Нагрев композита при вакуумировании

Андрей Ластовенко

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Симферополь
         Использовал программку с форума разработанную Сутормином Евгением Ивановичем. И близко не вникал ни во что. Сказано заполнить голубые клеточки - заполнил (......покорми собак и не трогай кнопки....) Дальше третьей страницы половину написанного не понял. Заинтриговало - где-же качество по поводу которого столько разговоров?
          Крупноузловая сборка
          Ориентировочный вес пустого 63 кг. Без фонаря и приборов.
          Запас на электродвигатель и аккумулятор 40 кг.
          Габарит кофра выше
          Предполагаемая цена 12000 у.е
         
       
 

Вложения

Андрей Ластовенко

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Симферополь
            Полная версия. Разница в наличии фонаря и приборов.
            Силовая рама интегрированная.
            Блок пилота - съёмный.
            Крыло выставлено на 3 градуса с возможностью изменения +- 2 градуса.
            Центр тяжести 20% САХ с возможностью изменения +/ 20% САХ ( по 10% )
            Колесо одно не убираемое.
            При разборке - 6 марок
            Предполагаемая цена 16000 у.е.
 

Вложения

Откуда
Дубна
Рассчитайте лонжерон на случай А, спроектируите узел навески крыла....Этого будет достаточно, чтобы переосмыслить всю идеологию....Раз не верите!
 

медработник

Cтроил, строю и буду строить
Откуда
Краснодар
            Полная версия. Разница в наличии фонаря и приборов.
            Силовая рама интегрированная.
            Блок пилота - съёмный.
            Крыло выставлено на 3 градуса с возможностью изменения +- 2 градуса.
            Центр тяжести 20% САХ с возможностью изменения +/ 20% САХ ( по 10% )
            Колесо одно не убираемое.
            При разборке - 6 марок
            Предполагаемая цена 16000 у.е.
Как быстро растут кадры на форуме! А начинал так скромно, с какого-то нагрева, какого-то композита....
 

Andrzej

Я люблю строить модели самолетов!
На счет нагрева по первому посту. Не помню в каком источнике изучал сей вопрос. Суть была в том что при температуре близкой к 200 по Цельсию уголь разрушался частично (микроволокна) собственно и стекло не рекомендовалось так же (рассматривался сэндвич уголь-стекло). Обычно температуру отверждения видел в пределах 80-100 градусов. После  отверждения заготовка вынималась, остывала. Затем закаливалась при температуре 120. Но возможно это применимо только для моделистов... Хотя прочностные характеристики более чем приличные получались при малом весе. Ну и многое зависит от смолы. Есть как известно которые и не терпят термообработку
 

Андрей Ластовенко

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Симферополь
Добрый день.
        Спасибо Andrzej за по "существу".
        Как понимать "закаливалась"?
        По опыту работы с металлом рискну предположить, что процедура закалки задумана значительно повысить прочностные характеристики детали ( если материал заготовки в принципе предназначен для этого, в противном случае все изначально бесполезно ). При этом устранение неизбежных поводок , это целая история с географией.....Надеюсь вы понимаете последующий цикл всех видов обработки.
        Закалка тонкостенных конструкций с размерами 4000 х 800 х 0,7 мм. .....
        Закладка раскроенного препрега в матрицу - плавный нагрев в течении часа до 100 - 120 градусов и часов 20 на отпуск в прессе под вакуумом с выключенными тэнами - объяснимо и логично.
         
 

Hind

Sailplanes my love
Откуда
Москва
Для композитов холодного отверждения теория примерно такова. Отверждаете по рекомендациям изготовителя смолы. В процессе возникают разнообразные напряжения. Потом нагреваете чуть выше температуры стеклования (Tg). Смола размягчается и начинаяет немного "плыть" - напряжения снимаются. Мне доводилось слышать про термостатирование как не вынимая из матрицы, так и после снятия изделия, в специальном кондукторе. Так термостатировали планерное крыло целиком, т.е. не только после снятия корок с матрицы, но и после окончательной сборки.
 
P

PizzaHunter

Андрей Ластовенко:

Если вы хотите получить мегопрочный композит используя только вакуум и 180С, то покупайте безавтоклавные препреги Cytec или Hexcel или еще какие-то и будет результат.

Причем с режимом отверждения не нужно ничего изобретать, просто используйте то, что рекомендуют паспорта. Более того, NIAR Wichita предоставляет в открытом доступе результаты испытаний многих композитов, в т.ч. из таких препрегов.

Но для такого планера, как ваш, это типа постройки Шаттла в гараже.

Прогрев композитов на основе связующих холодного отверждения проводят для повышения мех. свойств и термостойкости. Практически у всех таких связующих повышается Tg, температура стеклования, но у разных по-разному. У некоторых "холодных" связующих для оснастки, типа Airtech Toolfusion 3, после термообработки Tg может достигать 200С.

У большинства смол, используемых самодельщиками, Tg не превышает 100С.

Hind, а откуда возникают напряжения при полимеризации? Разве что от усадки смолы, которая очень невелика (1-3%)
 

Hind

Sailplanes my love
Откуда
Москва
Я слегка удивлен... мне кажется, даже 1% усадки это исключительно много и возникновение напряжений в изделии объясняет полностью. Но есть же и другие факторы. Волокно в смоле не усаживается вообще никак - вот вам и источник напряжений. Матрица, в которой лежит изделие, тоже при отверждении не усаживается. Грубо говоря, формуете метровую деталь, она обязана усохнуть до 99мм, а матрица держит ее растянутой. Аж на 1мм. Как тут не возникнуть напряжению?
 

Андрей Ластовенко

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Симферополь
      Огромное спасибо Евгению и Кириллу за " по существу".
      Внимательно переспал с информацией по Cytec и Hexcel.
      Кстати , ранее подобной информации на форуме не встречал.
      0,8% на четыре метра это 32 мм. Ни фига себе. И это как минимум....
 
P

PizzaHunter

На практике такого не будет, не парьтесь. Это усадка объемная, линейная будет меньше.
 

Евгений Кондратов

Я люблю строить самолеты!
Если неверно сориентировать материал в ламинате, то и этих процентов хватит. Крутанет винтом так, что никакой термоотпуск в ложементах не поможет.
Так что париться-не париться, но учитывать нужно.
 

vert

Я строю вертолеты!
Откуда
Южный Урал
Коллеги! Небольшой вопрос по горячей выклейке, может кто сталкивался.
Основная выклейка угольного препрега 110 градусов -3 часа.
Возможно ли сделать предварительную опрессовку пакета под вакуумом, но чтобы он получился жестким для дальнейшей укладки? Т.е. чтобы пакет потом при 110 градусах в матрице снова размягчился и под давлением склеился с другим. Я дошел до 85 градусов  три часа, пакет полутвердый после остывания, но все равно через несколько часов разгибается. Может твердым, но незастывшим окончательно пакет вообще невозможно сделать?
 

Andrzej

Я люблю строить модели самолетов!
Добрый день.
        Спасибо Andrzej за по "существу".
        Как понимать "закаливалась"?
          
К сожалению с препрегами не работал как с ними обстоят дела не знаю. Я конкретно описал коротко, простая угольная лента ЭЛУР и стеклоткань типа Т-11. На счет закалки как поясняли мне - происходит окончательная полимеризация смолы и испарение остатков пластификатора. Ну и как пояснили в постах снимается лишнее напряжение в изделии. Использовали смолу К-153 показала себя при горячей формовке очень даже неплохо. Лучше показывает результаты прочности Larit. НО это в моем случае - я моделист. как с реальными аппаратами подобная технология работает увы не знаю, но не отказался бы поинтересоваться:)

С уважением
 

Andrzej

Я люблю строить модели самолетов!
на счет разгибания пакета вот не очень понял что именно хотите получить - жесткое изделие или выклейку в несколько слоев?  :) уж простите уже полчаса пытаюсь представить :)
 
P

PizzaHunter

vert, SiPreg?

Чтоб был твердым, но потом размягчался - вряд ли получится. А зачем вам такое, твердый пакет?

Обычно подпрессовывают вовсе при комнатной температуре, особенно если в связующем нет летучих.
 

vert

Я строю вертолеты!
Откуда
Южный Урал
У меня сложная пространственная  укладка в матрицу, чтобы упростить делается предварительная пропресовка пакетов под вакуумом на болванках(чтоб не расползались при основной выкладке.) Но сильно перегреть нельзя, т.к. окончательно может полимеризоваться. Вот и интересует может ли препрег иметь твердое промежуточное состояние или только мягкое.
При длительной укладке по времени первые уложенные пропрессованные пакеты начинают разгибаться обратно и портят всю картину.
 

леха (magnum)

Aeropract.ru
Откуда
Жуковский
Вот и интересует может ли препрег иметь твердое промежуточное состояние или только мягкое.
может, подвяливание называется на горячих смолах типа эдт-69, на камова так лопасти делают.

выдерживают при 80 градусах на болванках, пакеты, а потом собирают в матрицу уже и на 120 градусов в автоклав.
 
Вверх