Пилотажные самолеты семейства LASER

Gennadij Khazan

"Осилит дорогу идущий"(с)
Заблокирован
@ pilot29
Про ЛАЗАР не скажу ( но судя по конструкции его и Вами перечисленных самолётов ) то "трещат" они в районе крепления фермы фюзеляжа к рессоре шасси. Наблюдал такое и  у СУчка ( даже ремонтировать приходилось ), что у ЭКСТРЫ. Эти самолёты не любят перегрузки на шасси при  посадке и неровные аэродромы. Раз даже наблюдал как ЭКСТРА вообще крылом утром подпёртая была из за того что треснула пластина крепления  фермы к рессоре шасси .  Фюзеляж практически "съехал" на бок.
Что касается где трещат от перегрузок эти самолёты то на этот вопрос ответит уже Сергей. Я лично в разговоре с пилотами ЭКСТР о этом не слышал. Был инцидент когда в полёте отошла качалка от элерона , но это иная история.
Вообще то ценное высказывание говорящее о прочности Сучка высказано  было как то Витаутасом Лапенасом , (пусть земля ему ПУХОМ ) . ОН сказал коротко. " Это единственный самолёт в мире который выдержит на максимальной скорости полёта  серию штопорных бочек или иных эволюций , и не превратиться в облако обломков " (с)

@ eXmajor-KPS
Ассоциации слов это дело десятое, но есть терминология.
Самолёты ведь рулят , а не ездят ?
 

andy762

Я люблю строить самолеты!
Откуда
москва
Mr.Pro дело говорит. Спортивный самолёт с хвостовой опорой очень труден для начинающих прежде всего на посадке.
Сидишь позади крыла, механизации как правило нет, скорости на заходе большие, на выравнивании не видно ни зги, шасси пружинит и норовишь закозлить, при боковике, когда катишься и снижается эффективность рулей вообще трудно удержать самолёт от разворота. Плюс ещё вестибулярка и башка охреневшая от упражнений в зоне. Поэтому правильна была Советская методика, сначала 52, а потом уже спортивная одиночка с тренером на рации.
 

eXmajor-ME

Любитель Малой Авиации
Поэтому правильна была Советская методика, сначала 52, а потом уже спортивная одиночка с тренером на рации.
С румынским 52 будет сложно. В россии его за 52 не признают и не зарегистрируют, а как ЕЭВС сейчас 52 тоже не проходит.
Кроме того, если модель с хвостовым колесом, то и валится будет в плоский на раз-два. Центровка сильно назад ушла.
...???
 

FT

Я люблю строить самолеты!
Из другой темы:

snmon сказал(а):
Насчет крыла был случай с Ричардом Гудом где-то в начале 90х, когда он после низкого прохода вниз головой обратной перегрузкой отломил крыло Экстры(тогда еще деревянное). Причина банальна: при транспортировке крыло уронили лобиком вниз и лонжерон треснул. Не обратили внимание, т.к. внешне все было ОК. А если бы провели испытание, то пришлось бы ремонтировать самолет, а не собирать Гуда по кускам.  
При ударе, конечно, могут быть сотни g...

Деревянная конструкция не будет разрушаться мгновенно , как например разрушается пластиковая. Да и деревянную проинспектировать проще чем пластиковую конструкцию.  
Наверное, крыло у Гуда развалилось мгновенно... хотя и деревянное... Пластик удар лучше держит...

Что касается хрупкости, то давай посади на Экстру сборную России и от той Экстры останутся рожки да ножки через два тренировочных сбора. А на Сучки терпят и даже не трещат.  
ОН сказал коротко. " Это единственный самолёт в мире который выдержит на максимальной скорости полёта серию штопорных бочек или иных эволюций , и не превратиться в облако обломков "
Где то есть все таки противоречие... дерево не подвержено усталостным разрушениям и "пластик тоже..."(Кондратьев В.П.)

Здесь на форуме много раз писалось, что пластиковые самоли и планера служат по 20-30 лет...

Что же касается Лазера, то сравнивать самоелт, собранный в гараже с заводской сборкой это все равно, что хрен с пальцем сравнивать.  
У Вас очень превратное представление о заводской сборке... Лучшие Лазеры собирали в гараже со своими доработками...Взять хотя бы Экстру... спортсмен, тоже доработал... и создал фирму...

Про наши заводы... вопрос, который можно решить за два дня в маленькой фирме или гараже, решается годами...
 

Mr.Pro

Я люблю летать на самолетах!
2 eXmajor-KPS: Ты не обижайся, уважаемый, не надо :) pilot29 тебе правду сказал, разные инструктора из Волчанска выпускались. В 87м я летал спортсменом в Тарасовке, в Луганске. В тот год пришел к нам молодой инструктор после Волчанкса, мой давношний кореш по Донецкому АСК. Ну что, пришлось его учить азам спортивного пилотажа. Так что за два года ты никак не доведешь спортсмена до уровня первого разряда. Можно научить бомбы кидать - это да. А спортивный пилотаж - это не получится.

По поводу Экстр и Лазеров: Гена правильно сказал, основные проблемы с шасси. И не только на Лазерах. на моих глазах два раза "ноги" разъезжались у Питса. Дохленькая там конструкция. Требует очень аккуратных посадок и желательно на бетон. Особенно с такими хвостовыми... даже не берусь назвать это колесами, - пуговицы, да и только. Куда их на грунт сажать?

Опаять же из первых рук: Азат рассказывал, что он два раза ломал педаль на Экстре, когда летал в Northen Lights. Там же педали игрушечные :)
Серега Боряк в 98м на чемпионате мира сломал элерон на Экстре Майкла Гулиана. Там была такая фигура: на угле вниз со спины половинка положительной штопорной. Серега ее сделал, но оно так смотрелось, что он сильно перемахнул. А потом он прервал комплекс и так блинчиком зашел на посадку и зарулил в "стерильную" зону, для тех-комиссии. Если поставить ручку нейтрально, то один элерон торчал вверх, градусов на 10, другой вниз примерно на те же 10 градусов. Вот вам и Экстра.

Это только из того, что я видел сам, либо мне рассказывали сами участники событий. Ну а про Лайки я вообще молчу. Здесь где-то уже выкладывали фотки Дениса Томпсона на его Эдже. Движок конкретно развалился на взлете. Денис умудрился посадить Эдж с обратным курсом, благо высоты хватило.

Но в целом конструкция у буржуйских самолетов хлипкая по сравнению с нашими. Опять же причина в движке: относительно малая мощность требует уменьшения веса конструкции. А это идет в ущерб прочности. И если прочностью крыла жертвовать никто не будет, то обычно в жертву приносят  другие узлы, менее критичные. Например шасси.

В 95-м был курьезный случай :) Не совсем показательный с точки зрения какие Экстры уж хрупкие, но достаточно показателен с точки зрения "чем жертвовать".

Это был Чемпионат Европы в Чехии. Немцы конечно же прилетели на Экстрах. Тогда они еще для меня были в диковинку. Мы с Азатом ходили вокруг, рассматривали. Я таскал за собой Зенит. И вот один из кадров должен был быть по задумке таким: Азат на фоне Питса. Зуммера на Зените, как известно, не было. Я пятился, пятился назад и уперся спиной в крыло Экстры, стоявшей рядом. Дальше отходить было некуда и я решил чуть изменить ракурс снимка, обошел впереди крыла и решил присесть на обтекатель колеса экстры. Ну не скажу, что моя ж... сильно тяжелая, но 83 кг тот обтекатель не выдержал и треснул пополам :)

Вы бы видели физиономию Клауса Шродта, когда он понял, что "враги" из бывшего соц-лагеря поломали гордость немецкой Нации :) Хотя справедливости ради надо сказать, что та Экстра так и долетала чемпионат до конца с треснутым обтекателем.

Такие вот дела :)
 

Mr.Pro

Я люблю летать на самолетах!
С румынским 52 будет сложно. В россии его за 52 не признают и не зарегистрируют, а как ЕЭВС сейчас 52 тоже не проходит.
Кроме того, если модель с хвостовым колесом, то и валится будет в плоский на раз-два. Центровка сильно назад ушла.
...???
2 Экс-майор: В чем недоумение, дорогой? В Румынии делают не только Як-52TW, но и обычные трехстоечные Як-52W. Хотя справедливости ради надо сказать, что и они похуже, чем "классические" Яки советских времен. Чувствуется разнос грузв по крылу. У них же дополнительные кессоны за основными баками. На выводе из плоского получаешь почти виток лишний, по сравнению с тем, что было на наших Яках.  Металлические рули немного "тяжеловаты".  Но в остальном самолет очень приличный.

2 FT: насчет сборки заводской и гаражной. Я не хочу никого обидеть из самодельшиков. Знаю, что у большинства из этой братии руки золотые. Но я никогда не забуду, как амеры цокали языком, впервые разглядывая Як-55М. Две вещи их очаровали: настоящая клепка и отштампованные листы дюраля.

Э-э... ну не владею я правильной терминилогией в этом месте, поэтому скажу по рабоче-крестьянски: задняя кромка крыла на Як-55, там где элерон навешивается, имеет отверстия. Большие. Сантиметров по 5 в диаметре. Не знаю их назначения. Но отверсия отштампованы так, что кромка как бы завернута внутрь крыла. Я помню, каждый амер подходил, щупал эти, как бы развалцованные отверстия и цокал языком.

Я вот об этом говорил, когда сравнивал гаражный и заводской самолеты. Не сделаешь такого в гараже.
 

eXmajor-ME

Любитель Малой Авиации
@Mr.Pro ...какие обиды между нами?

@Mr.Pro ...такое вечатление, что все спортивные самоли засекречены и их трогают только приблежённые!
...а на авиа-шоу нельзя купить билет...


...а моё "недоумение" в противоречии, в том, что нужен Як52, но в то же время его не оформляют и не считают самолётом!
...а с ХвостАтым колесом удалось познакомиться ещё на Як50 в далёком 1983 року, после этого Я и понял, что буду военным лётчиком!
...ещё раз скажу каждому своё! ...и это не означает, что нам необходимо мериться пенисами!


...но если удаётся посмотреть как крутят фигуры, ни когда не пропущу!
...а особенно пилотаж пилотес...
Ditta and Kapanyina в Ал Эйн.



/me
 

andy762

Я люблю строить самолеты!
Откуда
москва
Поэтому правильна была Советская методика, сначала 52, а потом уже спортивная одиночка с тренером на рации.
С румынским 52 будет сложно. В россии его за 52 не признают и не зарегистрируют, а как ЕЭВС сейчас 52 тоже не проходит.
Кроме того, если модель с хвостовым колесом, то и валится будет в плоский на раз-два. Центровка сильно назад ушла.
...???
Так в том у Германа и проблема, что румынские 52 в России вне закона, наших новых нету, с ресурсом остались еденицы, есть много стареньких  под ЕЭВС, но им лётную годность сейчас не дают.
 

andy762

Я люблю строить самолеты!
Откуда
москва
Майор у нас тут КБ Яковлева пенисами мериется даже со своими заводами, а не то,что с румынским
 

Mr.Pro

Я люблю летать на самолетах!
...а с ХвостАтым колесом удалось познакомиться ещё на Як50 в далёком 1983 року...
Полсотка классный самолет был. На посадке даже сложнее, чем Сучки. Но разница между Як-52TW и Як-50 (помимо того, что 52й двухместный) в том, что румыны засунули аккумулятор на TW за спинку заднего сиденья. Не совсем ясно, в чем было преимущество такого решения. Но на штопорные качества это повлияло существенно :)
 

eXmajor-ME

Любитель Малой Авиации
Майор у нас тут КБ Яковлева пенисами мериется даже со своими заводами, а не то,что с румынским
... ;D и  :'(!

Полсотка классный самолет был. На посадке даже сложнее, чем Сучки. Но разница между Як-52TW и Як-50 (помимо того, что 52й двухместный) в том, что румыны засунули аккумулятор на TW за спинку заднего сиденья. Не совсем ясно, в чем было преимущество такого решения. Но на штопорные качества это повлияло существенно
...конечно же Вы правы! ...в том что говорили и говорите!
...Я даже и не пытаюсь этого оспаривать, у Вас и опыт пилотирования и познания спортивной техники в десятки раз выше моих!
...мне этого уже не достичь и по желанию и по времени и по своему роду занятий!

...вот по этому-то такие разговоры для всех полезны!
 

FT

Я люблю строить самолеты!
Ну вообще Лазер не для первоначального обучения. В этом смысле он довольно хрупкий и требует нежного и умелого обращения. Как я вижу процесс обучения (да собственно, как он и был с Союзе): до 3-го года обучения - Як-52. По неприхотливости никак с Лазером не сравнить. А уж когда азы пилоража освоил - садись на одноместный Лазер и педалируй его под управлением тренера на радиостанции.

Т.е. моя основная мысль: нужна спарка, чтобы довести спортсмена до уровня того же первого разряда. Дальже нужен одноместный пилотажный самолет. И вот тут Лазер очень хорошо вписывается. Один только недостаток: Лайкоминг  
Нужна спарка... можно спарку... причем рядом, а не тандемом... Нужно усилить... можно усилить и конструкцию и шасси... Причем и профиль крыла можно для начального обучения поменять... и закрылок поставить... Да и движок М14 установить...

Mr.Pro дело говорит. Спортивный самолёт с хвостовой опорой очень труден для начинающих прежде всего на посадке.
Сидишь позади крыла, механизации как правило нет, скорости на заходе большие, на выравнивании не видно ни зги, шасси пружинит и норовишь закозлить, при боковике, когда катишься и снижается эффективность рулей вообще трудно удержать самолёт от разворота. Плюс ещё вестибулярка и башка охреневшая от упражнений в зоне. Поэтому правильна была Советская методика, сначала 52, а потом уже спортивная одиночка с тренером на рации
можно и с передним колесом... Если Лазер начального обучения можно не гнаться сильно за весом... Проблем то нет - Вы же сами делаете этот... уже не Лазер... Считать только надо уметь, опыт иметь... И деньги на движок...

насчет сборки заводской и гаражной. Я не хочу никого обидеть из самодельшиков... Я вот об этом говорил, когда сравнивал гаражный и заводской самолеты. Не сделаешь такого в гараже.  
Я хотел сказать про другое... даже в больших фирмах концепцию, основные расчеты и т.д  ведут относительно немного людей...
И часто самодельщики работали и работают в больших фирмах... имеют соответствующее образование и опыт. Да и если взять фирмы малой авиации, то, вероятно, много там бывших самодельщиков...

В гараже, наверное, все можно сделать или почти все... в этом классе машин... я вообще то не гараж имел в виду, а, скажем маленькую фирму... с хорошим помещением и сколько то человек.

Лазер ведь прост по конструкции, но рационален... И когда Су-26 проектировали, то, наверное, внимательно его изучили... ферма тоже из стальных труб, хотя все Яки пилотажные до этого были цельнометаллические и с полотнянным покрытием... И про дерево все знали, но сделали крыло и ГО из пластика... к чему и пришли  Зивко и Экстра...
 

Mr.Pro

Я люблю летать на самолетах!
все Яки пилотажные до этого были цельнометаллические и с полотнянным покрытием...  
Цельнометаллические только начиная с полтиннока. У Як-18А тоже ферма была из хромансиля.

Вот, кстати, очень хорошая алтернатива Як-52 и лазеру - это Питтс-12. Который с М-14. Очень прилично смотрится в воздухе. Как по мне, так даже лучше Лазера. И тоже самоделка. Хотя у меня душа лежит больше к монопланам, но 12-я модель уж очень понравилась. Пока не было возможности на ней покататься. Но смотриться прилично. И шасси там крепкие. Да, и насчет Лайков: амеры сами шутят, см надпись на второй фотке, на воздухозаборнике карбюратора М-14 - в этом году на тех же соревнованиях в Вермонте этого Питса сфоткал :)
 

Вложения

Yubin

Я люблю этот Форум!
Во первих словах своего письма извиняус - что болшему количеству народа не отвечал. Промежду сокрашением с работы (которыю я никогда не любил) и всем осталным- времени не было совсем..волка ноги кормят.
Скажу саразу что с Серегой(Mr.Pro) соглашаюсь во всем- Лазер ето машина которая сможет летат не далше advance. (Кевин-человек который чертежи продаёт -так и говорит) , Лазер-2300 - ето двухместная версия с О-540 лайкомингом. Мотот держит в принцыпе ОК ( знаю Серега его не любит) но со следююшего месяца я стану оффициалной ремонтной базой Лайкоминга- и ГАРАНТИРУЮ- что чтобы вы мои двигатетели развалили - вам нужно летат как два Сереги- Боряк/Прологаев вместе взятые...
 

Yubin

Я люблю этот Форум!
по хвосовому колесу: я от него БАЛДЕЮ! на нем летат не могут лиш те у кого ноги(и мозги) парализованы.за почти 2000 часов налета в качестве инструктора скажу- таких очень-очень мало!
 

Mr.Pro

Я люблю летать на самолетах!
2 Yubin: Жень, это ты что ли? Или не ты? :)

По поводу Pitts-12 - один недостаок для первоначального обучения - хвостовое колесо. Зато на этом самолете оно настоящее, а не пуговица. Впрочем, какое поставите. Это же самоделка :)
 

Mr.Pro

Я люблю летать на самолетах!
по хвосовому колесу: я от него БАЛДЕЮ! на нем летат не могут лиш те у кого ноги(и мозги) парализованы.за почти 2000 часов налета в качестве инструктора скажу- таких очень-очень мало!
Хе :) Ну мне тоже больше нравится с ховстовым колесом. С нормальным, как на Сучках. Вот на Як-50 там хвостовое колесо стопорилось взятием ручки на себя. Рулить была морока. Чтобы повернуть, надо сначала отдать ручку ОТ себя (это без носового колеса то:)) и только потом дать ногу и оборотики. Морока. Хотя дело привычки. Стремно было только поначалу.
На Сучках или на 55-х одно удовольствие.
Но ведь мы говорим о спарке для первоначального обучения. А винты нынче дорого стоят :)
 

eXmajor-ME

Любитель Малой Авиации
@Yubin
...если здесь такие спортяги собираются, надо потихоньку умолкать и ретироваться!
...да ещё и фамилии всплывают такие, которые не спортсменам, ни чего не говорят!
...или Вы считаете все должны их ведать?
...тогда представляйтесь!


...речь то, совсем о другом!
...спортивный самолёт за 100-150К!
...который можно своять своими силами!
...господа инструктора/спорсмены! ...пощадите умы блинолетных!


/me
 

Mr.Pro

Я люблю летать на самолетах!
...да ещё и фамилии всплывают такие, которые не спортсменам, ни чего не говорят!
...или Вы считаете все должны их ведать?
...тогда представляйтесь!
Майор, ну что так официально то? Мы же советские люди, можно проще, на "ты" как оно было в начале. А то я себя уже могу глубоким старцем почувствовать :)
Но в ветке речь изначально шла о Лазере, а потом Герман поинтересовался насчет алтернатив. Так что вроде все в пределах топика. Насчет представиться - это не проблема, Женька (если это бы он) меня уже "заложил" только вторая гласная в моей фамилиии должна быть "а" :)  Правилно вот так: Пролагаев.
 
Вверх