Особые случаи полётов СЛА.

sun

Я люблю строить самолеты!
Интерестно! Если вспомните источник, буду рад ссылке к нему.
Сейчас уже не найти, давно было, хотя сам с удовольствием освежевал бы в памяти ту статью.
    Хочу еще отметить, что на этом примере очень хорошо видно, что версии о "загрузке передней стойки, мешающей взлету" несостоятельны.
    Собственно если включить мозги, понятно и так: при наборе скорости, близкой к взлетной, на узел подцепа действует аэродинамическая сила крыла направленная вверх и назад в сотни кг, (на плече 2.5 метра!!!)понятно, что кабрирующий момент, возникающий при этом на порядок больше какой-либо "прижимающей" силы, поэтому  передняя стойка РАЗГРУЖАЕТСЯ на взлетных скоростях при любых условиях. 
    Затрудненный взлет сверхмощных аппаратов объясняется отсосом воздуха из-под крыла и падением подъемной силы в соответствии с законом Бернулли.  Собственно этим (отсосом) объясняется всеобщее свойство дельталетов взлетать на скорости аж на 15-20 км/ч больше минимальной.
   Кто летал с рыхлого снега знает, что на малой скорости передняя лыжа действительно имеет тенденцию зарыться при даче газа, но по мере набора скорости все более обезвешивается, и даже престает реагировать на управляюще движения.
 

mdp-shnik

Я люблю строить самолеты!
Я давно заметил, что мой аппарат взлетает с асфальта на балансировочной скорости, а с грунта на скорости, меньше балансировочной примерно на 5 км/ч. Я это объясняю тем, что во время разбега по грунту переднее колесо всё время подпрыгивает.

Предлагаю простейший способ проверить существование подсоса из-под крыла. Нужно отметить скорость отрыва. Если она точно равна балансировочной, то отсоса нет. Если она заметно больше балансировочной, то отсос есть.

Пример. приведенный sun-ом с аппаратом, на котором 15-сильный мотор подняли над крылом, доказывает наличие отсоса с верхней поверхности крыла. Об отсосе снизу в данном случае мы не можем утверждать однозначно.
 

sun

Я люблю строить самолеты!
Предлагаю простейший способ проверить существование подсоса из-под крыла. Нужно отметить скорость отрыва. Если она точно равна балансировочной, то отсоса нет. Если она заметно больше балансировочной, то отсос есть.
При чем тут балансировочная скорость?  Макс. Су реализуется на скорости близкой к минимальной, при этом аппарат даже не думает взлетать сколько не отдавай ручку, пока не добавится км 15. Это однозначно говорит о том, что при разбеге Су мах намного меньше чем в чистом небе
 
Предлагаю простейший способ проверить существование подсоса из-под крыла. Нужно отметить скорость отрыва. Если она точно равна балансировочной, то отсоса нет. Если она заметно больше балансировочной, то отсос есть.
Это будет так, если угол атаки крыла в момент разбега и отрыва будет равен углу атаки в балансировочном полете. Как это обеспечить? Ручку бросить на разбеге? Не всегда получится. На одном аппарате она в подкос упрется, на другом - ее толкать от себя нужно, чтобы взлететь. Множестао факторов тому причиной: геометрия телкжки, настройки крыла, центровка и т.д.
 

mdp-shnik

Я люблю строить самолеты!
При чем тут балансировочная скорость? 
Если мы посмотрим действие пикирующего момента на разбеге, который прижимает переднее колесо, то увидим, что при этом задние колёса разгружаются. Поэтому мы не можем утверждать, что момент мешает отрыву. Переднее колесо оторвётся от ВПП, как только аппарат будет приподнят подъёмной силой. В полёте эта сила реализуется на балансировочной скорости. Если имеется отсос, уменьшающий подъёмную силу, то придётся набрать бОльшую скорость на разбеге для отрыва.
 

mdp-shnik

Я люблю строить самолеты!
Это будет так, если угол атаки крыла в момент разбега и отрыва будет равен углу атаки в балансировочном полете. Как это обеспечить?
Для этого в конце разбега ручку нужно отдать так, чтобы на ней не было усилий. Чаще всего она оказывается отданной на всю дину рук. После взлёта трапеция возвращается к пилоту, т.к. телега прокачивается вперёд.
 
Запалите дымовуху перед аппаратом и заведите мотор. Вы увидите, с какой ничтожно малой скоростью дым будет двигаться в винту. Отсос безусловно есть, но, степень его влияния почувствовать и измерить практически не возможно, Он (отсос) ничтожно мал!
 

sun

Я люблю строить самолеты!
Отсос безусловно есть, но, степень его влияния почувствовать и измерить практически не возможно, Он (отсос) ничтожно мал!
Чем тогда объснить :

Ответ #1856 - 14.11.17 : Давно уже, счас не найти, мне попадалась статья про дельталет с 15-сильным движком, который даже не мог оторваться от полосы. Но он залетал после того, как подняли движок чуть ли не на метр, и почти половина диска винта поднялась выше задней кромки, в результате чего отсос был не только с нижней поверхнности крыла но и с верхней.
 

sun

Я люблю строить самолеты!
Если мы посмотрим действие пикирующего момента на разбеге, который прижимает переднее колесо, то увидим, что при этом задние колёса разгружаются. 
Какая глупость!  Почему же тогда первым отрывается всегда переднее колесо, а не задние?

В полёте эта сила реализуется на балансировочной скорости.
Не знаете Вы матчасть.  В горизонтальном полете подъемная сила равна весу аппарата  на ЛЮБОЙ скорости в диапазоне скоростей этого ЛА.

  Предложенная Вами метода не может быть объективной, потому что при "отсосе" скорее всего смещается ЦД крыла, значит меняется и балансирный угол атаки.
  Гораздо объективнее сравнивать минимальную скорость;  В чистом небе я могу оттормозить аппарат до 50-55 км/ч и при этом набирать высоту, на земле на этой скорости нет даже намека на желание взлететь.
 

sun

Я люблю строить самолеты!
Напомню для сторонников версии "прижима переднего колеса, мешающего взлету":
Поймите, летит не телега, а крыло! Под которым висит телега подвешенная в ОДНОЙ точке, поэтому крылу АБСОЛЮТНО ВСЁ РАВНО какие на телеге возникают силы и моменты - при достижении подъемной силы равной весу аппарата, крыло просто обязано поднять телегу, как кота за шкирку.
 
Отсос безусловно есть, но, степень его влияния почувствовать и измерить практически не возможно, Он (отсос) ничтожно мал!
Чем тогда объснить :

Ответ #1856 - 14.11.17 : Давно уже, счас не найти, мне попадалась статья про дельталет с 15-сильным движком, который даже не мог оторваться от полосы. Но он залетал после того, как подняли движок чуть ли не на метр, и почти половина диска винта поднялась выше задней кромки, в результате чего отсос был не только с нижней поверхнности крыла но и с верхней.
Трудно сказать, не видя аппарат. При подъеме винта с мотором вверх на метр центр тяжести тележки обязан был переместиться вверх и назад. Вследствие этого аппарату легче стало поднимать переднее колесо. Если предположить, что геометрия тележки не позволяла на земле создать достаточный для взлета на минимальной скорости угол атаки, то перемещение центра тяжести дало возможность раньше поднимать нос и увеличивать угол атаки на величину, достаточную для взлета с маломощным мотором. Эта версия гораздо более вероятна, чем влияние отсоса. Замерьте скорость движения воздуха под крылом, когда аппарат стоит и работает на полной мощности. Потом обсудим...
 
Нужно точно быть уверенным, что Ваш аппарат позволяет Вам на земле создать ровно такой угол атаки, как и на минимальной скорости в полете. Огромное количество аппаратов этого сделать не дают. Возможно, что и Ваш из этого числа. Судя по всему, разница в скоростях, о которых Вы говорите, составляет 5-10 км/час. Именно такую скорость движения воздуха под крылом Вы должны увидеть, когда Ваш апппрат работает на земле. Держу пари, что Вы ее не увидите!
 

sun

Я люблю строить самолеты!
Трудно сказать, не видя аппарат. При подъеме винта с мотором вверх на метр центр тяжести тележки обязан был переместиться вверх и назад. Вследствие этого аппарату легче стало поднимать переднее колесо. Если предположить, 
Как лихо вы притягивая за уши факты подгоняете под ответ! А то что плечо приложения силы тяги поднялось на метр - это ничего? Вы  же (сторонники "прижима") всегда именно на это упор делаете, что ось тяги выше колес, по вашим выкладкам этот аппарат не должен был взлететь!
Перечитайте вдумчиво ответ 1869, неужели надо еще что-то обсуждать, ведь очевидные вещи излагаю!

Замерьте скорость движения воздуха под крылом, когда аппарат стоит и работает на полной мощности. Потом обсудим...
Замерял. 25 км/ч на расстоянии 1 метр впереди винта. Но это без крыла (на аэроглиссере), думаю с крылом цифра будет еще больше.
 
Трудно сказать, не видя аппарат. При подъеме винта с мотором вверх на метр центр тяжести тележки обязан был переместиться вверх и назад. Вследствие этого аппарату легче стало поднимать переднее колесо. Если предположить, 
Как лихо вы притягивая за уши факты подгоняете под ответ! А то что плечо приложения силы тяги поднялось на метр - это ничего? Вы же всегда иенно на это упор делаете, что ось тяги выше колес, по вашим выкладкам этот аппарат не должен был взлететь!
Я никаких упоров не делаю. И вообще, очень редко тут выступаю. В данном случае, мне видятся заблуждения относительно "отсосов", и я предлагаю свои варианты размышлений.
 

sun

Я люблю строить самолеты!
Посмотрите, какие силы действуют на крыло при достижении взлетной скорости и оставьте уже раз и навсегда бред о "прижимающей силе мешающей взлету"! Она действует максимум до 25-30 км/ч, далее аэродинамика берет верх и на телегу действует не пикирующий, а кабрирующий момент, именно поэтому первым всегда отрывается переднее колесо.
И постарайтесь всё же понять мысль: Летит не телега, а КРЫЛО, и ему безразличны всякие "прижимающие силы", действующие на переднее колесо, если даже они есть. Как только подъемная сила станет равна весу аппарата, он взлетит, и никакой прижим переднего колеса (которого на самом деле и нет) этому помешать не сможет.
 

Вложения

@sun
"Замерял. 25 км/ч на расстоянии 1 метр впереди винта. Но это без крыла (на аэроглиссере), думаю с крылом цифра будет еще больше."

Если верить таким замерам, то при газовке аппарата на земле, с головы должно сдувать кепку, а в лицо пилоту дуть ветер со скоростью 7 м/с. Мне кажется, sun, Вы где-то ошиблись. Попробуйте подвесить на переднюю кромку крыла ленточки. В носу, на конце, и в середине. Потом нажмите тормоз и газ со всей силы. Посмотрите на отклонение ленточек от вертикали. Я уверен, что Вы, как разумный человек, после этого измените Ваше мнение о влиянии "отсосов" на жизнь дельталетчика....
 

mdp-shnik

Я люблю строить самолеты!
дельталет с 15-сильным движком, который даже не мог оторваться от полосы. Но он залетал после того, как подняли движок чуть ли не на метр, и почти половина диска винта поднялась выше задней кромки, в результате чего отсос был не только с нижней поверхнности крыла но и с верхней.
Давайте посчитаем, насколько полезен для этого дельталёта моторчик в 15 л.с.
Аппарат, скорее всего, имел полётный вес примерно в 200 кГ. Одноместный мдп с Бураном обычно имел вес не более 250 кГ. Крыло, вероятнее всего, было устаревшей конструкции и имело качество не более 6. Если скорость такого аппарата была 50 км/ч = 14 м/с, то скорость снижения с остановленным движком была V[sup]-[/sup] = 2,3 м/с.

Закон сохранения энергии даёт, что мощность, развиваемая пропеллером kN, тратится на удержание аппарата в горизонтальном полёте mgV[sup]-[/sup] и на скороподъёмность
mgV[sup]+[/sup]:

kN = mgV[sup]-[/sup] + mgV[sup]+[/sup]                  (1)

При скорости полёта в 50 км/ч и, возможно, небольшом диаметре винта, его к.п.д. вряд ли превышал 0,4.
Из соотношения (1) получим скороподъёмность такого аппарата, равную -0,1 м/с. Это значит, что с такими параметрами аппарат не взлетит и не сможет лететь горизонтально.

Подняли мотор, появился отсос с верхней поверхности крыла, качество крыла повысилось, аппарат взлетел.

Sun, если Вы владеете "матчастью", подставьте сюда более правдоподобные на Ваш взгляд параметры и сделайте свою оценку. А если предложите другой способ проверки, то это ещё лучше.
 

sun

Я люблю строить самолеты!
Если верить таким замерам, то при газовке аппарата на земле, с головы должно сдувать кепку, а в лицо пилоту дуть ветер со скоростью 7 м/с. Мне кажется, sun, Вы где-то ошиблись.
ЗА винтом я намерял 120 км/ч, чтоб так дуть надо откуда-то ведь отсасывать воздух?
Замеры перед винтом я делал на движущемся аэроглиссере со скоростью 30 км/ч, при этом анемометр показывал 55. Ветра не было.
Очевидно с ростом скорости зона "загребания" воздуха винтом сужается.
 

sun

Я люблю строить самолеты!
Подняли мотор, появился отсос с верхней поверхности крыла, качество крыла повысилось, аппарат взлетел.

Sun, если Вы владеете "матчастью", подставьте сюда более правдоподобные на Ваш взгляд параметры и сделайте свою оценку. А если предложите другой способ проверки, то это ещё лучше.
Зачем? Есть факт - поднятие мотора увеличило летучесть аппарата.  Сх сколь-нибудь заметно измениться не могло, значит вырос Су, вот и все что можно утверждать стопудово.

Попробуйте посчитать падение Су мах на взлёте, если минималка в чистом небе 55 км/ч, а на взлете - 70
 

sun

Я люблю строить самолеты!
Я уверен, что Вы, как разумный человек, после этого измените Ваше мнение о влиянии "отсосов" на жизнь дельталетчика....
Именно как разумный человек я понимаю обратное: никакой "прижимной" силы нет, а если бы и была, помешать взлету она никак не может - см сообщение 1869 и 1874.
Постарайтесь прочитать вдумчиво, если Вы продолжаете спорить, значит Вы просто не поняли того, что я говорил.
 
Вверх