свои взгляды и теперь голосую за двухзвальную двушку без всяких систем изменения фаз. простой как три копейки двигатель.
 

Юрий Ер

Грамотный, не есть, умный.
Откуда
Ижевск
за прошедшее время я пересмотрел свои взгляды и теперь голосую за двухзвальную двушку без всяких систем изменения фаз. простой как три копейки двигатель.
Да сила инерции наших Российских граждан велика. Ребята не морочте голову. EJ 253 Всё больше для авиации нет ничего.  И к чёрту редуктор кто не верит приезжайте ко мне вы увидите живьём и в деле что это за штука.
Да СОНС и ничего больше. Не пугайтесь электронной педали это не машина приёмистости за глаза. Летать будете на 3000 оборотов. С центровкой вопрос второй серьёзный Добавьте весовую компкенсацию на стабилизатор. Вес не большой но получите двойную пользу уменьшите вероятность флаттера и центровку сместите. Я не знаю тонкостей СН 701 но думаю можно крыло сместить вперёд.
Посмотрел можно, сместить с некоторыми доработками.
 

fan444

Авиация это моя жизнь
Откуда
коломна
Это  уже  будет  другой  самолет  Юрий.    Тяжелый  мотор  можно  компенсировать  только  уменьшением  нагрузки  на  крыло,  всё  при  этом  считать.  У  Вас  свой  самодельный  самолет  и  Вам  было  в  какой то  мере  проще,  а  тут  попытка  впихнуть  то  , что  никак  не  рассчитывалось.
 

Юрий Ер

Грамотный, не есть, умный.
Откуда
Ижевск
Это  уже  будет  другой  самолет  Юрий.    Тяжелый  мотор  можно  компенсировать  только  уменьшением  нагрузки  на  крыло,  всё  при  этом  считать.  У  Вас  свой  самодельный  самолет  и  Вам  было  в  какой то  мере  проще,  а  тут  попытка  впихнуть  то  , что  никак  не  рассчитывалось.
Я к чему... тут ребята рассуждают EJ 20 c  редуктором я им говорю лучше 25 без редуктора. Вес меньше чем у 20. А самолёт практически не изменится Крыло нужно сместить примерно на 15см. Я конечно не положу голову на плаху что это просто :) Но думаю можно. Мне пришлось однажды переделать самоль с нижним крылом на парасоль. Он был сделан под урал а я вставил М332. И летал.
 

Вложения

Юрий Ер

Грамотный, не есть, умный.
Откуда
Ижевск
Юрий  опыт  видать  у  Вас  богатый.  
Это особенность нашего поколения  мы строили государство где, человек должен был, быть хозяином судьбы. Но кому то это всегда было поперёк горла, вот и снова мир капитала захватил сознание людей, и людям стало не до творчества. Зачем творить когда можно купить.
 

fan444

Авиация это моя жизнь
Откуда
коломна
С  Юрой  согласен  на  все  100%.  Мы  из  другого  замеса,  сделаны  в  СССР  и  если  честно, я  горжусь  этим.
 
Двигатель Субару-EG15 на CH-701. Интересуют комментарии по следующим вопросам:
1. как крепится двигатель
2. кто реально использовал редуктор Чернова
3. какой еще редуктор подходит
4. коэффициент редукции
5. устанавливается ли при таком сочетании винт диаметром 1.85м
6. кто может выдать рекомендации по винтам
7. как упростить электросхему подключения двигателя

Спасибо,
Дмитрий
Ну почему, почему субару?
Откройте любой сайт Приморский или Хабаровский или Амурский по покупке продаже машин. Мы тут перепробавали всякие машины по многу раз.
Не ездят на субару.  Их единицы. Субаристы далеко от дома не отъезжают. Двигатели откровенно неудачные и не ходят долго так как ходят хонды, тойоты, ниссаны. 
Берегите себя.
 

Юрий Ер

Грамотный, не есть, умный.
Откуда
Ижевск
Ну почему, почему субару? 
Постараюсь выразить своё мнение думаю оно совпадёт со многими.
Субару машина редкая и у нас. Но я не разу не слышал чтобы о ней кто то плохо выразился. Первое с чем я столкнулся на субару дороговизна запчастей. Но, что это за машина  достоинство которой много запчастей. У меня был друг жил жизнью циганской постоянно в разъездах. Однажды приезжает на такой задрыге старая Субару. Ну думаю полгодика проездит и на свалку нет ездит и ездит и кроме как моя девочка к ней не обращался. Однажды приезжает на двух цилиндрах Юра сделай что нибудь я ему что я тебе сделаю нет искры. Ну ты по шувряйся ты же у нас всё можешь. По до льстил значит ;D ладно говорю оставляй вскрываю коммутатор всё в желатине не чего не видно. Давай ковырять гляжу одно плечо входных диодов пайка отошла давай паять не паяется кристал голый. Ладно думаю если полярность не путать будет жить паяю минуя. Всё заработало говорю меняй сразу долго не протянет. Нет приезжает месяца через два всё с тем же я ему ты чё а он так работает ведь :) Второе я уже писал компоновка основное, что привлекает меня в субару.  Нос короткий получается капот не большой. Инерционные силы от кручения уравновешены инерция покоя цилиндров с противоположной стороны демпфирует. На мой двигатель даже те кто на ротоксах летает и то с не скрываемой завистью смотрят, был бы вес как у 912 перешли бы на субарика. Пока только вес сдерживает.
 
Вверх