Летчикам-инструкторам.

FLY 116

Я люблю строить самолеты!
Заблокирован
Откуда
г.Казань
Летающий Кот,что то Вы резко и решительно решили соскочить с "разбора полетов",а это противоречит дэвизу -"Я ж такой,во всем Омар Хайяам.." ;D
 

fan444

Авиация это моя жизнь
Откуда
коломна
Хорошее  начинание  превращено  в  болтовню.  Вообще  есть  методические  пособия  и  специальные  издания  в  помощь  инструкторам.  Научить  грамотному  пилотированию  самолета  дело  очень  не  простое  и  очень  индивидуальное.
 

-Instr-

Мне нравится видеть результаты своего труда.
Откуда
г. Протвино
Внесу свои пять копеек. Думаю в этой теме надо обсуждать какие-либо наблюдения пилотов-инструкторов в обучении курсантов, особенности. Не уверен, что обсуждение правильности методики летного обучения может дать какой-то результат. Здесь не как в армии или учебном заведении, где методика закреплена соответствующим методическим советом и отступление от нее карается наказанием. Посему местные споры, если таковые будут возникать, ни к чему положительному не приведут.
 

Юрий Ер

Грамотный, не есть, умный.
Откуда
Ижевск
Прочитал материал данной страницы и стало грустно..... а ведь просьба действительно животрепещющая.
Падают все от инструкторов до снобистов. Которых здесь пруд пруди. Да действительно не стало методики обучения. Хотя  я не припомню чтобы нас учили по методике.  Учили на основе переданного опыта от инструктора к инструктору. У меня был инструктор который на год раньше меня закончил училище. 
Да действительно инструктор должен быть уважаемым только тогда его уроки будут более полно восприниматься. Вспомните школу учитель входил в класс и все вставали. Да это высокое звание учитель свято. Инструктор же в свою очередь должен помнить, что он инструктор, что на него смотрят глаза курсанта. И если курсант видит перед собой мужика который через слово сопровождает свою речь матом думаю он не вызовет уважения.
Теперь о методике. Да я часто читаю, но не хочется ввязываться в полемику, пилотирование по приборам. Считаю огромнейшая ошибка инструкторов позволяющих пилотировать в визуальном полёте по приборам. Нам инструктора запрещали глядеть на приборы.Иногда более упрямым даже зашторивали приборную панель. Научите курсанта чувствовать машину. Не исключено, что катастрофа в Нижнем Городище результат пилотирования по приборам. Нет это не факт, но возможно. Ваш самый точный прибор ручка и седьмое чувство. Выработайте у курсанта чувство пространственного положения самолёта. На Ан 2 был хороший ориентир капот на горизонт. Полез капот выше определённой линиии всё штурвал от себя, газу до отказу скоростя все сразу. Потом разбирайся в чём дело. И так как же узнать где этот предел всё просто самолёт отходит от земли где то на углах атаки близких к критическим. Возьму снова примером, Ан 2. Стояночный угол по моему 15гр критический без предкрылок 18гр рекомендуемый взлёт с трёх точек до срыва 3гр. Значит оторвался запомнил положение в момент отрыва и в каждом взлёте закрепляйте это положение в голове. И в полёте не превышайте. Помните вам до срыва 3гр. о приближении к этому углу вам подскажет ручка или штурвал самолёт не вольно потянет на нос.  Не пытайтесь тянуть дальше чтобы удержаться в воздухе. Не знаю на сколько доходчиво пишу но думаю не бесполезно. Приборы это для полёта в сложных условиях где пилотирование проходит в строгих рамках крен не более, скорость не менее, высота безопасная.  В визуальном же полёте выживает тот кто может пилотировать без приборов.
Меня часто спрашивают а какая скорость высота была я к своему стыду как правило не могу ответить. Я не смотрю на приборы я сливаюсь с машиной, мы с ней один организм. Нет, нет, это не бравада разбиться могу, и я, но эта вероятность у меня меньше.
 

-Instr-

Мне нравится видеть результаты своего труда.
Откуда
г. Протвино
Уважаемый urii, а к которому часу налета Вы почувствовали, что "сливаетесь" с машиной? Подозреваю, что после не одной сотни часов. Свеже получивший свидетельство пилота бывший вчерашний курсант после 40 часов налета еще даже не знает дышит ли он во время выполнения посадки. Какое там чувство машины? Я согласен, что к этому надо стремиться, но иногда то что называется "ж..ой чувствую" при малом опыте может быть очень обманчивым.
 

fan444

Авиация это моя жизнь
Откуда
коломна
-Instr-  не знаю  как  у  Вас  проходили  обучение  курсанты, мои    мне  просто  стали  друзьями,  но  это  не  значит  ,  что  я  как  тупой  солдафон  их  пичкал  методичками  и  наказывал  за  это.  Методика  обучения  всегда имеет  гибкое  значение,  в зависимости  от  типа  характера  курсанта  ,  его  психофизических  особенностей  и  наконец  здорового  желания  освоить  самолет.  Методика  обучения  является  все  же  как  бы  основой,  но  совсем  не  обязательно  оголять  её  принципы  её  должен  знать  инструктор  ,  а  это  залог  правильного  обучения.
 
Лично мне в инструкторской работе помогло то, что в курсантские годы программа у меня тяжеловато шла поначалу. Поэтому "дубов" своих я понимал лучше. ;D Главное - не унижать человека. Не идет - повтори раз, другой, десятый. Если надо - отбери немного налета у хорошо успевающего и отдай туповатому - потом у него проклюнется в мозгу.  В общем, как где-то читал: "Хороший инструктор - как хороший садовник, он выращивает сад, а не жалуется на деревья."  :)
Вот как-то так.
 

MM

Ремонт и облет.
Хотяя не припомню чтобы нас учили по методике.
Перед началом работы с инструкторского кресла (1986г) проходили;
- методика летного обучения
- авиационная психология
- оборудование инстр. кабины и его эксплуатация
Далее зачет по этим предметам.
Далее приказ по части на допуск к пол. с инстр. каб. с закреплением за Вами инструктора.
Далее тренажи в инстр. кабине.
Далее вывозные, контрольные, тренировочные и методические полеты с инстр. кресла. В методических полетах в обязательном порядке отработка ввода и исправления отклонений по всем этапам и элементам. Ну и пилотирование с одновременной грамотной работой по СПУ.
Далее контрольный полет на допуск к инстр. раб.
Далее приказ по части на допуск к инстр. раб. по данному виду подготовки.
Далее приказ по части о закреплении за инструктором обучаемых.
Ну и само собой раз в 6 месяцев проверка инстр. навыков.
Кажись было так. Если что - поправьте.

И еще.
Были нормативы оценок по выдерживанию режима на всех элементах - "удовл"  "хор" "отл". При "совместном выполнении" необходимо было выдерживать режим не ниже "хор". Если обучаемый при "наблюдении" допускал выдерживание режима на ниже чем "удовл" - инструктор должен был взять управление на себя.   
 

Юрий Ер

Грамотный, не есть, умный.
Откуда
Ижевск
Хотяя не припомню чтобы нас учили по методике.
Перед началом работы с инструкторского кресла (1986г) проходили;
- методика летного обучения
- авиационная психология
- оборудование инстр. кабины и его эксплуатация
Далее зачет по этим предметам.
Далее приказ по части на допуск к пол. с инстр. каб. с закреплением за Вами инструктора.
Далее тренажи в инстр. кабине.
Далее вывозные, контрольные, тренировочные и методические полеты с инстр. кресла. В методических полетах в обязательном порядке отработка ввода и исправления отклонений по всем этапам и элементам. Ну и пилотирование с одновременной грамотной работой по СПУ.
Далее контрольный полет на допуск к инстр. раб.
Далее приказ по части на допуск к инстр. раб. по данному виду подготовки.
Далее приказ по части о закреплении за инструктором обучаемых.
Ну и само собой раз в 6 месяцев проверка инстр. навыков.
Кажись было так. Если что - поправьте.

И еще.
Были нормативы оценок по выдерживанию режима на всех элементах - "удовл"  "хор" "отл". При "совместном выполнении" необходимо было выдерживать режим не ниже "хор". Если обучаемый при "наблюдении" допускал выдерживание режима на ниже чем "удовл" - инструктор должен был взять управление на себя.   
Это, что вы пишете для галочки. Для сдачи зачётов и получения допуска.
Как говорится хотели как лучше а получилось как всегда. Так и в обучении, полётам.
Всё, что я помню из методики обучения..... Сели в самолёт инструктор показал как рулить..... понял? понял..... хотя не чего не понял. Что он там ногами сучит туда сюда педалями. Уловил лишь одно со слов инструктора разворот нужно упреждать. Всё поехали взлетаем. Первый, второй, разворот на третьем смотри на Т (не помню склько то градусов на Т) выполняем третий. Затем четвёртый определяем точку входа в глиссаду относительно точки выравнивания и пошли на снижение всё по капоту. И вот высота начала выравнивания переходим в горизон.... инструктор смотри пять метров несколько раз. запомнил уход на второй, новый заход теперь проход на высоте выравнивания, инструктор снова метр метр, смотри метр. новый заход уже с посадкой.  Понял? Понял, хоть ни чего и не понял но понял, что есть правила которым нужно научиться скорость, точка входа в глиссаду, высота выравнивания. Вот и вся метода а дальше отработка. Полёты и полёты. Ну вроде всё научили взлетать и садится. Ан нет, дальше зона и снова критерии Виражи  парашутирование. И снова основа капот на горизонт шарик в центре. Инструктор только подсказывает... шарик, шарик держи капот. Придёшь спина мокрая по началу, особенно когда виражи 45 и предельный вираж 52гр. идёт смена рулей и очень не просто удержать шарик в центре. Вот и вся метода.
Посмотрите на сколько она соответствует описанной вами. Ну процентов на 30. Нет я не против методы. Только метода это не для курсанта а для инструктора который должен передать эти знания курсанту. За годы существования авиации многие занимались бумаготворчеством и понаписали столько, что охватить сознанием не возможно особлыво в сложной аварийной ситуёвине. и вот здесь одна метода мастерство. А его как говорится не пропить. :) Можно прекрасно знать аэродинамику но не уметь летать даже знание формулы подъёмной силы не спасёт. Если ты не пилот, а, борт мешёк. (с дустом) :) Некоторые даже не знают что такое вираж. Для них что вираж что спираль одно и тоже. Сыплются со скольжением а самолёт не скоростной скольжения не любит. ну ладно пока хватит.
 
Эх,читал когда-то в сети наставление инструктору У2 1928г издания,жаль найти не могу....Вот это шедевр авиационной мысли!!
Поразила доходчивость старорежимного русского языка,без единого матерного слова ;D
Это ж надо быть каким поэтом деревянной авиации,чтоб прОняло "Альбатроса"через 80 лет... ::)
Хочется цитировать такие тексты для"художников"ручки и педалей с этой ветки ;)
Пусть они ни чего нового не узнают,так хотя бы прочувствуют,что предки были не только не дурнее вас,но ещё и много-много развитие в силу развитости "старорежимного"русского языка... :p
 

GALKA

"ОТ ВИНТО-ОВ!"
Вот у меня, как у инструктора, есть проблемы в обучении.
1. При первоначальном обучении на параплане ученики не хотят бежать быстро. Надо быстро -- а они семенят ножками.
2. Надо при прямом старте смотреть на купол -- а они смотрят под ноги.
Эти две проблемы у 9 из 10 обучаемых. Как с ними бороться -- пока не придумал.

3. Общая проблема для моих учеников-парапланеристов и дельталётчиков: не хотят изучать теорию. То есть я им доверяю учить самостоятельно, предоставляю литературу. "Клянутся, божатся" но не читают. В результате растёт потребный налёт. Как их сподвигнуть на самостоятельное чтение -- для меня пока не решённая проблема.

Кто какие педагогические методы применяет? И подскажет? Только не надо здесь, пожалуйста, неинструкторам распинаться, хочу услышать мнение инструкторов, выпустивших не один десяток курсантов, о ваших педагогических хитростях.
 

Roomas

Я люблю строить самолеты!
Вот у меня, как у инструктора, есть проблемы в обучении.
1. При первоначальном обучении на параплане ученики не хотят бежать быстро. Надо быстро -- а они семенят ножками.
2. Надо при прямом старте смотреть на купол -- а они смотрят под ноги.
Эти две проблемы у 9 из 10 обучаемых. Как с ними бороться -- пока не придумал.

3. Общая проблема для моих учеников-парапланеристов и дельталётчиков: не хотят изучать теорию. То есть я им доверяю учить самостоятельно, предоставляю литературу. "Клянутся, божатся" но не читают. В результате растёт потребный налёт. Как их сподвигнуть на самостоятельное чтение -- для меня пока не решённая проблема.

Кто какие педагогические методы применяет? И подскажет? Только не надо здесь, пожалуйста, неинструкторам распинаться, хочу услышать мнение инструкторов, выпустивших не один десяток курсантов, о ваших педагогических хитростях. 

Решить для себя что вам лучше. Возить их, пока не выработается устойчивая мышечная память и повторять им  при каждом занятии, все то, в теории, что они должны знать. 
Что, накрайняк, при человеческой недоходчивости, выгоднее инструктору. "Полет по кругу за ваши деньги, я могу рассказывать и показывать вам бесчисленное количество раз".  Или сесть за книжки вместе с ними, убедив, предварительно в том, что это делается не для того, что вы желаете над ними поиздеваться, а для их же безопасности. Потому, как теория без практики и практика без теории -  все науки кастрированные.
А кто как ножками бегает зависит от индивидуальной физической подготовки. 
 

Roomas

Я люблю строить самолеты!
только одного человека встретила, кто не скрывал своего имени. Когда спросили, сразу ответил, как зовут, где учился на чем летал, где работал и т.д. Остальным что, стыдно что ли?
 

-Instr-

Мне нравится видеть результаты своего труда.
Откуда
г. Протвино
-Instr-  не знаю  как  у  Вас  проходили  обучение  курсанты, мои    мне  просто  стали  друзьями,  но  это  не  значит  ,  что  я  как  тупой  солдафон  их  пичкал  методичками  и  наказывал  за  это.  Методика  обучения  всегда имеет  гибкое  значение,  в зависимости  от  типа  характера  курсанта  ,  его  психофизических  особенностей  и  наконец  здорового  желания  освоить  самолет.  Методика  обучения  является  все  же  как  бы  основой,  но  совсем  не  обязательно  оголять  её  принципы  её  должен  знать  инструктор  ,  а  это  залог  правильного  обучения.
Виктор, видимо Вы не совсем поняли, что я хотел донести.
 

-Instr-

Мне нравится видеть результаты своего труда.
Откуда
г. Протвино
только одного человека встретила, кто не скрывал своего имени. Когда спросили, сразу ответил, как зовут, где учился на чем летал, где работал и т.д. Остальным что, стыдно что ли?
Замечание сделано, но почему бы при этом не начать с себя?
http://aucofsla.ru/novosti/pervyiy-samostoyatelnyiy-konstantina-chaynikova.html
 

MM

Ремонт и облет.
Вот, нашел на нашем сайте. Полезно.
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1135457001/all
 

Roomas

Я люблю строить самолеты!
только одного человека встретила, кто не скрывал своего имени. Когда спросили, сразу ответил, как зовут, где учился на чем летал, где работал и т.д. Остальным что, стыдно что ли?
Замечание сделано, но почему бы при этом не начать с себя?
http://aucofsla.ru/novosti/pervyiy-samostoyatelnyiy-konstantina-chaynikova.html


Я летала на 1725. Отличный самолет. Кстати, похоже, вас, я вас в эфире слышала на прошлой неделе в четверг. Я на "Як-18Т" проходила точку. Мы еще гадали, кто это :)
 
Вверх