Познакомился с этой веткой и захотелось поделиться своими соображениями(или предостережениями) с Би Ди -строителями , а особенно с пилотами этих аппаратов.
Проблемы общие относятся к любым малоразмерным аппаратам с высокой удельной нагрузкой на несущие поверхности( с-ты Б Д, Кри-Кри и т.п.). Эти проблемы давно и очень хорошо решены на беспилотных автоматич. ЛА. Это мощнейшие разработки ТАУ и САУ(теор. автомати. управления и системы автом. управления).
Для с-тов с взл-пос скоростями 110-140км\ч и размахом меньше 6м есть опасность приблизиться к пределу человеческих возможностей по скорости мышления-реакции, т.е. резко возрастают профессиональные требования к подготовке пилота. Увеличение запасов устойчивости, уменьшение управляющих воздействий, повышение "чувствительности" управления и другие меры ничего не дают в плане повышения безопасности.
В ТАУ есть такой критерий "постоянная времени"(един. измерения-секунды). Я уже не помню точно определения, но смысл этого понятия в том, за какое время аппарат реагирует на воздействие(внешн. или управляющее-не суть) с определённым затуханием. Если очень грубо упростить смысл, то это время на которое пилот может отвлечься от управления не рискуя потерять контроль над ситуацией. Так вот если сравнить БД со всеми любимым АН-2,то это раз в десять меньше, с упомянутыми выше "Арбузами" - раз так в 30-40. Т.е. пилот должен быть более напряжён и соображать раз в десять быстрее(реагировать соответственно тоже).
С уменьшением размеров ЛА снижаются демпфирующие свойства поверхностей(почти в квадрате),с увеличением удельной нагрузки тоже(чуть меньше зависимость).С ростом скорости управляющие моменты растут в квадрате от скорости, а демпфирующие почти линейно(статическая устойчивость растёт в квадрате,но я хочу обратить внимание на суммарный эффект).
С уменьшением размеров уменьшаются моменты инерции(как неоднократно отмечалось участниками форума) - а это очень существенно наряду с уменьшением демпфирующих моментов( эти два параметра в основном и снижают постоянную времени)
Проще выражаясь, аппарат становится вёртким.Необязательно способным на большие угловые скорости, как пилотажные с-ты,(с увеличением угловых скоростей демпфирующие моменты сильно растут и не дают аппарату раскрутиться),но способным на очень большие угловые ускорения в момент "дачи руля",т.е. аппарат становится очень чувствительным по управлению и это не из-за черезмерной управляемости , это особенности малоразмерных ЛА.
И управлять таким ЛА(что-то у меня не поворачивается язык назвать его самолётом- ну не может он сам летать
) без сложной автоматики ну очень.....
При попадании в срывные режимы всё тоже будет развиваться очень быстро.
Если вы строите такой аппарат, я настоятельно рекомендую обратиться к специалистам по ТАУ иСАУ, просчитать аппарат и оценить свои возможности по управлению им.
С уважением, Айрат.