Эксплуатация паруса из трилама, посоветуйте.

-сергей

Я люблю летать.
Пока вроде разницы нет
А как же страшилки вроде той, что в 8-м посте?
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1266485283/0#0
Не знаю, может я несколько лет назад замерял, время сейчас летит быстро.
Завтра замерю и отпишусь.
Но один лоскут висит под растяжкой довольно таки мощной пружины и ни чего , пока не порвался.
 

-сергей

Я люблю летать.
Не выдержал, сходил сейчас посмотрел.
Признаю был не прав, ткань рвётся но только если рвать поперёк, вдоль полоску руками разорвать не удаётся.
2-3 мм полоска рвётся руками а хранящийся в ангаре образец не разрывается. То есть отличие уже существенное, но это после 6 лет круглогодичного и круглосуточного висения на улице.

Ещё. Полоска находящаяся под напряжением рвётся легче хоть и выглядит лучше.
Разницу завтра замерю. Суть эксперимента как раз была в этом.
 

Вложения

Апогей-16М

Я люблю летать ... под облаками!!!
Хотел ответить более развёрнуто, но как только Вы, Сергей, начали приводить в пример опыты со своими образцами понял, что объяснять придётся долго ... и если Вы захотите узнать больше о современных материалах, то всё же поковыряете инет или свяжетесь с ВМ.
Добавлю только, что ламинаты существенно улучшают аэродинамику крыльев и за это приходится платить - это стоимость самого ламината и научиться аккуратно скручивать плоскости полукрыльев!
И да, выше на первых фото человек не сильно заморачивался при складывании паруса и  крыла в  6-ти метровый чехол.
Никого не хотел обидеть!
Три  фото в качестве примера - один из способов, как скручивать парус. Вдвоём это делается ещё легче.
 

Вложения

-сергей

Я люблю летать.
Замерил на разрыв.
Не всё так печально.
Разрывалась только ткань без усилительных нитей.
И так.
Подпружиненная          4,5 кг
Свободно подвешенная 5,5 кг
Хранящаяся в сарае.     11,5 кг
То есть за 6 лет потеря прочности при хранении под открытым небом чуть более чем в два раза.
Как я и утверждал ткань под нагрузкой (растяжение) потеряла прочность сильнее ( на 20%).

Получается что при хранении под открытым небом круглогодично
за год это 4380 часов хранения в светлое время суток 20% потеря прочности, а 25000 часов потеря прочности в два раза.

Может быть конечно потеря прочности не линейная . Теперь вывешу лоскут на год, вот и проверим.
 

Вложения

sun

Я люблю строить самолеты!
а 25000 часов потеря прочности в два раза.
Если полоски, как ты говоришь 5мм, прочность на разрыв 1 погонного метра даже в самом худшем случе 900 кг на погонный метр, тогда как штатная нагрузка на парус не превышает 30 кг на кв. м., и только при разрушающей перегрузке 6 G (которую достичь не реально) будет 180 кг на м кв.

Единственное слабое место, за которое надо бояться - место пришива килевого кармана, на который приходится около 20% всего веса аппарата. Я сам знаю о трех случаях разрыва паруса именно в этом месте, в одном случае (пример с этого форума) порвалась ткань по дыркам шва, и у двух знакомых порвались нитки шва. (Обошлось без жертв, но в одном случае были травмы) Хорошо бы  защищать это место от УФ наклеиванием широкой полосы "укрывающей" материи.
Что-то такое просматривается на крыльях Апогей, хотелось бы узнать у В. Мысенко, из этих соображний на его крыльях в месте килевого кармана треугольные вставки, или просто эстетика?
 

-сергей

Я люблю летать.
Интересно было бы узнать сколько эта ламинированная ткань держит . Особенно интересно сколько держит шов .

И так сколько держит 6 летний дакрон.
Хранящийся в сарае начинает рваться при натяжении нити в 4 кг.
Хранящийся под открытым небом 2,5 кг.
То есть потеря прочности по этому критерию ещё меньше.

Нить капроновая тонкая , держит 6 кг.
Игла обычная с широким ушком.
 

Вложения

-сергей

Я люблю летать.
а 25000 часов потеря прочности в два раза.
Если полоски, как ты говоришь 5мм, прочность на разрыв 1 погонного метра даже в самом худшем случе 900 кг на погонный метр, тогда как штатная нагрузка на парус не превышает 30 кг на кв. м., и только при разрушающей перегрузке 6 G (которую достичь не реально) будет 180 кг на м кв.

Единственное слабое место, за которое надо бояться - место пришива килевого кармана, на который приходится около 20% всего веса аппарата, хорошо бы  защищать это место от УФ наклеиванием широкой полосы "укрывающей" материи.
Что-то такое просматривается на крыльях Апогей, хотелось бы узнать у В. Мысенко, из этих соображний на его крыльях в месте килевого кармана треугольные вставки, или просто эстетика?
Полоски чуть шире , около 7 мм.
Но рвётся обычно шов.
Посчитай сколько стежков в метре и если каждый держит 2,5 кг.
Если через 5 мм . то получается 500 кг.
Но опять же нагрузка может быть не равномерной.
 

sun

Я люблю строить самолеты!
Нить капроновая тонкая , держит 6 кг.
Игла обычная с широким ушком.
Я пробовал испытывать нитки шва, провисевшие под солнцем 6 месяцев, результаты какие-то невразумительные. Единственное, что выяснил, что идея защищать нитки нанесением на швы акриловой краски несостоятельна.
 
тогда как штатная нагрузка на парус не превышает 30 кг на кв. м., и только при разрушающей перегрузке 6 G (которую достичь не реально) будет 180 кг на м кв.
Неправда ваша.
Нагрузки на обшивку дельтаплана кардинально отличатся от нагрузок на крыло самолета. Парус изначально натянут между боковыми трубами-консолями. и уже потом к этой мембране прикладывается перпендикулярная нагрузка. Это как если натянуть канат и поставить на него канатоходца. То нагрузка на канат будет в разы больше веса канатаходца. Зависит от угла прогиба.

И чем более плоское крыло , тем бОльшую нагрузку оно испытывает при том же самом полетном весе.
 

sun

Я люблю строить самолеты!
И чем более плоское крыло , тем бОльшую нагрузку оно испытывает при том же самом полетном весе.
Согласен. Об этм я как-то не подумал, действительно, напряжения в ткани будут намного больше приложенных вертикальных сил.
 

sun

Я люблю строить самолеты!
Интересно было бы узнать сколько эта ламинированная ткань держит . Особенно интересно сколько держит шов .
Испытал саму ткань. Полоска шириной 9 мм НЕ порвалась при нагрузке 19 кг, выскочила из заделки. Но свернулась в трубочку.
В-общем вывод такой, что в реальном полете порвать парус из ламината невозможно и за него можно не переживать.  Собственно этого следовало ожидать, там каркас из кевларовх нитей, поэтому и в трубку свернулось - пленка поползла, а армировка держит.
Остается слабое звено - нитки швов. Может быть попробовать заклеить все швы какой-нибудь укрывающей тканью?
 

-сергей

Я люблю летать.
Испытал саму ткань. Полоска шириной 9 мм НЕ порвалась при нагрузке 19 кг, выскочила из заделки. Но свернулась в трубочку.
В-общем вывод такой, что в реальном полете порвать парус из ламината невозможно и за него можно не переживать.  Собственно этого следовало ожидать, там каркас из кевларовх нитей, поэтому и в трубку свернулось - пленка поползла, а армировка держит.
Остается слабое звено - нитки. Может быть попробовать заклеить все швы какой-нибудь укрывающей тканью?
Если оставить армировочные нити в дакроне то полоса в 9 мм выдержит килограмм 25-30, если не больше. Безусловно ламинат прочнее, даже из за того что там армировка в клетку, а на дакроне в полоску, плюс сама ткань из толстых нитей.
Проблема ламината не прочность а отслоение ламинирующей плёнки после чего это место не возможно восстановить . Там под плёнкой что то типа клея к которому ни чего не липнет.

Ты попробуй сколько держит прокол с натянутой нитью.
Главный параметр от какой нагрузки начинает рваться шов.
 

Апогей-16М

Я люблю летать ... под облаками!!!
Вот вам в помощь, мой проведённые, честные эксперименты!

http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1266485283/95#95

Sun - не могу понять о каких треугольниках в районе килькармана Вы говорите? Может фото или рисунок?
 

sun

Я люблю строить самолеты!
отремонтировать не реально ни какой клей не берёт, чем только не пробовали всё отваливается.
Я сейчас попробовал - клеится клеевым термопистолетом. Не наглухо, но довольно крепко. Отодрать заплату можно, а вот порвать руками 2 полоски ламината, склеенные внахлест, (пятно склеивания 1 см на 2) руками не получается.
 

sun

Я люблю строить самолеты!
Sun - не могу понять о каких треугольниках в районе килькармана Вы говорите? Может фото или рисунок?
Зрительная  память подвела, треугольники спереди, мне казалось, что видел ваши крылья с такими же треугольными вставками сзади, от мачты до задней кромки.
 

sun

Я люблю строить самолеты!
Если оставить армировочные нити в дакроне то полоса в 9 мм выдержит килограмм 25-30, если не больше. 
Насчет того, что держит армировка я маленько проперся, сейчас посмотрел внимательно, нити идут наискосок ленты и в-общем не работают получается прочной сама основа.  Если хочешь сфотаю пришлю.
Ты попробуй сколько держит прокол с натянутой нитью.
Не понял, что ты имеешь ввиду, объясни поподробнее.
Главный параметр от какой нагрузки начинает рваться шов.
У меня нет ниток, которыми сшит парус, есть обычные полиэстеровые, на разрыв 2.5-3 кг, уверен, если начать рвать шов, то нитки порвутся первыми.  Можно попробовать порвать дырку с пропущенной проволкой.
 

-сергей

Я люблю летать.
sun. сказал(а):
Не понял, что ты имеешь ввиду, объясни поподробнее.

Можно попробовать порвать дырку с пропущенной проволкой. 
Вот это я и имел ввиду.

Да больше ламинат держать будет, у него же нити толще хоть и реже. В крайнем случае разорвётся до нити.

А сколько гарантию дают на ткань?
У яхтсменов вычитал 3 сезона , 100 часов.

Ещё там вычитал выражение производителя этой ткани.
Люблю яхтсменов, у них есть деньги и им всегда нужны паруса.
Теперь , по всей видимости , он будет любить и дельталётчиков. :)
 

sun

Я люблю строить самолеты!
А сколько гарантию дают на ткань?
Не знаю, но прочность такова, что я уверен, парус, если его не ломать, вечный.  Осталось сделать вечными швы.

Да, по поводу изломов. Если сложить полосу ламината вдвое и сжать пальцами, он велет себя примерно как лист бумаги - на месте сложения образуется след, однако потом, сколько я его не ломал, никаких отслоений и нарушений в структуре не заметил.
Нашел куски ламината сшитые и жаренные на солнце, попозже выложу результаты.
 

sun

Я люблю строить самолеты!
Ты попробуй сколько держит прокол с натянутой нитью.
Прокалывал проволкой диаметром 0.85мм в 1 см от края. Проволка выдирается из ткани с усилием 9 кг, если на пути не встречается армирующая нить.
(1 фото)
Если рвать шов, нитка раздирает ткань до ближайшего волокна (2-3 мм) дальше рвется сама. Нитка держит 4 кг.
Что интересно, на второй фотке, на нижнюю полоску была весной нанесена акриловая краска, так вот на ней ткань не рвало вообще, только на верхней, незащищенной полоске.
(фото 2)
Пробовал расслоить ткань, долго мял ее руками и пассатижами (!) никаких  признаков потрескивания, деламинации, расслоения нет. Кое-как удалось разделить ножом слои с угла, раздирается если схватить края пассатижами с услием в больше 10-15 кг (по ощущеним) да и то выдирается несколько волокон и все, на первой фотке слева видны следы таких издевательств.
Напомню, все опыты проводились с образцами, которые жарились на солнце 7 месяцев.
После этого все "ламинатные" страхи у меня лично исчезли.
Кто еще летает на ламинате, поделитесь впечатлениями.
 

Вложения

Вверх