А вот еще один аппарат с похожим по конструкции крылом, имеющий лонжерон в передней кромке и фигурно натянутую заднюю кромку: Mike Markowski "Eagle" (было несколько модификаций, вплоть до Eagle IV, если не ошибаюсь):
Крыло этого аппарата выглядит наиболее родственным к планеру Платца. Точнее, такое крыло напрашивается, чтобы повысить его аэродинамическое качество. Сделать из него утку в компоновке Платца и может получиться вполне летабельный аппарат. Вообще-то таким принципом (толстый лонжерон в передней кромке) обладало также крыло известного Zenair Zipper, только у него конструкция еще более навороченная, с элеронами и дополнительными распорными трубками. По задней кромке проходил натянутый шнур, упирающийся в эти трубки для создания формы прямоугольного крыла. Правда и летал этот ультралайт вроде как неплохо.
А это габаритные размеры Eagle:
Что касается оригинального Платца, то народ делает разнообразные
воздушные змеи с такой компоновкой. Один из наиблее близких к оригиналу:
Но как несложно заметить по углу наклона нити, аэродинамическое качество у него примерно 1.07 единиц. Что чрезвычайно мало. Правда есть шанс, что снимок сделан в момент подъема, а не в максимально высокой точке. Но все равно по форме в плане они все напоминают обычные ромбовидные змеи, поэтому чудес от них ждать не стоит.
Еще нашелся любопытный документ об истории создания и первых тестовых полетах оригинального планера Платца:
http://www.lakesgc.co.uk/mainwebpages/Sailplane & Glider 1930 - 1955/Volume 21 No. 4 Apr 1953.pdf.
Вот самые интересные выдержки из него (насколько смог перевести, могут быть неточности):
Размах: 6.6 м
Площадь: 16 м2 (только непонятно, общая или основного крыла)
Масса: 40 кг
Собирается в пакет 3.3 х 0.35 х 0.25 м за 10-15 минут
Передняя изогнутая часть сделана из стальной трубы. К ней под сиденьем приварены короткие стальные трубки такого же диаметра, в которые вставляются деревянные сплошные лонжероны по 3.3 м каждая (отсюда общий размах 6.6 м!). В торчащий конец изогнутой трубы вставляется задняя деревянная балка.
Трубки ПГО соединяются болтом, на котором они могут вращаться вверх-вниз (видимо, речь о самом первом варианте, потому что на других фото видно, что эти трубки независимо висят на веревках).
Кроме запусков нескольких моделей и бросаний планера с дюны без нагрузки, было совершено порядка 50 бросков с мешком песка 75 кг, прежде чем был совершен первый пилотируемый полет. Планер зачастую при этом падал в море и жестко приземлялся на берег, но не ломался.
Интересное замечание - пилот (пилоты?) отмечали на удивление легкое управление этими "элеронами". Только непонятно - по тангажу (что понятно) или по всем двум осям, то есть и по крену тоже?
Далее автор в статье призывает поделиться соображениями о такой концепции планера (сверхдешевый и простой) авиационных специалистов и всех заинтересованых лиц. документ явно написан по результатам буквально первых дней испытаний. И на этом все, больше упоминаний о дальнешей судьбе этого планера в интернете не встречается (или мне не удалось найти). Были ли дальнейшие полеты и что вообще с ним дальше стало - неизвестно.
Мое личное мнение, что он просто оказался невостребованным из-за низкого аэродинамического качества. Это были времена расцвета планерной техники, ставились рекорды и с каждым аппаратом росло аэродинамическое качество тогдашних планеров (именно их возросшая сложность, цена и необходимость в поддержке: автомобиле, трейлере для перевозки и т.д., толкнули Платца изобретать свой вариант). А дельтапланов в современном виде и всей этой культуры сверхлегких планеров как сейчас, тогда в 1923 году просто еще не существовало.
Если же на таком планере достижимо аэродинамическое качество хотя бы 4-5 единиц (а лучше 6-8, что вряд ли конечно), то в современной интерпретации - с колесным шасси и толкающим моторчиком, может получиться довольно интересный вариант, имхо.
И возвращаясь к мысли о возможности путешествий на нем. А почему бы и нет? Выбирая спокойную погоду по вечерам. Все лучше, чем паратрайк. Это при условии, что он будет нормально летать со скороподъемностью не менее 1.5-2 м/с и нормально управляться. Если же балки сделать из дерева, то в случае поломки можно снять с него парус и двигатель (парамоторный движок ~10 кг), оставить деревяшки (дома еще можно настругать )) и добираться домой своим ходом хоть на машине, хоть на поезде с рюкзаком на плечах. Чем не вариант для путешествий? Лучше только ранцевый мотопараплан, но это отдельная и местами печальная история...
p.s. извиняюсь за много букв, ночью тянет иногда пофилосовствовать )).