Электропроводка.

5vvv5

Пустяки, дело-то житейское.
Откуда
36
Сдается мне, что современные способы электромонтажа  дань производительности, а не надёжности.  По жизни имел дело с радиостанциями в десантуре и авиации. И там и там  аппаратура эксплуатировалась жестко… раскладывать не стану,  надеюсь, большинство  понимают. Было все пропаяно, закреплено, покрыто  лаком. Ключевое слово ЗАКРЕПЛЕНО. Если жгутовка не закреплена  хоть паяй, хоть обжимай, хоть лаком заливай – накроется «медным тазом»
 
Наверно надо провести электро физические измерения, при которых сопротивление "контакта" не должно превышать 0,05 Ома
Всего-то? И независимо от длины и сечения проводов должно быть не более 0,05 Ом? Так, что ли?
 
Самый верный способ - всё грамотно и правильно сделать. А то ведь можно обрасти приборами контроля, и организовать целую лабораторию, а толку - 0
Об этом и речь. Чтобы грамотно и правильно сделать нужно чётко знать, какой результат является тем самым "правильным".
Речь не идёт о лабораториях. Речь идёт о контроле. Выясняется, что контроль можно осуществить тем же тестером, с помощью которого монтируется проводка.
Вообще  говоря никого не интересуют варианты, от которых нет толку. Думал, что спросил вполне конкретно, чтобы получить вполне конкретный ответ. Видимо, путь к результату будет подлиннее. Сначала мне, возможно, расскажут-какой я баран, потом выяснят, какие варианты бесполезные, какие вредные, какие недостижимые, и, может, потом докопаемся до чего-нибудь простого и доступного с приемлемым качеством для самодельных СЛА.
 

DiKey

Я люблю строить самолеты!
Думал, что спросил вполне конкретно, чтобы получить вполне конкретный ответ.
Вот лично я из ваших вопросов ничего не понял. Например:
В чём этот износ выражается? В данном вопросе я имею в виду не "обрыв" контакта, как такового, а "электротехнический износ"
Обрыв, понятное дело, и лампочкой с батарейкой вычислится. С промежуточными состояниями сложнее.
Провод должен иметь проводимость - т.е. требуется милли(микро)омметр - измеренная величина нормируется.
Изоляция, соответственно, не должна иметь таковой - требуется мегаомметр - полученная величина также нормируется.
И первый и второй приборы не являются бытовыми. Если их нет, то и нет смысла вести разговор о материале, сечении, длине и пр.
 
K

kdf

Наверно надо провести электро физические измерения, при которых сопротивление "контакта" не должно превышать 0,05 Ома
Всего-то? И независимо от длины и сечения проводов должно быть не более 0,05 Ом? Так, что ли?
Какая длинна провода в контакте? Сопротивление разъемного соединения должно быть нулевым.

Внесу свои 5коп.

По состоянию электропроводки вариантов не так много:
- отсутствие контакта (обрыв жилы, окисление контактов клемм) - проверяется прозвонкой
- короткое замыкание (растрескивание, перетирание изоляции) ведет к нагреву провода - как следствие изменение физических свойств изоляции - весь провод на замену.
Собственно окисление контактов, растрескивание изоляции, коррозия (нет контакта там где надо и есть контакт там где не надо) и есть "электротехнический износ".
Оценить (приблизительно) состояние электропроводки можно по величине утечки тока (утечка есть всегда - вопрос в величине). Включаете амперметр в разрыв акк, если до 20-40мА  - нормально.

По расчету новой проводки...тут сложнее, но если упрощенно и коротко, то:
- определяем особенности эксплуатации электропроводки (агрессивная среда, повышенная влажность, вибронагруженность, и т.д.) - это нужно для определения типа монтажа и выбора проводов
- определяемся с типом проводки одно/двух проводная - это предопределит конструкция ЛА
- по суммарной мощности потребителей определяем потребную мощность источника (либо наоборот пляшем от наличия)
- определяем типы потребителей (линейные/нелинейные, активные/реактивные и т.д.)
- определяем типы цепей (силовые, сигнальные, высокочастотные....)
- используя закон Ома делаем потребный расчет сечений проводов; проверяем первым законом Кирхгофа (лучшим способом проверки является баланс мощностей)
- делаем расчет на резонанс, гармоники - это вопросы пожаробезопасности и электромагнитной совместимости

По изготовлению:
- берем "автомобильные" провода нужного сечения (только не омедненный китай) что-то типа ПВА и ПГВА
- соединения жгутов любое кроме скрутки и НИКАК не повлияет на эксплуатационные свойства (использование разъемных соединений - вопрос удобства и не более)
- при прокладке избегать изломов, соприкосновение с острыми кромками и горячими поверхностями агрегатов, изгибов в 90грд, попадания ГСМ и прямых солнечных лучей
- прокладку производить без натяга
- сигнальные цепи желательно экранировать, высокочастотные - обязательно

Знакомый инженер-радиотехник - правильное и быстрое решение вопроса.
 
Собственно окисление контактов, растрескивание изоляции, коррозия (нет контакта там где надо и есть контакт там где не надо) и есть "электротехнический износ".
Оценить (приблизительно) состояние электропроводки можно по величине утечки тока (утечка есть всегда - вопрос в величине). Включаете амперметр в разрыв акк, если до 20-40мА  - нормально.
Уже что-то проясняется.  :)   То  есть  на  новой, собранной  проводке  измеряем  ток  утечки  по всем проводам ( отрезкам). Если 20-40 мА-нормально.
В процессе эксплуатации проверяем то же самое. Если ток утечки более 40 мА, меняем данный провод.
Я правильно понял Вас?
 
Обрыв, понятное дело, и лампочкой с батарейкой вычислится. С промежуточными состояниями сложнее.
Провод должен иметь проводимость - т.е. требуется милли(микро)омметр - измеренная величина нормируется.
Изоляция, соответственно, не должна иметь таковой - требуется мегаомметр - полученная величина также нормируется.
И первый и второй приборы не являются бытовыми. Если их нет, то и нет смысла вести разговор о материале, сечении, длине и пр.
Всё это космос для самодельщика.
У него в наличии либо авиационный провод (как правило с разобранного самолёта или вертолёта) подходящего сечения, либо автомобильный провод из магазина тоже подходящего сечения.
И есть тестер (простой или сложный), который тоже доступно купить. Разве у нормального тестера из магазина мало переключателей и кнопочек, чтобы элементарно протестировать провода на износ?
 

maket

Сдавшихся - в разы больше, чем проигравших.
20-40мА- нормально
при 12В батарее токи утечки 20-40 мА - это очень плохо.
скорее 20-40 мкА

ещё есть способ, если оба вывода батареи изолированы от корпуса изделия: при выключенных потребителях проводятся измерения напряжение на выводах батареи относительно земли.

Измерения должны производиться одним и тем же вольтметром с известным внутренним сопротивлением не менее 1 МОм.
Сопротивление изоляции Ri определяется по формуле:
Ri = Rq (U0/( U1+ U2) -1)
где Rq - внутреннее сопротивление вольтметра, Ом; U0 - напряжение между силовыми выводами батареи, В; U1 - напряжение между «плюсом» батареи и землей, В; U2 - напряжение между «минусом» батареи и землей, В.

Должно быть не менее 500 кОм.
 
K

kdf

Всё это космос для самодельщика.
У него в наличии либо авиационный провод (как правило с разобранного самолёта или вертолёта) подходящего сечения, либо автомобильный провод из магазина тоже подходящего сечения.
И есть тестер (простой или сложный), который тоже доступно купить. Разве у нормального тестера из магазина мало переключателей и кнопочек, чтобы элементарно протестировать провода на износ?
Не заморачивайтесь. Вы же не боинг737 строите. В любительской постройке отказоустойчивость в простоте. Важнее аккуратность при монтаже, правильный выбор сечений и относительно качественные коплектующие. Автомобильные технологии в малой авиации вполне уместны.
 
K

kdf

при 12В батарее токи утечки 20-40 мА - это очень плохо.
скорее 20-40 мкА
Нет, именно мА
Попробуйте замерить ток утечки на своем автомобиле. Одна сигнализация в ждущем режиме жрет примерно 25мА

ещё есть способ...
Тут вообще не понял
Какое напряжение на землю у изолированной батареи
 
kdf сказал(а):
20-40мА - это утечка на всю систему. Если больше - вооружаемся терпением и ищем проблему.
Алгоритм может быть такой:
- замеряем утечку
- если больше разумной величины - осмотр всей проводки на предмет наличия повреждений изоляции
- если визуально не определяется - замер утечки по группам потребителей.
В этом всё и дело. Как и что нужно замерять на собранной системе (все провода спрятаны в гофру, уложены, привязаны).
Имеются только концы проводов (контакты) на потребителях.
Человек обслуживает, к примеру СП-30, Бекас, дельталёт. Что нужно проверить на открытых контактах, чтобы определить возможный износ какого-либо провода, предотвратить будущую проблему.
Например, можно измерить сопротивление или утечку тока на каждом проводе ( не знаю пока). Если, к примеру провод начал где-то протираться или окислились контакты, значит параметры данного провода изменятся. Это и будет, к примеру проблемное место. Померял-если плохо-зачистил контакты. Померял-лучше не стало-тогда разобрал и поменял данный провод. Как-то так хотелось бы чётко понимать алгоритм проверки, желательно для "тех, кто в танке".
И как мерять утечку, тоже поподробнее, пожалуйста.
 

maket

Сдавшихся - в разы больше, чем проигравших.
Какое напряжение на землю у изолированной батареи 
это падение напряжения тока утечки на сопротивлении утечки по изоляции, грязи на клемниках и т.д.

Одна сигнализация в ждущем режиме жрет примерно 25мА
я ж говорю - все потребители выключены. измеряем только токи утечки и сопротивление утечки.
 
Яркий пример. АААвтомобиль. Заряд АКБ в норме. Стартёр не крутит. Снял контакты (особенно массы), зачистил, прикрутил на место. Стартёр стал крутить как умалишённый.
В этом случае можно было как-то,с помощью тестера определить причину? Если можно то как?
Тут надо заметить, что менял даже провод массы (плетёный такой). Вот он был зелёный практически. А вот если бы он был такой же в изоляции, то окисления видно не было бы.
Я понимаю, что для настоящих специалистов это-азы, но хотелось бы понять, как подобные проблемы диагностировать на ЛА.
 

Steuermann

Пилот в России больше чем пилот
Понадобится 2 замера ничего не снимая:
1 Щупы вольтметра на сам аккумулятор ,посмотреть показания при запуске стартера.
2.Щупы вольтметра на клеммы,посмотреть показания при запуске стартера.
Если разница есть - то как раз ваш вариант дефекта.
 
Понадобится 2 замера ничего не снимая:
1 Щупы вольтметра на сам аккумулятор ,посмотреть показания при запуске стартера.
2.Щупы вольтметра на клеммы,посмотреть показания при запуске стартера.
Если разница есть - то как раз ваш вариант дефекта.
Понятно. Только интересует методика проверки всей системы. Про стартёр я написал как яркий пример, частный случай.
 

maket

Сдавшихся - в разы больше, чем проигравших.
как подобные проблемы диагностировать на ЛА
Подобные проблемы вообще на ЛА не надо диагностировать.
по регламенту
- перед каждым полётом проверка надёжности подключения батареи к бортовой сети, проверка состояния силовых контактов и отсутствия следов электрохимической коррозии
-проверка состояния аккумуляторной батареи  каждые 30+/-6 суток со снятием с ЛА  и проверкой напряжения под нагрузкой.
- после 120 часов налёта или трёхмесячного межрегламентного периода батарея снимается и отправляется на технической обслуживание согласно ЭД (в гараж) :) .
 

Steuermann

Пилот в России больше чем пилот
Так развивая мысль можно и дальше пойти- этими же щупами встать на контакты стартера, других потребителей. ..

Вспомнил случай из жизни. Работал с нами электрик. И как то летом дали ему задание отремонтировать стопарь на Ниве.  Крутился он там между педалями и задком с мультиметром в руках минут 20.  Лампочки снимал,менял местами... Подошли к нему- спрашиваем в чем дело-нужна помощь?
Он говорит  : у меня диплом с отличием  , но здесь не могу разобраться... Отчаялся человек- говорит зря учился- как т такое может быть?:
Показывает нам  - лампочка целая, контакты исправные. присоединяется крокодилами вместо лампочки,нажимает педаль тормоза- напряжение на приборе есть.  А вставляешь- не работает. Что такое?
    Пришлось прочитать ему лекцию про падение напряжения и высокое входное сопротивление вольтметра.
У него случай правда был не из простых- в салоне часть провода была с зеленью ,где и терялось напряжение.
 

levadelta

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Башкирия
Ребяты, про оловянную чуму прям жути нагнали. Явление известное, не спорю, но я лично, применительно к авиационной проводке с ним не сталкивался. Полазил пять минут по Сети и сразу вылезла ссылка на припои, рекомендуемые ВИАМом для ШР-ов -марка ПОС-61 и ПОССу-61.
При сборке проводки вертолетов Ка-32 тоже используются припои ПОС , цифры не помню, давно уже было. Я работал в молодости на их сборке в Кумертау, и электрожгутовой участок был по соседству с моим, припой время от времени выпрашивал...
А изделие с военприемкой, эксплуатация на корабельной палубе от Арктики до тропиков, да и не только вертолеты выпускали..., проводка на все изделия собиралась по одинаковому стандарту, конечно, сами провода посеребренные и ШР-ы тоже с драгпокрытием.
 

olegsokirko

Я люблю строить самолеты!
Всем привет1
"АААвтомобиль. Заряд АКБ в норме. Стартёр не крутит. Снял контакты (особенно массы), зачистил, прикрутил на место. Стартёр стал крутить как умалишённый. "
У меня был подобный пример, но был плохой контакт массы с корпусом двигателя. К стати, "тестер" не показывает, тех 0,05 Ома, которых не хватало для тока стартера.
 
Вверх