«О природе» ЗР в пособии для водителей автоб…, простите, для летчиков написано, что в результате качания лопастей в ВШ они могут оказаться в положении, когда ц. м. лопастей сместиться от оси винта, что вызовет дисбаланс и раскачку вертолета на шасси. Правильно. Только качание лопасти как в реальном шарнире, при наличии демпфера и упругого элемента, так и в «эквивалентном» (в случае «жесткой» втулки) происходит с частотой «собственного тона» fc. С вращающейся втулки на фюзеляж это движение передается через сумму с 2мя векторами, вращающимися в противоположные стороны с частотой вращения винта, т.е. +[ch969]нв и –[ch969]нв. Таким образом: fc ± [ch969]нв = fс.фюз.i, т.е. условие земного резонанса – близость частот возбуждения и одной из собственных форм колебаний фюзеляжа на шасси.
Покажите расчетом: 1) что в случае двухлопастного винта и «жесткой» втулки колебания «собственного тона» обеих лопастей имеют синфазную форму, т.е. одновременно качаются в одну сторону по отношению к направлению вращения, т.е. ничего, кроме крутильных колебаний верхнего вала не происходит 2) частоты возбуждения гораздо выше или ниже частоты любой из форм колебаний фюзеляжа на шасси
А т.к. Вы в этом и так уверены, выполните наземные гонки по проверке безопасности
от автоколебаний типа «земной резонанс» по методике «ведущих спецов фирмы Камова». А т.к. Вы про нее не знаете, то привожу образец «полетного задания»
«Утверждаю»
Начальник летного подразделения
«____»_________________201__ г.
Программа № 3/14 Минимум метеоусловий для выполнения
задания: _____________________
Изделие Ка-... Видимость км
М взл = ~9800 кг Ветер до 3 м/с
Хцт взл= +70…90 мм Высота облачности м.
Продолжительность полета 0 час 45 мин.
Зона работы: площадка ЛИС
Минимальный остаток топлива, при котором прекращается задание
Мт = __________ кг на удалении км от аэродрома посадки:
З А Д А Н И Е № (типовое)
1. Цель полета:
1.1. Проверка безопасности вертолета Ка-... с втулками несущих винтов ... и комплектом лопастей №№ ... (верхний винт) и ... (нижний винт), от автоколебаний типа «земной резонанс» на режимах от [ch61546]Fош.min до [ch61546]Fош.отр .
2. Последовательность выполнения задания и основные методические указания:
2.1. Запустить двигатели, выполнить прогрев силовой установки на режиме «Малый газ».
2.2. Плавным перемещением РРУД установить заданное значение частоты вращения несущих винтов в эксплуатационном диапазоне оборотов винта nнв=87 - 92% (87%, 88%, 90% или 92%);
2.3. Рычаг ОШ – на нижнем упоре. Ручка ППУ и педали - в нейтральном положении.
2.4. На установившемся режиме (nнв=const; [ch61546]ош=const) выполнить «провокации» «земного резонанса» не менее, чем 5-ю полными циклами продольных, поперечных и круговых (по направлению и против направления часовой стрелки) циклических колебанияй ручки ППУ относительно балансировочного положения с отклонением ручки на 15…20 мм от балансировочного положенияи частотой 2,1 … 2,3 Гц. Каждый вид провокаций выполнить 2…3 раза с интервалом между ними до полного затухания колебаний вертолета, но не менее 10 сек.
2.5. Вернуть ручку ППУ в нейтральное положение.
2.6. Увеличить ОШ несущих винтов на ~ 2 ° по УШВ и повторить режимы, п.п. 2.4 – 2.5. «Провокации» выполнять при шаге лопастей несущих винтов от [ch61546]Fош.min до [ch61546]Fош.отр (соответствующего началу отрыва от площадки) с интервалом изменения ~2° по УШВ .
2.7. Последовательность проведения испытаний по методике п.п.2.3-2.7:
а) nнв=87 - 92% (87%, 88%,90% и 92%), шасси расторможено
б) nнв=87 - 92% (87%, 88%,90% и 92%), шасси заторможено
Режимы полета (переходные, эксплуатационные и т.п.), не указанные выше в основной
части задания, выполнять в соответствии с рекомендациями РЭ вертолета Ка-...
3. Задание членам экипажа и порядок их взаимодействия:
а) летчик (командир экипажа)
- выполнять режимы испытаний согласно задания;
- следить за реакцией вертолета на «провокации»;
- при появлении признаков «земного резонанса» немедленно перевести двигатели на режим «Малый газ».;
4. Параметры полета и работы систем, регистрируемые в планшете:
порядок выполнения режимов
5. Порядок работы с системой бортовых измерении:
перед началом серии провокаций с каждой установленной заданной величиной ОШ включать «Режим» СБИ и выключать после окончания провокаций и прекращения колебаний вертолета.
6. Экипажу оценить: характер колебаний вертолета при «провокациях» и после их прекращения
7. Эксплуатационные ограничения(согласно РЛЭ), которые разрешается превышать
в полете: ....
8. Меры безопасности при выполнении задания (дополнительно к действующим
по РЛЭ):
а) ограничения и т.д.: амплитуда отклонения ручки ППУ относительно балансировочного положения при «провокациях» не более ±20 мм;
- при испытаниях не допускать отрыва шасси от земли;
- при выполнении «провокаций» не нажимать кнопку «Триммер» на ручке ППУ.
б) экипировка экипажа: штатное обмундирование, ЗШ;
в) действия экипажа при возникновении возможных ненормальностей в поведении ВС, работе СУ, систем, связанных со спецификой задания:
1. При возникновении автоколебаний с постоянной амплитудой, медленно затухающих колебаний или нарастающих колебаний типа "земного резонанса" (нарастающих по времени любых из колебаний вертолета: продольных, поперечных или вертикальных или появления ударов шасси о землю) для прекращения их необходимо не меняя положения общего шага уменьшить обороты винтов переводом двигателей на режим «Малый газ».
2. В случае появления признаков флаттера: "размыва" конуса несущего винта, увеличения вибраций или проявления нарастающих колебаний вертолета:
1) немедленно уменьшить обороты винтов переводом двигателей на режим «Малый газ»;
2) плавно установить ручку управления в нейтральное положение.
г) метеоусловия, влияющие на безопасность данного задания: скорость ветра не более 3 м/сек
Начальник сектора ЛПИ
Ведущий инженер по ЛПИ
Летчик-испытатель
Вот это "видео" мы и посмотрим))))
И мне АБСОЛЮТНО похрену, где и у кого чего было или не было....
Как пример - после более чем 40 лет эксплуатации вертолета МИ-8 "пилонная" форма ЗР, т.е. колебания винта с редуктором относительно фюзеляжа, проявилась впервые пару лет назад....