2 Сергей Мазный
Вряд ли я смогу дать исчерпывающий ответ, ибо не автор
Можно только предполагать.
Соображения, по которыми используют ЦПГО, можно условно разделить на три группы:
1) Упрощение и удешевление конструкции
2) Экономия массы - так как ЦПГО дает более "мягкое" распределение маневренной нагрузки и нагрузки в неспокойном воздухе. Кроме того, выполнить весовую балансировку ЦПГО часто удается с меньшими весовыми издержками, чем балансировку классического РВ.
3) Конструктивно-компоновочные соображения
Если аэроплан с ЦПГО эксплуатируется много лет, фактически испытан и проверен на всех возможных полетных режимах, проверен жизнью на флаттер и прочие аэроупругие бяки и, вдобавок, очень точно "настроен" по усилиям и ходам ручки - тогда почему бы и нет? Зачем искать от добра добра и пытаться насильно впихивать "правильное" ГО?
Сугубо уважаемый мною Юра Яковлев смело пользует ЦПГО, приведенные Вами в пример Жодели и Робэны, СТ, Текнам Эхо... Аппараты отработанные, проверенные, надежные.
Посему, если Вы строите хорошо зарекомендовавший себя аппарат из кита или по чертежам, то менять ЦПГО прототипа на "правильное" оперение - неразумно. НО! извольте скрупулезно повторять все "мелочи" типа усилия натяжения тросов, сечения тяг, конструктив и балансировку ЦПГО прототипа, и не в коем случае не пытайтесь "улучшить" прототип.
Так же скрупулезно следует относиться и к летным ограничениям прототипа.
Мне как-то не пришлось проектировать "классические" самолеты выходного дня. У меня были либо летающие лодки, которые при беге по волне сильно хвостами машут, либо "химики", у которых диапазон полетных углов атаки и скольжений весьма широк. И в том, и в другом случае ЦПГО не было лучшим решением. Кроме того, классическое ГО прощает больше ошибок с балансировкой, позволяет относительно безболезненно модифицировать конструкцию.
В 2002 году на базе "Кречета" F02 я спроектировал химик F021. И "попал" с центровкой, которая составляла 28% САХ. При облете выяснилось, что самолет был устойчив по перегрузке, но не был устойчив по скорости с брошенной ручкой. Из всех вариантов лечения (а сезон приближался как бронепоезд) самым быстрым оказалось увеличение размаха ГО, благо оно подкосное. После доработки (с соответствующим усилением узлов) самолет получил практически идеальные устойчивость и демпфирование, после чего много и усердно работал.
Не думаю, чтобы с ЦПГО у меня прошел такой фортель.
И еще, почтенный Сергей. На Ваших любимых "Кузнечиках", "Зверёнышах" и "Лайках" - многорежимных неубиваемых аэропланах - какое оперение?