К мысу Стерлегова на самолете Северок.

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Дмитрий, огромное спасибо за приём и поддержку экспедиции в Усинске. Отличные фото!

На даче мы плотно позанимались своими самолетами, я заменил масло в редукторе. Провел косметические работы по кабине и фюзеляжу.
Дмитрий с отцом были постоянно рядом и помогали во всем. Спасибо, друзья!

Вода в речке нагрелась и манила меня замерзшего в Подмосковье и съедаемого злыми усинскими комарами, спасительной прохладой. С наслаждением поплавал, ну а то, что на следующий день выскочила простуда под носом, так и хрен с ней.

Великолепно вечерком полетали на гидроплане. На самом деле ощущения со Скаем очень похожи. Самолетик Х-Эйр очень летуч.

Подошло время вылета с геоточки.  Заправились, привезли машиной бензин с лукойловской заправки.
Взлет произвели по той же технологиии. Дмитрий с отцом на машинах встали на участке дороги-полосы, перекрыв ее и тут же колесики Северка раскрутились на север. Теперь со мной летел и маленький подарок от усинских друзей, небольшой планшетик с возможностью выхода в интернет для оперативной связи.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Усинск- река Уса- Петрунь, или как можно постараться закончить маршрут пораньше.

От Усинска, наш самолетик около 40 километров, шел над тайгой с редкими проплешинами дорог и газовых вышек. связь с Усинск-Вышкой вел по телефону, слышно меня было плохо.
Ветер на маршруте встречно -боковой, путевая скорость в районе сотни.
Выйдя на реку Уса, вздохнул с облегчением.
Высота 400-600 метров, внизу проплывает то одинокая лодочка с яркими спас жилетами, то немногочисленные домишки. И отмели, радующие глаз безопасной посадкой.

У поселка Адзьвавом, Уса рубит мой маршрут резким уходом на юго-восток, и 40 пустых километров разнообразят встречей с катером и баржой и авто выше всего. На всякий пожарный прошел ближе, но у парней все в ажуре, ловят рыбку.
У Косьювома, река вновь сворачивает на северо-восток и я режу в полете излучины закрытые гарью лесных пожаров, стараясь не уходить далеко в дебри.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
  Больше двух часов полета и начинаю готовиться к тренировочной посадке с подбором у села Петрунь, для небольшого отдыха, предварительно сообщив об этом полетным диспетчерам. Подход к селу на лугах и отмели наблюдаю моторку и идущих к ней людей с какими то тюками.
- Туристы, сплав?

  Далее уже некогда.
Выбрал шикарную отмель в паре километров от поселка и сделав длинную низкую глиссаду, аккуратно начал производить касание. При пробеге колеса  проделали длинную и глубокую колею в песке-плывуне. Встал как вкопанный.
Хорошо, что на переднем шасси стоит большое колесо.
- Вот, это да, приехали, подумал я и нажал отметку на Ин-Риче о прибытии. Трекер вскоре задумчиво пискнул, а вот сотовой связи на телефоне, так и не появилось.

  Недолго думая я разделся и окружаемый миллионами красивых слепней помчался к воде. А что еще оставалось. Бултыхался с наслаждением, смывая с себя пот и останки зверских насекомых.
Тем временем,  с другого берега неторопливая лодочка направилась ко мне.

Так на 400-километровом промежутке маршрута к Воркуте, началась встреча самолета Северок, с поселком Петрунь.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Самолет Северок перемещается в Петрунь.

На подошедшей моторке впереди красовался тюк сена, а женщины с косынками и одеты в светлые одежды с национальным орнаментом. С первых минут знакомства все приехавшие, мне очень понравились своей доброжелательностью и открытостью.

В селе Петрунь уже очень давно не летают самолеты, и вполне понятен был интерес к маленькому Северку.
Я даже не успел что то спросить, это у меня поинтересовались нужна ли помощь и вскоре мы все вместе с двумя перекурами, практически на руках перенесли самолет к берегу. Здесь песок был плотнее, но совсем немного. У меня еще была мысль пробовать взлететь.

Мы тепло попрощались и порешили что если я через полчаса буду тут же, то нужна будет помощь.
Мне понадобилось пять минут. Самолет по очереди валился то вправо, то влево зарываясь в вязкую песочницу, по самые ступицы.
- Никакого взлета не будет, определил я и снова бултыхнулся в речку :)

После сел в кабину и закрывшись от мошки и слепней начал печать с Инрича(спасибо родимой РАОПе и Владимиру Тюрину) сообщение Александру Савинкову, чтобы закрывал полетный план. План закрыли, все были спокойны, Сань спасибо.

Еле заметный шум.
Еще и полчаса не прошло, а у меня рядом стояла старенькая Нива с дядь Гришей за рулем и парой прекрасных пацанят, его внуков. На этой Ниве, мы протащили самолет метров триста и Нива тоже стала копать в сухом песке.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Дядь Грише вылез и спокойно произнес - Счас, приеду на тракторе.
Пока я его ждал, на берегу провели смотр-конкурс самолета Северок. Приехал мотоцикл, квадрик, Уазик с порванным передним мостом. И на всем этом было много народа и целый выводок детворы
:)

Фотографированию очень рады были мошки и слепни, но мы все щедро поливались репеллентами.
Приехал Григорий на маленьком стареньком тракторе, включил заднюю передачу перед самолетом... и коробку заклинило. С трактора Григория с огромной высоты десантировался чертенок Костя, забавный белобрысый пацаненок и бросился руководить процессом.

Починить сразу не удалось, и пока мы провели спасательную операцию тем, что было. Перед Северком встал Уазик с водителем Александром, перед ним квадрик с Иваном Филлиповым. И мы поехали!

Люди шли рядом и временами все толкали самолет.
Прошли метров 800 вдоль берега и по выходу к дороге, песок стал как мука. на Уазе ступица начала хрустеть совсем жалостно и операцию прервали. Чтобы процесс проходил не столь мучительно, мы достали мороженую оленину и боевые сто от Виктора Гладышева. Вдалеке показался трактор дядь Гриши. Вскоре он вытащил всех на дорогу и Северок поднялся в село по крутому берегу.

Когда мы встали на базирование у здания котельной и ближних домов, в селе произошел культурный авиа аншлаг.
Честно говоря, я даже был рад что совершил остановку в Петруни, пусть и с такими приключениями и познакомился с этими замечательными людьми.

Мои новые друзья несколько семей Хозяиновы, Беляевы предложили еду, кров и баню в своих домах. Мы очень душевно беседовали, а выводки детворы резвились рядом.
Следующий день, нес новые яркие впечатления.

Продолжение будет!
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Самолет Северок.
Петрунь, день второй - Воркута.


Еще с вечера я узнал что в селе есть свой самобытный музей, созданный руками местных жителей.
Утром отдохнувший и свежий, заботливо накормленный сразу в двух домах, я с Григорием и с моими верными маленькими авиаторами, Лешей и Костей направились в музей.

Дорога по поселку очень напоминает любой северный форпост, отсыпка дорог шлаком из котельной, слышится звук дизельной, мостки из дерева в напитанной влагой траве. Здесь все работает автономно и люди привыкли выкарабкиваться из бед, особо не надеясь на помощь извне.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Чтобы открыли музей, мы прошли в магазин и продавщица, ранее работавшая на треть ставки и ныне сокращенная с горечью рассказала что и эти копейки убрали, а музей власти предложили закрыть.
Местные жители, как организовали его своими силами, так и не дали погибнуть своему начинанию.

Все экспонаты и фотографии принесены из домов, заботливо подписаны и расставлены по местам.
Очень интересно было все посмотреть!

От экскурсовода я узнал что село основали 4 брата, жители Ижемской волости, Симон, два Ивана и Петр.
"Длительные войны Ивана Грозного, рост налогов вынуждали крестьянство России сниматься с насиженных мест и уходить "безвестно".
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
В царской грамоте 1607 года записано "Пустозерцы ходят Печорою рекою в судах с великие товары, а с Печоры на Усу-реку, под камень в Роговой городок и тут они осенюют.."
Ранее, Петрунь называлась Болбан, здесь ненцы-оленеводы приносили почести и дары своему одноименному богу.

Хорошая охота на белую куропатку, рыба и пушнина послужили причиной основания села Петрунь.
" Спрос на куропатку очень высок, возьмут сколько хочешь и деньги дадут самые чистые"
Так говорили ижемцы скупая птицу и отправляя ее за границу, крылышки и хвосты по цене 18-25 коп. за пару"

На 1909 год в селе насчитывалось 29 крестьянских дворов с населением в 150 человек.
Здесь было все, и коллективизация и голод и уход на фронт.

Пусть недолго, но с большим интересом я осмотрел несколько комнат экспонатов и послушал рассказ о дружных коми-ижемцах. На прощание мне подарили старенькую книгу "Село у Полярного круга", выдержки из которой я и привел.
Кстати, отвлекусь, многие жители видя на моей эмблеме перелета "Вайгач-2016" , Ижму с большой теплотой отзывались о своей давней родине и селении Мохча, что неподалеку.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Готовимся к вылету.
Единственная дорога на которой стоит самолет очень неровная и перекрыта ЛЭП. Вскоре, я определил единственный вариант взлета, это чуть южнее фермы на проселочной дороге.
Вправо влево ни-ни, все поле в больших перепадах!

Дядь Гриша перетащил Северок потихоньку на тракторе в сопровождении половины поселка моих друзей и велосипедистов.
Готовлюсь к пробному вылету, полная проверка всех систем после долгой транспортировки. Вначале привязался к Ниве, Александра Трилева, проба двигателя на максимале, все о,кей.

Вылетаю с проверочным кругом набор, пролет над тихим пустынным аэродромом и обратная посадка.
Теперь уже подаем план на Воркуту с запасом по времени на 15 местного. В поселке есть городской телефон -по нему.

Начинает моросить дождик и вскоре над Северком появляется самолетик лесоохраны, делает над нами круг- второй и уходит качая крыльями.
Приятно, что наши маленькие борта АОН поддерживают друг друга
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Даже на вылет пришли меня проводить дядь Гриша с детворой, и от того было очень тепло на душе.
Попрощались обнялись и Северок ушел в дымное небо на северо-восток.

Около 50 километров к Абези, иду по излучинам срезая Усу, дождик стихает и я встаю на ветку дорог и газовых магистралей. Есть сотовая связь, пошли смс и звонки. Воздушное давление и расчетное по зонам установил с Воркутой-подход и РП по телефону. Далее округа тиха и спокойна, авиа волны тревожить некому.

Частенько замечаю как внизу дорожная техника останавливает работу и люди подолгу провожают взглядом одинокий Северок.
Грустно все это.

180 километров и возле Сейды приходит мысль.
Мой друг, Игорь Танец скорее всего здесь у себя на выходных, приехал с Воркуты. Он уже не раз и не два звал прилететь в гости в свой балок и сейчас есть возможность провести осмотр местности самому. Еле прозвонился - Игорь здесь с Наташей!

Вижу их поднятые руки у строений окруженных деревьями. Делаю глубокий вираж над друзьями и ухожу осматривая возможную посадку, на Воркуту.
Все деревья сразу кончились и пошли милые глазу, тундра с болотами
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
В 17 20 через 2 часа 20 минут после вылета с Петруни, самолет Северок благополучно приземлился в теплой заполярной Воркуте!

Александр Абганеев знал, встречал и было не скрыть нашей общей радости, от встречи..

Продолжение следует..
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
  Город Воркута.
Самолет Северок произвел первые технические вылеты на северный маршрут к арктическому поселку Каратайка, по забросу топлива для продвижения к Амдерме и Карскому морю.
Впервые в истории города, с частного самолета, на праздник, объединенный с днем ВДВ, произведен парашютный прыжок с 900 метров.

Поздравляю всех своих друзей, кто поддержал и поддерживает одиночный перелет самолета Северок не словами, а делом! Каждый рубль потрачен нами не зря.
Эти фото для Вас, мои друзья!
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Друзья всем привет с просторов тундры и заполярного города Воркуты. Добрался до компьютера.
Боевой отчет для моих друзей за проведенные дни.

О путешествиях.
Как я уже говорил мы провели два вылета в арктическую Каратайку, по забросу топлива, на обратном пути участвовали в экспедиционной деятельности по закрытию маршрута моих друзей Бориса и Сергея, которые совершили интереснейший сплав по реке Море-Ю от истока до устья через нехоженые места и кусочек самого северного Священного леса. С нетерпением ждем отчета от них с фото!

Перед этими полетами во время обслуживания на венце маховика обнаружилась трещина, пришлось сразу заказать. БМВ есть БМВ, данная штука очень подкосила наш бюджет перелета почти на 14 тыс рублей,  главное хоть что была в наличии.
Очень выручил мой коллега по сверхлегким ЛА, и наш форумчанин, Владимир Шумов shum99 он оперативно выкупил венец в магазине БМВ и переправил поездом.
Володя, спасибо тебе большое!
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
В Каратайке самолет Северок привез друзьям чуток запчастей и фрукты к столу, он тепло принимался местными жителями, братьями Эдуардом и Андреем Нефедовыми, Андреем Беркутом и т.д.

Я познакомился с ручным вороном и даже смог передать домой поездом, несколько свеже-соленых каратаихинских рыбок.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Провели подготовку к вылету в Амдерму.

Закупили продукты и гсм, но к сожалению на маршруте полета около полутора часов, произошло проворачивание шестерни на валу редуктора. Винт потерял тягу и самолет Северок произвел посадку на вездеходной дороге и благодаря своим превосходным летным качествам практически не пострадал.

Сразу же сообщили через РАОПа, Андрея Иванова и Александра Савинкова об завершении полета и все службы ВД были спокойны.
Я прошел пешком около 10 километров в сторону ближайшего стойбища и был подобран вездеходом с группой туристов, которые очень помогли в плане перегрузки продуктов и частичной консервации самолета.

По приезду в Воркуту сразу откликнулся ОДВФ, Олег спасибо тебе большое за поддержку. Наше положение сильно осложнилось потерей части продуктов.

  Сейчас готовлюсь к перевозке самолета на базу, ищем технику, со многими вездеходчиками я уже знаком, но с этим большие сложности не только финансовые. Вездеходы сейчас практически все в работе, горячая пора туристов, геологов и завоза продуктов.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Даже имея здесь хоть еще один маленький самолет, можно было бы организовать моментально ремонт редуктора и охрану самолета, но сейчас об этом можно только мечтать.
  Как я понял просматривая сегодня новости от Росавиации, к нашим людям на севере, еще очень не скоро придет авиация общего назначения.
  Все заточено только под ужесточение, а одиночке пробиться самому сейчас очень сложно.

Огромное спасибо, нашим форумчанам и друзьям, Андрей Кийко, Маргарита Шрайнер, Алексей Белянкин, Наталье Д. за поддержку полярных полетов на прошлой неделе.
Будем жить!

Продолжение следует.
 

Вложения

-сергей

Я люблю летать.
Если будете ремонтировать на месте то могу написать как устранить проблему.
При наличии любого токарного станка она легко решается.
У меня на двух редукторах такая ситуация случалась.
Снять переднюю крышку с валом, снять шестерню и вал , на токарном станке убрать задиры и отшлифовать конуса.
И самое главное, утоньчить шайбу стоящую под шестернёй примерно на 0,1 мм,(решается экспериментально) . Посадка шестерни на горящую, конуса ни в коем случае ни чем не мазать а наоборот обезжирить.

Съёмник шестерни тоже не трудно сделать, если она не снимается. Сварить два уголка 70 и просверлить 3 отверстия по размеру резьб на шестерне. Снимать то же на горящую.

Это косяк производителя, эта шайба изначально не даёт шестерне нормально сесть на конус вала, маломощные моторы держит а от мощных сворачивает.

После ремонта налетал уже более 400 часов, всё нормально.
Удачи.
 

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Сергей, спасибо за подробное описание процесса, к сожалению я не владею возможностью такого ремонта. Очевидно, Александр Чернов также в курсе данного сообщения.
Надеюсь больше такого не случится, а для себя я определил, что нужно сократить количество ресурса часов редуктора в условиях работы Крайнего севера.
 

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Авиаторский отчёт это не только виды с самолёта и около авиационные темы. Для меня всегда важна тема людей, тех кто рядом, тема города, тема севера.

Воркута, близится день Шахтера. Днём в городе +10, +13.
Потихоньку съезжаются отпускники.
Иду через двор, навстречу громкая музыка и отличная песня. Мчится мужик во весь опор на велике, на багажнике колонка, и поёт громко и главное душевно, в такт.
Чуть позже на пятом этаже в открытое окно балкона высовывается женщина и орёт
-МИЛИЦИЯ!  Для страсти стуча колотушкой по жестяному  сливу. Рядом с ней появляется мужская фигура и все скоро затихает.

В парке подростки гоняют на роликах и досках по площади с помостом. На скамейках все занято, а бестактных голубей, смело гоняет такой же карапуз.

  Автобусная остановка на Тимане.
  Спрашиваю на каком номере до Комсомольской площади. Женщина недолго думает, потом берет трубу и звонит прямо в автопарк своей подруге. Тут говорит какой-то парень интересуется, на чем доехать :)
 
  Пожилой мужик лет 60 с палочкой у дороги.  Желаю ему здоровья.
  С горечью отвечает о прожитых 30 лет в шахте, в лаве на коленях. Помогаю перейти ему дорогу,  идет с большим трудом, глаза слезятся, а я в шоке слегка -почему на коленях?
  Такая была это 3 и 4 лава, с низким потолком, работал на коленях.
 
  Большой дом на Водопроводной улице стоит на высоких тонких бетонных сваях, между ними шустро пробирается паренек, видно играя со сверстниками.
  На броне гусеничного тягача МТЛБ, пока я помогаю  с ремонтом своим друзьям, охотится на мои семечки, озорной, грязный воробей.
 
  Штрихи одного дня в августе.
 
 

Вложения

Вверх