vetroslav сказал(а):
напомню. есть два самолета
1) Цессна с пропеллером диаметра 1.5 метра
2) Цессна с пропеллером 0.5 в длинной трубе
в обоих электродвигатели допустим с кпд100%. на валу в обоих случаях имеем мощность 60квт но с разными оборотами.
за час соответственно мы подводим 60квтч электроэнергии и часть её должна пойти на тягу.
я понимаю, что конструкции разные и какой-то разброс допустим, например 10%.
но я не понимаю и удивляюсь куда может улепетучиваться энергия с гораздо бОльшим разбросом.
объясните мне, пожалуйста, почему в первом случае пойдёт на тягу 48квт(то есть 80%(ха ! не 60% !) от 60квт) , а во втором случае например лишь 6квт(то есть 10% от 60квт)
Я не знаю как Вы там считали, но могу привести очень грубый с точки зрения не учета всевозможных потерь расчет.
Может и поймете что и как, а если станет интересно, то углубитесь в литературу и понавтыкаете те потери которые есть у реальных движителей
Итак.
200 км/час это 55,56 м/с.
Это та скорость воздуха относительно воздушного винта.
Возьмем скорость воздуха проходящую через оиетаемую площадь большого винта (1,5 метра диаметра) равную, скажем 70 м/с.
То есть к пробегающему воздуху сквозь винт (55,56 м/с) добавим скорость отбрасывания воздуха винтом (14,44 м/с)
Получим "колбасу" из секундной отбрасываемой массы воздуха длиной 70 метров и с сечением 1,77 метров квадратных.
Объем этой секундной воздушной "колбасы" будет равен 123,7 кубических метров и при удельном весе 1,25 эта "колбаса" потянет на 154,6 кг.
Теперь вставим в школьную формулу не учитывающую потери эти данные и получим теоретическую силу тяги равную
F = 154,6 * 14,44 = 2233 Ньютона.
Мощность отбрасываемой струи будет равна N = 2233 * 14,44 = 32241 Ватт.
Но это не значит, что к валу воздушного винта прикладывается 32,24 кило Ватта с поправкой на некий постоянный КПД.
КПД будет меняться огт скорости и от мысли конструктора какой он хотел изготовить воздушный винт.
Теперь берём импеллер в трубе диаметром 0,5 метра.
Пусть скорость воздуха на обрезе этой трубы будет равна 93,5 м/с.
Тогда тонкая воздушная "сосиска" вылетающая из трубы импеллера за секунду будет длиной 93,5 метров при сечении 0,196 квадратный метров.
Объем и вес секундной воздушной "сосиски" будет равны соответственно 18,359 кубометров и 22,95 килограмма.
Приращение скорости отбрасывания этой "сосиски" будет равно 93,5 - 55,56 = 37,94 м/с.
Тяга импеллера по теоретической школьной формуле составит
F = 22,95 * 37,94 = 871 Ньютон.
А мощность воздушной "сосиски" равна N = 871 * 37,94 = 33032 Ватта
Почти равные мощности воздушной "колбасы" и "сосиськи", а тяга отличается в 2,56 раз.
Но вот скорости протекания воздуха в двух случаях отличаются в 1,336 раз.
Тут бы вспомнить про индуктивное сопротивление на лопастях, но это для Вас уже высшая математика.
Но ясно же каждому еже в любом лесу, что у лопаток индуктивные потери будут больше, чем у воздушного винта этак примерно в 1,4 - 1,5 раз.
А вот каковы будут потери на эти индуктивные потери, профильное сопротивление, закручивание воздушной струи надо скрупулезно считать.
Так без прикидки потери мощности от сил сопротивления вращению будут сопоставимы с мощностью "упрятанных" в отбрасываемые воздушные массы.
Существуют всякие инженерные формулы которые связывают поперечные сечения струй их скорости и мощности.
Вывод из всего сказанного очень грубо можно выразить так .
В импеллере энергии больше уносится струёй отброшенного воздуха с большей скорость.
Поэтому чем меньше сечение отбрасываемой струи тем с большей скоростью приходится её отбрасывать, тратить на это лишнюю энергию и поэтому совершенно бесполезно пытаться изобрести неизобретаемое.