Строительство по мотивам Zodiac CH 650

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
И пошло и поехало..русский самолёт
Давай не будем,Миш,говорить о том,чего не знаешь наверняка.
Как-то провели эксперимент по совместному патрулированию F-15 и Су-27:летали они вместе,летали - на F-15 запрашивают конец патрулирования т.к.пора сбрасывать подвесные баки,которые тоже денег стоят;Су-27 летит как ни в чем не бывало.По приказу начальства F-15,сбросив баки,продолжил патрулирование,спустя какое-то время F-15 опять просится домой т.к керосин кончается - делать нечего,его отпустили,а "сучок",вообще не имеющий подвесных баков в принципе,еще часок поболтался в одиночку.
Или сравни F-35 и наш Як-141 - ничего общего не находишь?При этом факт,что наши не драли:что бы это могло значить?
     Так что давай продолжим о наших мелкопрульных - здесь,так как всю жизнь занимались постройкой таких совершенно свободно,в отличие от нас,где и сейчас мелочевку душат как только могут - тягаться и вправду,сложно.
Но потенциал и амбиции имеются и...все еще впереди:для того,в частности, и стираю пальцы об клаву здесь .
 

kvadratov

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
В  продолжение  разговора  -  выложу  ещё  несколько  фото  -  показывающих  промежуточные  моменты  сборки.  Они  просто  жили  на  другой  флешке  и  я  их  не  сразу  нашол. На  этих  фото  -  лучше  показана  нижняя  сторона  лонжерона.









Ну  и  ещё  раз  посмотрим  на  американский  чертёж 
и  на  наш  ре...  -  я  хотел  сказать  комель  лонжерона   :)  :



Тупо  по  прочности  -  мне  думается  что  счёт  2 : 1  в  нашу  пользу.  Нужна  ли  такая  здоровенная  прибабаха  -  незнаю...   Но  с  точки  зрения  того  что  это  самый  нагруженный  разъёмный  узел  во  всей  конструкции - наверно  так  спокойнее.  А  то  я  чешусь  когда  вижу  как  люди  строят  вот  такие  вещи  :



и  даже  летают  на  них...  Дай  Бог  им  удачи....

Ну  а  на  счёт  подреза  без  галтели  -  напишу  чуть  ниже.
Про  подрез  -  меня  сперва  тоже  немного  смутило  -  но  потом  я  нашол  объяснение  -  которое  меня  почти  убедило  что  ничего  криминального  в  этом  узле  нет.  Сейчас  сделаю  картинку  -  и  продолжу.
 

557

....а летать еще интереснее...<br<br />/&
Откуда
Байкал
... причём это правило хорошего тона... даже у Хайнца...который практически всё на риветах собирает... но лонжерон это святое.
 

Rafis

Я люблю этот Форум!
Откуда
globe
А в оригинале лонжерон полнотелыми заклепками вроде клепают?
Да и это правильно!
Непонятно назначение такого большого количества заклепок по середине стенки.
Можно показать, на цифрах, каким образом получаются 34 тонны?
 

ded

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Украина
... причём это правило хорошего тона... даже у Хайнца...который практически всё на риветах собирает... но лонжерон это святое.
Владиленович вернулся! А я думал ты уволился. И де столько
пропадать можно :mad:
 
Y

yropolkow

Уважаемый "Квадратов" Пожалуйста дайте ответы на мои вопросы. Очень необходимо...
Извините за настойчивость .
Можете в принципе ответить мне личным сообщением.....



У меня много вопросов наивных....
Вот это все покрашенное (нервюры и части лонжерона)  или прогрунтовано?
И еще вопрос.
Уголки вбок нервюры, это по  чертежам или и есть то самое усиления.
И еще пару вопросов.
Почему болты на лонжеронах не зашплинтованы или не залиты? ,
И почему все таки в ответственном узле как само крыло решили использовать вытяжные заклепки?
Это не как критика....
Это просто здоровый интерес...
Дабы позаимствовать опыт.
Заранее спасибо.

P.S.  И еще дилетантский вопрос, как вы так ровно обрезали такие длинные и толстые полоски алюминия на самом лонжероне.

С уважением    ::)
 

kvadratov

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
Yaropolk -  я  постараюсь  ответить  на  все  Ваши  вопросы.
Однако  не  на  все  моментально.
Чем  окрашен  дюраль  -  в  общем  это  краска.  Я  держал  в  руках  эту  банку  с  краской  цвета  типа  слоновой  кости  -  но  как  она  правильно  называется  -  убей  Бог  не  помню.  Уточню - и  тогда -  напишу  точно.

Американческие  чертежи  -  можно  видеть  в  ответе № 3 ( сверху  2  чертежа ).  Наша  конструкция  лонжерона -  мягко  говоря  сильно  расходится  с  американским  чертежом.... На  второй  картинке  снизу  в  посте  № 22  -  это  сильно  заметно.

Все  отверстия  просверлены  в  2  сверла  и  затем  обработаны  развёрткой.  Потом  всё  разобрано  -  зачишены  фаски  отверстий  -  удалена  стружка  -  и  всё  собрано  снова.  При  установке  болтов  -  они  вставлены  на  резьбовом  анаэробном  герметике.  Гайки  -  закручены  тоже  с  анаэробным  герметиком.  Он  не  виден  на  фото  -  но  открутить  что  либо  обратно  -  не  есть  так  просто  как  кажется.  Для  этого  нужно  злобно  постараться.

Нержавейка  нарублена  на  гильотине  на  танковом  заводе.
Там  можно  и  нетакое  порубить - порезать  -  хоть  вдоль  -  хоть  поперёк  достаточно  ровно.  Для  резки  всего  что  приходится  резать  по  месту  -  применяются  (  в  зависимости  от  толшщины  и  злобности  материала )  -  ножницы  по  металлу  -  ножовка  -  электрический  ручной  лобзик  -  болгарка.

Идея  про  подрез  полок  -  немного  всёже  поколебала  мою  уверенность  в  конструкции.  Дальнейший  комментарий  -  будет  после  нового  перерассчёта.

Про  нержавейку  -   толстые  полосы  по  своим  свойствам  -  типа  ХГСА 30 .  Длинные  линейки  -  более  пластичная  нержавейка  -  типа  применяющейся  в  пищевой  промышленности  для  изготовления  ёмкостей.

Усилительные  уголки ( цветные ) сбоку  нервюр  -  покрашены  автомобильной  краской  из  балончика.  Красились  отдельно  от  остального  -  компрессор  для  них  запускать  тоскливо  было.  Но  одновременно  -  получилась  цветовая  маркировка.  При  сборке  проще  не  перепутать  что  есть  что.  Эти  уголки  есть  в  американских  чертежах.
Вот  фрагмент  :
 

Вложения

Y

yropolkow

Огромное вам спасибо.......
Ваш ответ был весьма полезным...
Сам только начал работать с алюминием, так.... пару идей у вас стырить.....
 

kvadratov

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
А в оригинале лонжерон полнотелыми заклепками вроде клепают?
В  оригинале  -  да.  Однако  у  нас  заклёпки  в  лонжероне  стальные....  И  начинаются  они  вобщето  довольно  далеко  от  комля  лонжерона....   А  ближе  к  комлю  -  стальные  болты  однако...
 

kurch

Я люблю летать на самолётах
kvadratov сказал(а):
А в оригинале лонжерон полнотелыми заклепками вроде клепают?
В  оригинале  -  да.  Однако  у  нас  заклёпки  в  лонжероне  стальные....  И  начинаются  они  вобщето  довольно  далеко  от  комля  лонжерона....   А  ближе  к  комлю  -  стальные  болты  однако...
Какая чудная пара.Что думаете про коррозию?
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
Какая чудная пара.Что думаете про коррозию?
А что Вы,Сергей,думаете про коррозию миллионов пар "бронзовая втулка-дюралевый кронштейн"?Потенциал-то этой пары куда больше,чем пары "железо-алюминий".Или - полная аналогия:стальной кронштейн,приклепанный к дюралевому каркасу?Но ничего - справляются,изолируя сопрягаемые поверхности.
 

kvadratov

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
Несколько  слов  про  коррозию.  В  любом  случае  -  построить  самолёт  в  котором  нет  гальванических  пар  -  почти  невозможно.  Были  конечно  самолёты ( Сталь - 6 ) товарища  Барини  -  полностью  сваренные  контактной  сваркой  из  нержавейки....   Но  повторить  такой  фортель  в  гараже  -  никому  кажется  не  удавалось...

При  постройке  самолёта  -  неизбежно  получится  что  некоторое  количество  болтов  или  заклёпок  из  стали  -  будет  установлено  в  алюминиевые   ( дюралевые )  детали.  Всё  что  можно  -  покрашено  и  промазано  анаэробным  герметиком....   Коррозионное  разрушение  -  будет.  Когдато.  Вечных  конструкций  практически  не  бывает.  А  какой  ресурс  -  Вам  требуется ?   Родной  Зодиак  из  кита  -  тоже  когдато  потеряет  свойство  лётной  годности....   Кстати  -  условия  эксплуотации  -  например  -  на  Аляске  или  в  засушливой  Неваде  -  думаю  могут  сильно  повлиять  на  живучесть  конструкции.

Далее  про  окраску  -  я  спросил  товариша  -  который  непосредственно  всё  красил  -  так  как  сам  не  обратил  внимания  на  марку  краски.  Ответ  дословно  - " Покрашено - алкидная эмаль, фирмы какой-то "ТЕХ", что ли... Одна из дешевых в магазине Краута. Алкидка хорошо строит на люмини, оцинковке и т.п. гадости. сохнет долго - 24 часа честных...  "
С  точки  зрения  окраски  -  алюминий  и  оцинковка  -  точно  гадость... Оцинковка  в  самолёте  -  естественно  не  применяется.  Упомянута  в  связи  со  свойствами  краски.
«К-Раута»  -  магазин  в  СПБ.  Краска  данная  была  ранее  опробована  при  покраске  различных  конструкций  и  мы  решили  что  она  имеет  вполне  достаточные  свойства  для  защиты  нашей  конструкции.  Не  сомневаюсь  -  что  есть  патентованные  авиационные  грунтовки  и  краски  -  лучшего  качества.  Но  они  гдето  -  там.  Мы  выбрали  доступный  вариант -  который  нас  устраивает.  Если  есть  сомнения  -  думаю  проявив  некоторую  настойчивость  -  найти  в  интернете  патентованные  лакокрасочные  материалы  для  самолёта  не  великая  проблема.
 

Айрат

Я люблю строить самолеты!
Откуда
г Дубна
Можно показать, на цифрах, каким образом получаются 34 тонны? 
Rafis, Вы невнимательно следите за развитием темы. Прикиньте сколько будет весить весь пепелац,если применение стальных элементов будет так же продолжаться в конструкции;потом снова усиливать придётся, опять же сталью танковой. Полученный вес умножаем на заявленные 10ж... Ещё уложиться бы в 34т. ;) ;D :eek:  :(

Наверное во всех авиационных ВУЗах на вечере первокурсника вывешивают плакаты с изображением самолёта в видении аэродинамика - этакая гладенькая вытянутая капелька, технолога - квадратный ящик из листа и уголка собранный на заклёпках, прочниста - нечто из рельсов и швеллеров на ВООТ таких болтах..., там ещё вооруженец, приборист,... ну и наконец конструктор, который это всё должен объединить... В товарищах явно преобладают прочнисты и технологи.....

   Простите, если кого некорректно задел...
 
А в оригинале лонжерон полнотелыми заклепками вроде клепают?
Да и это правильно!
Непонятно назначение такого большого количества заклепок по середине стенки.
Можно показать, на цифрах, каким образом получаются 34 тонны? 
Рафыс
ты спецалист по этому делу..
мож в работе Квадратого много железа и заклёпок,
но выглядит красиво...и семетрично...(я ничего в металических  или деревяных структурах самолёта не понимаю)
навгляд ...всё у него чисто!!
 

kvadratov

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
Гайки можно контрить кернением в 3-х точках.
Берут  меня  сомнения....  Про  авиационные  гайки  имеющие  деформированныю  выступающую  часть  -  противостоящую  самопроизвольному  отворачиванию  -  говорить  не  буду  тут  все  их  думаю  видели.  Но  это  не  способ  КЕРНЕНИЯ.
  Я  встречал  закреплённые  кернением  шляпки  потайных  винтов.  Результаты  -  так  себе...
Я  имел  дело  с  колёсными  гайками  от  квадрацикла  Кавасаки.  Они  были  деформированы  ударом  пресса...  Трёхгранный  отпечаток  штампа  делал  их  некруглыми  внутри  и  они  плохо  заворачивались  и  плохо  откручивались....  Жрали  резьбу...  Ну  вобщем  -  примерно  как  с  авиагайками ....

Хочу  увидеть  фотографию  как  можно  эффективно  закернить  гайку  на  болте  М 6.  Пока  не  увижу  -  не  поверю.  Контровочные  пластины  и  проволоку  не  предлагать.  Это  -  знаю.  Хочу  -  про  кернение  в  3  точках  !  Гайку  в  студию.

Деформированные  гайки  -  нелюблю.  Не  чувствую  в  них  гарантий  безопасности.  На  рисунке  -  паказано  как  примерно  была  предварительно  деформирована  колёсная  гайка  от  квадрацикла  :

(Кажется  она  была  на  10  или  12  -  с  нестандартным  шагом...  Мелкая  дюймовая  -  скорее  всего...  Тарантас  был  изготовлен  -  собственно  в  штате  Висконсин  -  по  лицензии  -  если  мне  память  не  изменяет  )
 

Вложения

kvadratov

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
Айрат  -  вы  никого  не  задели.  Я  знаю  что  всё  можно  довести  до  абсурда  2  способами...  Очень  недо  или  сильно  пере - стараться... Почти   всех  можно  обвинить  в  том  что  они  либо  строят  из  спичинок  и  бумаги  -  либо  из  чугунных  рельс  и  котельного  железа....  С  золотой  серединой  всегда  сложно. Я  ожидал  такой  реакции.  Действительно  в  нашей  команде  -  технологи  и  прочнисты  -  берут  верх. Однако  кроме  реально  усиленных  узлов  крепления  крыльев  и  переработанного  лонжерона  -  остальные  усилительные  элементы  будут  не  очень  развиты.  Думаю  что  общий  вес  конструкции  врятли  будет  сильно  отличаться  от  стандартного  самолёта  из  кита.  Жаль  что  никто  не  может  сказать  сколько  весит  лонжерон  собранный  из  кита.  Интересно  былобы  сравнить  вес  нашего  и  фирменного лонжерона.  Вобще  изучение  доступных  чертежей  наводит  на  мысль  что  самолёт  всёже  был  разработан  несколько  игрушечно.  Это  не  Дуглас  :)  И  не  Zlin 226....  И  не  Cessna 182....
Зато  его  реально  построить  в  гараже....  Зато  это  более  бюджетный  вариант...  Но  всёже  -  кое  что  усилить  и  применить  жосткую  проводку  управления  очень  хочется.

Пару  слов  пр  2  ряда  заклёпок  на  листе  лонжерона.  Я  гдето  читал  про  толщину  листа  лонжерона...   гдето  мелькала  информация  про  1.5 мм ...   В  общедоступных  чертежах  толщина  листа  -  как  видно  вежливо  умалчивается....  Короче  -  лист  в  нашем  случае  наборный  -  сначала  3  слоя  по  0.5  -  а  затем  2  слоя.  так  что  назначение  2  рядов  заклёпок  -  сплотить  листы.

Пару  слов  про  прочность .  * Подрез * ( на  уголках )  про  который  здесь  говорилось  можно  не  брать  в  рассчёт. Если  посчитать  прочность  нержавейных  накладок  -  выходит  следующее :  размер  накладки  45  на  6  мм.  Болт  М 10.  Считаем  сечение  по  отверстию  -  35 на  6  мм.  Принимая  прочность  нержавейки  за  90  кгс / мм 2 -  35х6=210 кв.мм.  210х90=18900, ну почти 19 тонн. должна держать одна пластина, две = 37т.800кг.  Если  считать  по  стали  25ХГСА  -  ( 80 кгс / мм 2 ) -  210х80=16т800кг.  умножить  на  2  -  будет  33т 600 кг...  -  по  самым  скромным  подсчётам. Всё  что  может  нести  дюраль  -  между  пластин  -  это  чистый  бонус.  Без  этих  хвостиков  дюраля  -  самолёт  будет  летать  без  вопросов.   Ещё  я  не  посчитал  вобще  -  2  нержавейных  линейки  -  которые  там  есть.  Зачтём  тоже  в  бонус.  Это  какбы  -  ориентировочная  цифирь  про  34  тонны  разрушающего  усилия....

Честно  говоря  -  я  пока  больше  думаю  про  то  -  какие  поставить  болты...  3  болта  М 10  -  презонных  -  скорее  всего  с  первой  мелкой  резьбой  на  конце  -  и  термообработанные....  Ну  в  смысле  с  каждой  стороны  три  вверху  -  три  внизу  -  итого  12....  Первое  что  приходит  на  ум  -  шатунные  блоты  от  мотора  ЗИЛ....  Или  аналогичного  рода  шатунные  болты  от  какогото  чешского  дизеля  у  меня  были  на  даче...  только  длинее...
Пока  не  нашол  на  ЗИЛовские  болты  описания ...  Или  может  из  авиа  запчастей  что  можно  подобрать....  Кто  знает  -  в  запчастях  от  мотора  М - 14  или  в  целом  от  ЯКа  -  подходящие  по  прочности  и  размерам - болты  есть  ?  Хотелось  бы  найти  готовые  -  как  вариант  можно  заказать  на  Энергомаше  или  на  Хруничева - однако  хоть  ходы  туда  и  есть  но  всегда  это  долго  и  мытарно....

Про  нагрузку  которая  может  воздействовать  на  крыло  -  можно  прикинуть  что  получится....  Как  считать  лонжерон  -  есть  чудная  тема :
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1251471752/0
( смотрим  про  часть  крыла  -  после  подкоса )
Я  лучше  не  напишу.  Есть  и  книги  где  рассчёты  нагружения  балок  описаны....  Для  прикидок  можно  взять  пол  тонны  веса  -  размеры  крыла  -  10 ж  перегузки  и  коэффициент  запаса  прочности  1.5.  У  меня  всё  сходится  в  разумных  пределах.  Хотя  я  неуверен  что  такие  перегрузки  ктото  будет  пытаться  выжать  из  нашего  аппарата.  Фанатов  аэробатики  -  у  нас  пока  нет.
Подозреваю  -  может  сложиться  что  полётная  перегрузка  никогда  не  достигнет  6ж....   Ну  остальное  -  на  всякий  пожарный  случай....
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
Принимая  прочность  нержавейки  за  90  кгс / мм 2
Назовите марку нержавейки...если не трудно.
То,что обычно обзывают этим термином - 12Х18Н10Т,- имеет примерно вдвое меньшую прочность.
 
Вверх