Вопрос по втулке ротора автожира

AcroBatMan

Погиб в полете
Откуда
en route
завтра расскажу
Вот картинка опоры качельного болта в разрезе. Втулочка 9 - та самая, которая служит внутренней обоймой игольчатого подшипника 28. Эта втулочка качельным болтом через надетую на ее наружный конец шляпку 10 жестко стягивается с коромыслом ротора, поэтому она должна быть длиннее (примерно в два раза) самого игольчатого подшипника. Потому она и отдельно. Это нормальное явление для игольчатых подшипников.
Хотя встречается и другой вариант, когда подшипник берется уже в сборе, а в него вставляется стальная Т-образная втулка, которая опять же качельным болтом стягиватеся с коромыслом. Так сделано, например, на спорткоптерской втулке. Но в этом случае подшипник приходится брать большего диаметра, чтоб в него эта втулка влезла. И, соотв., дырку под подшипник и ширину-высоту самой стойки приходится делать заметно больше. Но оба варианта одинаково надежны.

ЗЫ: Уточнение: когда я говорил чуть раньше, что бронзовые подшипники там не живут, имелось в виду для случая, когда качельный болт стягивает втулочки с коромыслом. В принципе, можно качельный болт с коромыслом не стягивать, оставить его плавающим, вот тогда можно использовать бронзовые втулки. Так сделано на немецких АЖ. НО! В этом случае вся нагрузка ложится на качельный болт, соотв., он должен быть в два раза толще и в десять раз надежнее. Мне больше по душе первый вариант, он выглядит правильнее с точки зрения безотказности.
 

Вложения

[=Djeki =]

люблю автожиры
Откуда
г.Хабаровск
Интересно -
Можно не в уши головки,а в кирпич ставить подшипники?
Какая минимальная толщина ушек головки ротора одноместного автожира весом 350- 400кг?
Применял-ли ктонибудь шарикоподшипник вместо игольчатого?
 

AcroBatMan

Погиб в полете
Откуда
en route
Мартин Хольман делал и то, и другое. На фото - половина кирпича его ротора, там кирпич из двух таких щек. Подшипники шариковые, стоят в кирпиче. Правда, я ни разу не встречал, чтобы кто-нибудь летал на его роторах.
Плюсов такой конфигурации не видно, минусы очевидны.
 

Вложения

Анатолий 32

Просто люблю летать.
А диаметр?уШп полезный внутренний маловат будет...а наружка ого го.сечение проушины резко уменьшится по площади, а это черевато  разрушением последней ,но если позволяют размеры почему нет...я так думаю :-/
 

[=Djeki =]

люблю автожиры
Откуда
г.Хабаровск
Anatoly_32 сказал(а):
А диаметр?уШп полезный внутренний маловат будет...а наружка ого го.сечение проушины резко уменьшится по площади, а это черевато  разрушением последней ,но если позволяют размеры почему нет...я так думаю :-/
Вниз давит только вес ротора.Вся нагрузка идёт снизу в верх.

Вот откуда взялся вопрос о шарикоподшипниках --
Смотрел я на чертёж из поста#47 и размышлял - игольчатый подшипник не фиксирует втулочки внутри себя,значит хаббар на болту ,во первых гуляет дуда-сюда и во вторых головка болта и гайка трут шайбы и ушки головки ротора.При применении шарикоподшипника в кирпиче все люфты можно исключитьда и поставить в кирпич их можно хоть 4 штуки.

А какова минемально допустимая толщина ушек головки ротора?
 

Анатолий 32

Просто люблю летать.
да ШП из-за его внутренней обоймы имеет плюс ,но ведь есть и иглы и ролики размером с иглы, имеющие внутреннюю обойму как у ШП те не смещаемую по оси вращения,а толщина ...можно расчитать,О кстати АВМ а какой коэффициент запаса прочности домика по перегрузке... ::)
 

AcroBatMan

Погиб в полете
Откуда
en route
JAKONYA сказал(а):
игольчатый подшипник не фиксирует втулочки внутри себя,значит хаббар на болту ,во первых гуляет дуда-сюда
Плохо смотрел. Вдоль оси перемещение коромысла ограничено наружными крышками. Между ними и наружными поверхностями щек стоят шайбы низкого трения, обычно типа фторопласта. Они подбираются по толщине так, чтобы получить минимальный осевой люфт, но не зажимать щеки.

Anatoly_32 сказал(а):
какой коэффициент запаса прочности домика по перегрузке...
Откройте немецкие нормы прочности, они есть у меня на сайте на русском языке, там есть все требования. Принято для всех обычных винтокрылов брать +3.5 по У.
 

[=Djeki =]

люблю автожиры
Откуда
г.Хабаровск
Роликовый с внутренней обоймой и малого размера не встречал.
Да и на поперечное смещение они работают хуже шарикоподшипниковых.А 1ШП+1ШП=1радиальноупорный!
Но может и впрямь достаточно роликового с обоймой чтобы попросту минимизировать люфт без расчёта на поперечное смещение.
 

Анатолий 32

Просто люблю летать.
По чертежам исключение смещения определяют капроновые шайбы под упорными втулками  головки болта  и гайки...лучше из фторопласта у него коэфф.трения скольжения самый минимальный и он не плавкий я буду его использовать... ::)
 

AcroBatMan

Погиб в полете
Откуда
en route
Но может и впрямь достаточно роликового с обоймой
У вас нет оснований сомневаться в решениях, которые проверены десятилетиями. Это как раз то, о чем я регулярно говорю: на некоторые темы с человеком имеет смысл начинать разговаривать после того, как он живой АЖ увидит и, например, втулку ротора руками потрогает. Если бы у вас такая возможность была - вопросов, подобных сегодняшнему, просто не возникало бы. Сэкономили бы время.
 

[=Djeki =]

люблю автожиры
Откуда
г.Хабаровск
Анатолий 32
AcroBatMan
Спасибо за подробности!
Всё понятно ---- бум ставить вначале и в конце болта упорный вело подшипник!!!;)
(шутка)
 

explorer

Я люблю строить самолеты!
Вопрос к АВМ, Во всех шарнирных соединениях стоят втулки IR-612 (на рисунке под №9), я их хочу сделать за одно со шляпкой (на рисунке под №10) . Подскажите пожалуйста с какого материала можно изготовить эту втулку или какой твердостью и шероховатостью она должна обладать? Какая толщина стенки втулки IR-612? Какая должна быть толщина шляпки втулки(деталь №10)? Спасибо!
 

AcroBatMan

Погиб в полете
Откуда
en route
explorer сказал(а):
я их хочу сделать за одно со шляпкой
Если есть такая возможность - это лучше, чем по отдельности. Еще лучше - если вы на внутреннем конце втулочки сделаете канавку под стопорное кольцо. Тогда при снятии ротора эти втулочки не будут вылетать каждый раз. Правда, для смазки придется снимать стопорное кольцо, но это чз 20-25 часов налета, не напрягает. На будущее: смазка - ШРУС или аналог, т.е. для высоких нагрузок и малых скоростей.

explorer сказал(а):
какого материала можно изготовить эту втулку или какой твердостью и шероховатостью она должна обладать?
Мы делали из 12ХН3А, можно из близких аналогов с твердостью по Бринеллю не ниже Нв=3.0
Поверхность цементировать до HRCэ не ниже 59, обязательно полировать, не ниже 0.04.
Стенка ориентировочно 2.5 мм (в оригинале, по-моему, 2.4, т.е. 3/16 дюйма).
Толщина шляпки в таком варианте 3 мм. Шляпу при сборке накрывать для страховки такой же широкой шайбой.
 

explorer

Я люблю строить самолеты!
спасибо большое за совет! Подшипники будут стоять игольчатые, наружний 22 мм, внутренний 16мм, толщину стенок втулок сделаю 3мм, и болт будет на 10. Только тут маленько не понятно, зачем шляпку страховать шайбой? Нельзя ли просто шляпку сделать толще?
 

AcroBatMan

Погиб в полете
Откуда
en route
explorer сказал(а):
Только тут маленько не понятно, зачем шляпку страховать шайбой?
Это просто общий для ответственных узлов принцип двойной страховки: лопнет шляпка - удержит шайба.

То же самое, почему, например, снаружи ШСов управления ставят широкие шайбы, - чтобы при разрушении ядра ШС узел не рассоединился и сохранил какую-то функциональность. Стоит копейки, а надежность повышает на порядок.

ЗЫ: если на внутренний конец шайбы будете делать стопорное кольцо, не забудьте, ессно, что между ним и щекой должна быть шайба.
 

AcroBatMan

Погиб в полете
Откуда
en route
Если именно такое, как на картинке, - плохо. Дырку-то под втулку вы значительно увеличиваете, соотв., ослабляете деталь, соотв., придется увеличивать сечения продольного рычага и U-блока (того, что на вашей картинке), чтобы вокруг этих втулок осталось достаточно мяса.
Если не хочется с подшипниками, в эти два шарнира вполне можно просто бронзовые втулки вставить вместо подшипников. Чаще всего так и делают.
 
Вверх