Предлагаются к постройке одно- двухместный мотопланер-амфибия
короткого взлёта и посадки, использующий для этой цели управляемую
решётку крыльев Бартини, и планер первоначального обучения с
управляемой решёткой крыльев.
Введение
Решётка крыльев Бартини широко известна в очень узких кругах
специалистов, занимающихся одновременно аэродинамикой и
тепломассопереносом. Как всякая решётка крыльев, решётка крыльев
Бартини является однорежимной и, как правило, используется для создания
максимальной подъёмной силы. Удачными примерами применения решётки
крыльев на учебных планерах являются учебные планера БРО-А-7, БРО-17,
БРО-18, БРО-20, БРО-21
Небольшая предыстория. В 1989 . . . 1990 годах была сделана
небольшая партия учебных планеров на замену БРО-11М с решёткой
крыльев из 2- крыльев, где заднее крыло составляло 35% от переднего и
имело большую степень перемещений по осям X и Y. В результате продувок
в аэродинамической трубе выяснилось, что на заднем крыле поток НИКОГДА
не срывается вплоть до углов атаки в 90[ch730]. При определённых углах атаки и
углах отклонения заднего крыла относительно переднего разворот
набегающего потока составлял практически 90 [ch730]. Для учебного планера это
было то, что нужно. В полётах выяснилось:
Планер никогда не срывается в штопор;
[ch61485] Посадочная скорость, в зависимости от веса пилота, составляла
от 24км/час до 29 км/час;
[ch61485] Планер очень быстро на планировании разгонялся до 140 км/час
с лёгким курсантом и до 170 км/час с тяжёлым инструктором.
Если с посадочной скоростью всё было ожидаемо (cy на посадке
составил 3,9), то с разгоном скорости тогда было просто необъяснимо.
Аэродинамическое качество оказалось около 35, что, как говорится, ни в
одни ворота не лезет. В результате просто запретили на полётах разгонять
курсантов свыше 40 км/час. Ни один аэродинамик не смог объяснить этого
явления. Ответ нашёлся при изучении трудов Анри Коанда и
Роберта Ди Бартини, а похожий на правду расчёт был сделан методами
физики сплошной среды специалистом по тепломассопереносу, спустя почти
15 лет после того, как это явление было обнаружено. Кстати, эти планера последний раз летали на соревнованиях Юношеских Планерных Школ в 2000
году.
В 2006 году на основании эти расчётов было проведено
аэродинамическое проектирование управляемой решётки крыльев, которая
стала многорежимной и даёт возможность получить как максимальную
подъёмную силу на взлёте и посадке, так и минимальное сопротивление на
крейсерских режимах полёта. В 2009 . . . 2011 годах было проведено
поисковое конструирование лёгкого 2-х местного самолёта с целью выявить
проблемы при конструировании самолёта подобного типа и в первом
приближении определить нагрузки на элементы конструкции и вес самолёта.
Предложение
1 Учебный планер, буксируемый лебёдкой Макарова или чем-то
аналогичным.
Преимущества такого планера перед планерами БРО-11М, БРО-23. по сравнению с БРО-11М простота изготовления и ремонта;
очень малая чувствительность к условиям хранения и
эксплуатации;
малая масса планера (расчётная масса планера 65 кг);
по сравнению с БРО-11М и БРО-23 – возможность регулировать
на земле располагаемый су мах, изменяя взаимное положение крыльев (а для
продвинутых – управляя им в полёте), тем самым делая планер либо
медленнолетающим, либо более скоростным с более высоким
аэродинамическим качеством;
высокая скорость восстановления планера после аварии (мы
свой планер с разрушенной хвостовой фермой и оторванной по крепление
подкоса половиной крыла не особо напрягаясь отремонтировали за вечер и
утром снова на нём летали).
2 Мотопланер-амфибия одно- двухместный.
Предназначен для индивидуальных полётов как в районе аэродрома,
так и для маршрутных полётов. В одноместном варианте помимо пилота
массой до 120 кг, мотопланер может взять до 100 кг полезной нагрузки в
багажнике. При установке в багажник съёмного сиденья мотопланер может
стать двухместным. Ненадолго. Мотопланер предназначен для эксплуатации
с неподготовленных площадок и водоёмов. Благодаря управляемой решётке
крыльев мотопланер имеет очень крутые траектории взлёта и посадки. В полётах над аэродромом с одним пилотом мотопланер позволяет выполнять все фигуры сложного пилотажа «по планерному». В штопор планер не срывается ни при каких условиях, сохраняя управляемость по крену абсолютно всегда. Амфибийность планеру придана для расширения вариантов базирования.
При использовании преимущественно в одноместном варианте
достаточно двигателя мощностью 28 . . . 30 л.с. В двухместном или с большим грузом в багажнике необходима мощность не менее 45 . . . 50 л.с.
все фигуры сложного пилотажа «по планерному». В штопор планер несрывается ни при каких условиях, сохраняя управляемость по крену
абсолютно всегда.