За комплексным заключением в Акте индивидуальной оценки и подтверждения летной годности конкретных ВС необходимо обращаться в ЛИИ, в ЦАГИ, в СибНИИА, в МАК. Там есть специалисты, обладатели свидетельств экспертов-аудиторов Авиарегистра МАК, которые имеют полномочия в рамках своих организаций давать такие заключения. Полномочия этих специалистов подтверждены международными соглашениями между РФ и ИКАО. Эксперты-аудиторы АР МАК - это такие же специалисты, как DARы в U.S. - Designated Airworthiness Representative.
Есть одно препятствие: в отечественных АП-21 (в рамках которых могут осуществлять свою деятельность эксперты-аудиторы АР МАК) не прописаны процедуры подтверждения соответствия для самоделок - ВС, разработанных и построенных лицами, не имеющими лицензий на разработку и произвоство авиационной техники, разработавших и построивших в том числе ВС акробатической категории, ВС категории "ретро", прочие ВС с взлетной массой до 1800 кг,
для ВС, снятых с вооружения (МиГ-15),
для ВС, исключенных из реестра государственной авиации (Як-30, Як-32, Як-52, Як-52М, Як-152, Л-29, Л-39),
для исторических ВС (ЛИ-2, Ил-14),
для иностранных и отечественных серийных ВС с аннулированным сертификатом типа (Як-18Т, Ан-2, Цессна, Пайпер, Л-410),
для СЛА не типовой конструкции, предназначенных для полетов в целях АОН,
для УЛА, которые не подлежат освидетельствованию летной годности и соответственно не требуют от владельцев наличия пилотских свидетельств.
Необходимо предусмотреть оформление специальных СЛГ для перечисленных категорий ВС (кроме УЛА - FAR-103), в том числе экспериментальных СЛГ для самоделок и ВС, исключенных из реестра государственной авиации.
Для УЛА (парапланов, дельтапланов, мотопарапланов, мотодельтапланов) - разработать АП-103 или АП-22.
При наличии многочисленных обращений заявителей- владельцев авиатехники все выше перечисленные организаци могли бы подать официальный запрос в МАК для внесения изменений и разработки необходимых авиационных правил.
РАОПА, ФЛА и ОФСЛА могут подать консолидированную заявку в МАК на внесение в АП-21 необходимых изменений, но эти изменения должны быть согласованы с Минтрансом.
Одновременно или параллельно необходимо разрабатывать аналог ФАП-118 и готовить предложения для разработки Специального технического регламента (в форме Федерального закона) с возможностью его включения в кодифицированную Федеральную базу Электронного Правительства РФ с полной нормативно-правовой базой воздушного и авиационного законодательства.
Технические регламенты должны разрабатывать разработчики, производители и эксплуатанты авиатехники, а не Минтранс!
Уделом Росавиации и Минтранса должна стать разработка стандартов, консультативных циркуляров, положений, инструкций, "разжевывающих" чисто оформительские процедуры - регистрации ВС, площадок, аэродромов, оформление СЛГ, оформление пилотских свидетельств, разработки правил оформления эксплуатационной документации, доказательной документации при подтверждении соответствия ВС требованиям летной годности и прочих РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫХ документов.