Первый в мире перелет Берингова пролива на дельталетах в 1992 году!

Анатолий Коркач

Я люблю строить самолеты!
Случайно попал на страницу обсуждения перелета Берингова пролива в 1992 году. Шокирован вниманием к этой теме нашей летной братии. Был участником экспедиции и вместе с Женей Зозулей летел через пролив. Участие в экспедиции мне предложил Зозуля. В то время он производил мототележки в Запорожье, а мое крыло UFO было выбрано для комплектации СЛА. Одним совместным аппаратом мы рассчитались за участие в экспедиции и его пилотировал Женя Ананьин из Владивостока - организатор Экспедиции. На другом двухместном летели вместе с Зозулей. Первый этап пути летели с Провидения до Уелена на разных из двух своих аппаратах, практически техника была новая и облет проводили перед вылетом по маршруту. Ананьин первые полеты на нашей технике совершал перед перелетом через пролив Беринга. Это смахивало на аферу, но, как говорится, победителей не судят. Во время полета до Уелена приятно было наблюдать за гонками из собачнх упряжек, которые шли в обратном направлении из Аляски по нашей территории. Жаль, что не удалось с ними пообщаться. Добро на вылет через пролив ждали неделю. Погранцы меняли свое решение часто. и в основном не давали добро. Погода практически каждый день была летной и мы успели ввести в строй Ананьина. Стартовали через пролив неожиданно, когда дали окно  в 15 -20 минут. Летели в поселок Уэльс маршрутом севернее острова Ротмана. Сразу после старта потеряли из видимости остальных участников перелета, набрали 700 метров и через один час с небольшим коктейля эмоций, где страх был перемешан с чудными картинами торосов, льдин  и полыней, жуткими фантазиями вариантов вынужденной посадки и радости, что двигатель пока работает без перебоев. Когда увидели горы Аляски - радость переполнила все чувства. Кажись и на этот раз пронесло. Дул умеренные западный ветер и в роторе терять высоту было не сладко. Последние 20-30 км пути до высоты 400=500 м была облачность с небольшими просветами и береговую линию мы заметили, когда были в прямой видимости места приземления. Нас встретили американцы во главе с Майклом Джакобером и Володя Малышев, который сбалансировал свою тенику на скорость значительно выше и обогнал нас по маршруту задолго до Аляски практически после старта. Потом приземлились чехи . а Жени Ананьина все не было. Начали волноваться. Прошло еше томительных 20 минут. Ситуация накалялась. Были попытки связаться со спасательным вертолетом, и в самый критический момент услышали звук мотора и увидели подлетающего с северного направления Женю. Радости не было предела! Все живы! Как выяснилось, он заблудился в облачности и взял севернее после того, как увидел побережье. Хорошо сообразил вернуться. А то до следующего поселка тысячи миль.
В Уэльсе нас всех вместе приютила добродушная и гостеприимная семья Дэна Ричардсона - ветерана ВЬетнамской кампании, любителя авиации и просто замечательного человека. Впоследствии Дэн приобрел один из наших аппаратов для себя и мы успели дать ему основы пилотирования.
Продолжение следует. ::) :~) :~) :~) :~) :~)
 

shturman artur

Я люблю строить самолеты!
День добрый крылатые братья!!!Был знаком с 1988 года со многими участниками данного подвига а иначе и назвать нельзя!!С 2001 года являюсь председателем Приморской федерации СЛА и от трагически погибшего Аркадия Егоровича Яковлева мне достались некоторые документы о подготовке к перелету и сам маршрут т.е план полета.Многих уже нет в живых но листая пожелтевшие страницы с трепетом и восторгом понимаешь какой титанический труд был проделан одержимой командой!!!Мы с трепетом и уважением храним помять о мужестве всех кто это совершил!!! С уважением Шатских Артур.
 

Анатолий Коркач

Я люблю строить самолеты!
Cледующий этап перелета проходил без нашего с Зозулей участия, поскольку техника осталась у Дэна. Остальные три  экипажа с Уэльса успешно долетели в Ном. Там через некоторое время мы встретились с нашей группой поддержки и после нескольких дней показательных полетов в Номе успешно покинули доброжелательную Аляску. Было много увлекательных моментов  связанных с этими приключениями, но о них возможно подробнее со временем отдельным очерком.
Через пол года произошло неожиданное продолжение Аляскинского приключения. Летом  92 года Россия и США отмечали 50 летие лендлиза. Наша шестерка Русских Витязей из Кубинки летели на Аляску для участия в аэрошоу в Фаэрбенксе. Нам предложили заполнять паузы между пролетами СУ-27. После успешного приземления наших истребителей в аэропорту Аляски и ознакосления  американцев с нашей военной техникой американские пилоты отказались от полетов и все аэрошоу состоялось только при участии  СУ-27. Мы- это три экипажа СЛА также успешно полетали в перерывах, но сразу после аэрошоу покидать уютную Аляску отказались и остались путешествовать по Америке еще на полтора месяца. Это было достаточно захватывающим времяпровождением. Один из интересных эпизодов произошел после ночного пролета над военной авиабазой. На следующий день нас вычислили агенты , возможно ЦРУ, и спросили - Почему вы летаете без разрешения? Наш ответ их поразил. Мы пошутили, что в Нашей стране мы летаем без соответствующих документов всегда и везде, ведь в СССР мы свободные пилоты. Агенты попросили нас воздержаться несколько дней от полетов и написать бумагу с просьбой разрешить нам летать в определенных местах и до конца августа 92 г. Ровно через три дня на каждого пилота из Вашингтона было получено официальное разрешение на наши полеты. Лично я воспринял такое сообщение как невероятное. Было много неожиданного и интересного. Приключения продолжались. :cool:  :~)
 

aes

RIP
Откуда
Москва
Ровно через три дня на каждого пилота из Вашингтона было получено официальное разрешение на наши полеты. Лично я воспринял такое сообщение как невероятное.
Страна для людей?! Фантастика? - Нет, говорят что реальность!

Спасибо за Ваш перелёт. Такие страницы истории всегда вдохновляют...
 

Борис-52

Я люблю ремонтировать самолеты!
Откуда
Владивосток
В то время основным и массовым двигателем был РМЗ 640 (Буран) с гарантированной мощностью 28 л.с.  В умелых и заботливых руках это был надёжный железный друг.
 

S59

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Тверь
В те времена качество РМЗ-640 на несколько порядков было выше. По 200 часов налётывали без отказов. Потом начали гореть поршни .....ну итд.
 

GALKA

"ОТ ВИНТО-ОВ!"
Малышев, как я знаю, летел на 503-м Ротаксе. Тогда это был верх мечтаний.
Тележка была специально спроектирована и называлась "Россия". Посадка экипажа тандемная, но не совсем привычная. Второй пилот сидел на одном уровне с первым. Бак сварной аллюминиевый, сложной формы. Помню, Малышев объявил "лотерею", кто угадает точнее всех объём бака. Он оказался что-то около 50 л.
Много интересного слышал я от Малышева о том перелёте и до сих пор восхищаюсь смелость тех экипажей.
 

Борис-52

Я люблю ремонтировать самолеты!
Откуда
Владивосток
  Хочу рассказать на какой мотодельте совершал длительные тренировочные полеты руководитель перелета Ананьин Женя.
Мотодельта  была куплена в Уфе. Первые полеты на ней совершались на бывшем аэродроме  Майхе, это за пос. Штыково Приморского края. Первые же полеты выявили массу недостатков аппарата. Назову лишь те, которые отпечатались в памяти. Крошились зубья шестерён открытого редуктора, сделанного из шестерён мотоцикла ИЖ-Планета спорт,смазка зубьев осушествлялась капельницей . Моторама была выполнена ввиде безопорной консоли из-за чего разбивались отверстия крепленя в пилоне. Мотор РМЗ-640 с ведущей шестерней не имел строгой фиксации с рамкой ведомой шестерни, посаженой на неподвижный вал, а между ведущей шестернёй и хвостовиком коленвала было поставлено лезвие бритвы НЕВА.
  Из-за этого аппарата у нас с Женей была и первая ссора. Я должен был лететь в Уфу и купить мотодельту, т.к. был более технически подкован. Однако было поставлено два условия противоречащих друг другу. Аппарат должен быть обязательно куплен, но неисправный не покупать. Категорически отказался. Полетел Женя, купил. Долго не общались, злились. Но аппарат разваливался и мне пришлось смирить гордыню , выполнить на заводе все точные работы по доработке моторамы и редуктора. А продавцу я отослал письмо с замечаниями на двух листах.
 
В этом году исполнилось 20 лет перелету Берингова пролива на дельталетах.Вдохновителем и организатором этого международного проекта был Евгений Генадьевич Ананьин дельтапланерист,руководитель дельтаклуба "ДАЛЬНИЙ ВОСТОК" из Владивостока,к сожалению ныне покойный.В проекте ппринимали участие пилоты из Чехии,Украины,Ижевска,Хабаровска,спасатель и доктор из Магадана.Вот имена участников этого перелета:(Чешская команда) Иржи Зитка,Иржи Черны,оператор Михай Чорны.Пилоты из Украины: Сергей Зозуля,Алексендр Коркач. Пилоты из Ижевска: Евгений Попов,Владимир Малышев.Хабаровчанин Климкин Владимир Степанович.Доктор Аркадий Максимов и спасатель Александр Сарычев из Магадана.Кто  у нас помнит об этом?Сейчас по крупицам собираю информацию.Прошу откликнуться участников,всех кто что-то помнит изнает об этой экспедиции.С Уважением, Валерий Цыганков,город Хабаровск.e-mail:delta_amur@mail.ru
Добрый день!
Спасибо, Валерий, что помните об этом событии!
Членами чешской команды были пилот Иржи Зитка, сотрудник пражского ТВ Иржи Черный и оператор Михал Гибек.
Иржи Зитка успешно летает по сей день. Иржи Черный работает в г. Либерец (на севере Чехии).
Вот фото 2009 года (простите, другого нет) - встреча двух Иржи, Зитка - справа:


Михал Гибек / Michal Hybek / умер в октябре 2003 года от рака...
 

main marshal

Я люблю строить самолеты!
Иржи Зитка постоянный участник международных соревнований.
На фото момент взвешивания на ЧМ 2012 в Испании (11.08.12). Штурман Пётр Гронат.
О перелёте охотно рассказывал, и у него должен быть фильм о перелёте.
 

Вложения

Иржи Зитка постоянный участник международных соревнований.
На фото момент взвешивания на ЧМ 2012 в Испании (11.08.12). Штурман Пётр Гронат.
О перелёте охотно рассказывал, и у него должен быть фильм о перелёте.
 
Фильм и у меня есть... Чешский фильм.
А ведь был фильм, снятый и Приморским телевидением. И фильм во Владивостоке был показан тогда же, в 1992 году...
 
Попробую выложить одну из фотографий участников этой экспедиции (сорри за качество, цифровой техники тогда не было..):



На камне, справа налево: Сергей Зозуля (Украина), Евгений Ананьин (Владивосток), с флагом - Иржи Черный (Чехословакия), затрудняюсь в идентификации следующего героя..., в красной куртке - Михал Гибек. Внизу, если не ошибаюсь, Анатолий Коркач. Анатолий сам может подтвердить.)
Незадолго до перелета... Пока по отечественную сторону пролива..)
 
Дорогие Друзья!
Если Вас интересуют технические-специфические вопросы о Первом в мире перелете через Берингов пролив, прошу изложить их здесь и сейчас.
Я постараюсь связать Вас через этот замечательный форум с одним из геров перелета - Иржи Зиткой.
Не сомневаюсь, будет интересно..)
Просто пишите свои вопросы.
ELL.
:)
 

podval

Я люблю строить самолеты!
Я на ЗИКе для Малышева рессоры из титана заказывал для того перелета.Мы тоже выходит немного поучаствовали.
 
Вверх