И в этот раз расскажу не о аварии или происшествии, а моём наблюдении. Уже как два месяца, как хотел Вам расказать об этом.
Был ли я тогда дежурным руководителем полётов или просто на несколько часов на поле выехал - уже не помню. Но сидел я рядом с полем долго и с очень интересного ракурса наблюдал за рулёжкой, взлётами, пасадками и уходами на следующий круг как своих коллег по клубу, так и наших гостей.
К тому времени перечитал я многократно наш форум и другие источники по теме установки двигателей на самолёты. Углы поворота относительно продольной оси, положение относительно центра тяжести, центра давления, крутящие и гироскопические моменты...проявления всего этого, реакция на перемены загрузки, то есть работа газом. В общем сидел я смотрел и слушал, что делает пилот рулями и мотором, как реагирует самолёт и т.д....дельталёт наш тогда уже отремонтировали, но "добро" инструктра на самостоятельняе полеты с новым крылом я еще не получил и коротал время наблюдениями, изучениями и разговорами с коллегами на поле.
К тому времени я уже многократно слышал об отсосе пропеллером воздуха из-под крыла дельталёта, но не мог себе представить на сколько сильно и когда это проявляется. А у нашего дельталёта к тому же вектор тяги установлен над центром тяжести и он и так любит при даче газа носом клевать и высоту терять, если не парировать трапецией. Что и сколько там от отсоса - мне в плолётах не распознать было. А вот понаблюдая за коллегой - увидел.
Во время ухода на второй уруг, если, при сильном движке (у нас 80 -- 100лс) сильно быстро дать газу и не парировать трапецией, то и крыло, и телега клюют носом так, что и с земли заметно. Если парировать, то крыло обычно выдерживает положение, или всё таки слегка опускает заднюю кромку, но дельталет всё равно заметно проседает вплоть до касания колёсами земли.
Я думаю - это и есть проявление того отсоса воздуха из-под крыла, усиливающееся близостью земли. То есть, зажатый между крылом и землёй воздух начинает дополнительно отсасываться газанувшим пропеллером, что на околосрывных скоростях и с сильными движками ведёт к быстрой потере подъемной силы и просадке.
Помимо обыкновенного интереса к особенностям поведения дельталётов, я думаю, что это нужно особо учитывать при посадках на полосу с "неожиданными сюрьпризами" - ручей там, заяц в траве и т.п. А то газанув ждёшь обычно сразу набора скорости и высоты...но для неопытных есть ньюансы.